ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

МАШКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студент факультета педагогического и художественного и образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, yuliamashkova2000@mail.ru

Ключевые слова: графические композиции, графика, детская художественная школа, учащиеся, изобразительное искусство, элементы композиции, законы композиции, принципы композиции.

Аннотация: В статье представлена актуальность и востребованность формирования навыка создания графических композиций у обучающихся детской художественной школы. Раскрыты понятия: «композиция», «графическая композиция». Автор выделила и раскрыла особенности формирования навыков графической композиции у учащихся детской художественной школы.

FORMATION OF SKILLS IN CREATING GRAPHIC COMPOSITIONS AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN’S ART SCHOOL

Mashkova Yulia Alexandrovna

Faculty of Pedagogical and Artistic Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: graphic compositions, graphics, children’s art school, students, fine arts, elements of composition, laws of composition, principles of composition.

Annotation: The article presents the relevance and relevance of the formation of the skill of creating graphic compositions among students of the children’s art school. The concepts of «composition», «graphic composition», are revealed. The author highlighted and revealed the features of the formation of graphic composition skills among students of the children’s art school.

 

На современном этапе образование ставит задачу не только передать знания обучающим, но и развить у них навыки, позволяющие успешно справляться с теми требованиями, которое предъявляет мир, а также развивать все аспекты личности ребенка, в том числе творческие способности [1].

Одной из важных составляющих творческого потенциала обучающих является формирование навыка создания графических композиций, поскольку они являются одним из наиболее востребованных видов исскуства в современных реалиях. Графические композиции окружают нас повсюду: на страницах книг и журналов, в фильмах и мультфильмах, в рекламе, на упаковках товаров и т.п. Они передают идеи, информацию и эмоции, помогая воспринимать и понимать окружающий мир, выражать чувства и мысли [7].

Графические композиции – это особая форма изображения, где элементы (цвет, линии, формы, пропорции), объединяются в единое целое, передавая определенные эмоции и создавая впечатление; искусство по созданию гармоничного и эстетически привлекательного визуального образа. Графическое искусство имеет большое значение в развитии творческого воображения, мышления и эстетического вкуса у обучающихся [6].

Не каждый человек обладает навыками и умениями создавать графические композиции, несмотря на их всеобщую доступность и очень это актуально для детей, которые начинают раскрывать свой творческий потенциал. Одним из таких мест, где могут развить художественное видение и освоить первоначальные навыки по созданию графических композиций, является детская художественная школа. Перед педагогом встают следующие задачи: создание условий, которые обеспечат развитие графической деятельности на уроках изобразитильного искусства; сохранить непосредственность и свежесть восприятия, увлеченность процессом, богатство воображения. Этому способствуют техники и приемы работы, которые используются на уроках «Графической композиции» [5].

Композиция в изобразительном искусстве передает ясно и убедительно основную идею и замысел произведения. Графические элементы могут создавать настроение, передавать информацию и вызывать эмоции у зрителя. Графические работы могут вызывать у зрителя различные эмоции и ощущения, а также передавать определенные идеи и послания. Композиция, линии, цвета и текстуры используются для создания гармоничного и привлекательного образа.

Композиции (от лат. componere «сочинять», «располагать», «составлять») – это организация элементов изобразительного искусства, таких как линии, формы, цвета и текстуры, на плоскости или в пространстве. Это помогает художнику создать гармоничный и привлекательный образ, который привлекает внимание зрителя и передает задуманное послание [6].

Основными элементами композиции являются баланс, пропорции, ритм, акценты и движение. Рассмотрим их по отдельности.

Баланс – это распределение визуального веса в произведении. Он может быть симметричным, когда элементы расположены симметрично относительно центральной оси, или асимметричным, когда элементы расположены асимметрично, но при этом создавать ощущение равновесия.

Пропорции – это соотношение размеров и форм элементов в произведении. Правильные пропорции помогают создать гармоничный и сбалансированный образ.

Ритм – это повторение и варьирование элементов в произведении. Это создает ощущение движения и динамики, что делает произведение более интересным и привлекательным для зрителя.

Акценты – это элементы, которые привлекают внимание зрителя и находятся в центре внимания в работе. Они могут быть созданы с помощью контраста, яркого цвета или уникальной формы.

Движение – это создание ощущения движения или направления в работе. Он может быть создан с использованием линий, форм или композиционных элементов, которые указывают в определенном направлении.

Композиция как важный элемент в создании графических работ помогает художнику передать свои идеи и эмоции, привлечь внимание зрителя, создать гармонию и баланс в своей работе, усилить ее посыл и сделать работу более интересной и привлекательной [4].

Способы, которыми композиция влияет на графические работы:

  1. Передача настроения и эмоций. Например, симметричная композиция может создавать ощущение спокойствия и гармонии, а асимметричная композиция может создавать ощущение динамики и движения.
  2. Привлечение внимания зрителя. Хорошо организованная композиция может привлечь внимание зрителя и удержать его внимание на работе. Акценты и элементы движения могут помочь привлечь внимание зрителя и направить его взгляд вокруг работы.
  3. Создание гармонии и равновесия. Хороший баланс и пропорции помогают создать гармоничный и сбалансированный образ, приятный глазу.
  4. Усиление сообщения. Композиция может помочь художнику усилить свое сообщение или идею, подчеркнуть определенные элементы или создать определенное настроение, чтобы более эффективно передать задуманное сообщение.
  5. Создание интереса и визуальной привлекательности. Ритм, акценты и движение могут придать работе динамику и энергию, сделав ее более привлекательной для зрителя.

Понимание основ композиции и ее роли в создании графических произведений является важным навыком для учащихся детской художественной школы, так как это поможет им развить свои творческие способности и создавать качественные и привлекательные графические композиции [6].

Одним из основных законов композиции является закон гармонии и равновесия. Гармония достигается за счет правильного сочетания форм, цветов, линий и тексту; закон равновесия – правильным сочетанием объектов и их распределением в пространстве.

Закон центральности подразумевает наличие главного фокусного элемента или точки, привлекающей внимание зрителя. Центральности можно добиться, расположив главный объект в центре композиции или используя линии, которые направляют взгляд зрителя к центральному элементу, что помогает создать акцент и усилить эффект визуального произведения.

Закон перспективы помогает создать иллюзию глубины и пространства. Этого можно достичь, используя линейную перспективу, при которой параллельные линии сходятся в одной точке на горизонте, что помогает создать ощущение трехмерности и придает изображению глубину.

Закон ритма в композиции достигается повторением определенных элементов (форма, цвет или линии) и помогает создать гармоничное и упорядоченное впечатление. Повторение создает ощущение движения и динамики в композиции.

Одним из наиболее эффективных законов композиции является закон контраста, которвый достигается за счет сочетания противоположных элементов, таких как светлые и темные цвета, грубые и гладкие текстуры, тонкие и толстые линии. Контраст помогает привлечь внимание зрителя и создать эффект сопротивления и напряженности.

Закон движения в композиции достигается с помощью линий, которые переводят взгляд зрителя с одного элемента на другой. Линии могут быть прямыми, изогнутыми, волнистыми или диагональными. Движение помогает создать ощущение динамики и энергии в композиции.

Знание законов композиции поможет учащимся детской художественной школы развить свои навыки в создании графических композиций и создать привлекательные и гармоничные произведения искусства [7].

Развить навыки создания графических композиций, для получения гармоничного и эстетически приятного впечатления, учащимся детской художественной школы, помогут знания основных принципов композиции в изобразительном искусстве.

Одним из основных принципов композиции является баланс. Он обеспечивает равномерное распределение визуального веса элементов (размер, цвет, текстура или яркость) в композиции. Существует два типа баланса: симметричный и асимметричный. Симметричный баланс достигается путем симметричного размещения элементов с одинаковым визуальным весом относительно оси. Асимметричный баланс достигается путем размещения элементов с разным визуальным весом, создая впечатление сбалансированности.

Ритм – это повторение или варьирование элементов визуального образа. Ритм может быть создан с помощью повторяющихся линий, форм, цветов или текстур. Правильное использование ритма помогает создать гармоничную и сбалансированную композицию.

Пропорции определяют соотношение между размерами и формами визуальных элементов. Правильное использование пропорций помогает создать гармоничный и эстетически привлекательный образ. Например, пропорции могут быть использованы для создания эффекта перспективы или выделения важных элементов.

Движение можно создать с помощью линий, форм или цветов, которые направляют взгляд зрителя по композиции. Правильное использование движения помогает создать динамичный и интересный образ.

Контраст – это разница между элементами композиции. Контраст можно создать с помощью цвета, формы, текстуры или яркости. Правильное использование контраста помогает создать интересный и выразительный образ.

Глубину можно создать с помощью перспективы, тонального рисунка или использования пространственных элементов. Правильное использование глубины помогает создать трехмерное и реалистичное изображение.

Фокус – это сосредоточение внимания на определенном элементе или области композиции, который может быть достигнут с помощью контраста, цвета или размера элементов.

Единство – это связь и гармония между элементами композиции, достигается с помощью повторяющихся элементов, цветовой гаммы или стиля [4].

Итак, правильное использование принципов композиции помогает овладеть навыками создания графических композиций у учащихся детской художественной школы; создавать гармоничные, эстетически привлекательные и выразительные изображения.

Чтобы привить интерес к созданию графической композиции, необходима особая организация процесса поэтапного создания художественного произведения. Важные условия успешного развития детского художественного творчества: разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях; неповторяющиеся задания, интересные для детей; возможность выбора; новизна обстановки; необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы.

Развитию детского воображения, в частности, благодаря разнообразию используемых материалов, также способствует использование учителем нетрадиционных изобразительных приемов на уроках: растирание жесткой полусухой кистью, рисование пальцами, рисование ладонью, оттиск пеной, оттиск пенопластом, оттиск мятой бумагой, восковые мелки и акварель, свеча и акварель, предметная монотипия, черно-белая граттаж, цветная граттаж, промокание, промокание тюбиком, аэрозоль, принты в виде листьев, тиснение, пейзажная монотипия и многие другие. Эти и другие методики могут быть успешно применены как у детей дошкольного возраста (4-6 лет), так и у детей школьного возраста (7-10 лет) [3].

Чтобы успешно развивать у детей навыки создания графических композиций, необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, создавать условия для их творческого самовыражения и развития. Также важно проводить систематическую работу по развитию навыков создания графических композиций с использованием различных методов и техник, а также предоставлять детям возможность для самостоятельного творчества и экспериментов.

Знание теоретических основ и овладение различными техниками помогают детям раскрыть свой творческий потенциал и развить свою индивидуальность. Работа педагогов детской художественной школы играет ключевую роль в формировании у детей навыков создания графических композиций, поэтому они должны быть готовы организовать систематическое обучение и развитие творческого мышления у своих учеников [2].

Формирование навыков создания графических композиций является важным аспектом развития творческого мышления и художественного восприятия у детей, играет ключевую роль в создании графических произведений, позволяет организовать элементы изображения таким образом, чтобы они были гармоничными и передавали то, что задумал художник.

Особенностями формирования навыков графической композиции у учащихся детской художественной школы являются:

– знание учащимися основных элементов композиции (баланс, пропорции, ритм, акценты и движения);

– выбор способов организации: передача настроения и эмоций; привлечение внимания зрителя; создание гармонии и равновесия;  усиление сообщения; создание интереса и визуальной привлекательности.

– знание основных законов композиции: гармонии и равновесия, центральности, перспективы, ритма, контраста, движения;

– знание и правильное использование основных принципов композиции законов композиции (баланс, ритм, пропорции, движение, контраст, глубина, фокус, единство);

– особая организация процесса поэтапного создания художественного произведения педагогами детской художественной школы, привитие интереса к созданию графической композиции.

 

Список использованных источников

 

  1. Бреусова, Т. А. Методы и приемы обучения младших школьников основам композиции на уроках изобразительного искусства / Т. А. Бреусова. – Текст: непосредственный // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – – № 1 (15). – С. 14–16.
  2. Варданян, В. А. Формирование готовности обучающихся к созданию художественного образа в процессе выполнения сюжетно-тематической композиции / В. А. Варданян, И. В. Хомякова, И. О. Зобова. – Текст: непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2020. – №. 4 (46). – С. 283–298.
  3. Гармашова, С. С. Формирование готовности будущего учителя к творческой художественно-изобразительной деятельности средствами графической подготовки : автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Гармашова Светлана Сергеевна ; Сочинский государственный университет туризма и курортного дела. –Майкоп, – 24 с. – Текст: непосредственный.
  4. Григорян, Е. А. Основы композиции в прикладной графике : учебно-методическое пособие / Е. А. Григорян. – Ереван : РУМК Минвуза АрмССР, 1986. – 82 с. – Текст: непосредственный.
  5. Дудинская, И. И. Формирование композиционных умений школьников в процессе работы над ритмическим построением изображения / И. И. Дудинская. – Текст: непосредственный // Инновационное развитие. – 2017. – № 4 (9). ̶  С. 119–122.
  6. ПаранюшкинР. В. Композиция. Теория и практика изобразительного искусства: учебное пособие / Р. Паранюшкин. – Санкт-Петербург : Лань, – 102 с. – ISBN 978-5-8114-1988-3. – Текст: непосредственный.
  7. Шубина, Е. А. Особенности развития композиционного мышления детей младшего школьного возраста графическими средствами / Е. А. Шубина. – Текст: непосредственный // Образование и наука в современных условиях, 2015. – № 4 (5). – С. 135-139.

Добавить комментарий