ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЮ ЖИВОПИСНОГО НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «АКВАРЕЛЬ» НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

КУРКИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, juliakurkina122@gmail.com

 

 

Ключевые слова: натюрморт, изображение живописного натюрморта, техника «акварель», художественно-творческая деятельность, детская художественная школа, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по обучению изображению живописного натюрморта в технике «акварель» на занятиях в детской художественной школе.

 

TEACHING PICTURESTERY STILL LIFE

IN THE “WATERCOLOR” TECHNIQUE IN CLASSES AT CHILDREN’S ART SCHOOL

 

Kurkina Yulia Aleksandrovna

student of the Faculty of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University

named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia

 

Key words: still life, image of a picturesque still life, watercolor technique, artistic and creative activity, children’s art school, art.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on teaching the depiction of a picturesque still life using the watercolor technique in classes at a children’s art school.

 

Натюрморт – один из самостоятельных жанров живописи. Своеобразие данного жанра заключается в его больших обучающих возможностях, особенно для детей. Возможности натюрморта имеют большое значение для воспитания художественного и эстетического вкуса. Через изображение конкретных предметов ребенок может выразить в образной форме различные аспекты его окружающей жизни, включая вкусы, нравы, социальное положение родителей, а также свою причастность к историческим событиям и знания, полученные из книг, фильмов и телепрограмм. Натюрморт является удобным инструментом для обучения школьников рисованию по многим причинам: он статичен, сохраняет свою форму длительное время, а предметам можно придавать любое положение, создавая интересные комбинации форм, движений, текстур, размеров и цветов. Натюрморт помогает решать основные учебные задачи и способствует развитию творческих навыков.

Голландский натюрморт представляет собой еще одно заметное направление в истории этого жанра. Схожие исторические судьбы народов Голландии и Фландрии, их общее художественное наследие породили много общих черт в их живописи. Из этого общего искусственного опыта обе школы черпали вдохновение. [1].

Немецкий натюрморт XVII века занимает менее значительное место по сравнению с натюрмортами Голландии и Фландрии. Его развитие было тесно связано с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали два направления: натуралистическое и декоративное, практически не пересекаясь. [5].

Натюрморт в итальянской живописи был гораздо более насыщенным и ярким по сравнению с немецким, хотя и уступал по силе фламандскому и по многогранности и глубине голландскому.[4]

Испанскому натюрморту присущи возвышенная строгость и особая значимость изображаемых предметов, что особенно ярко выражено в работах испанского художника Франсиско де Сурбарана.. [2].

В наше время акварель стала самостоятельной и хорошо развитой техникой в искусстве. До XVII века акварель играла вспомогательную роль в живописи, не имея самостоятельного значения. Однако, начиная с XVII века, она стала отдельным видом искусства в Англии. В начале XIX века акварель стала самостоятельным искусством и в других странах Западной Европы. [3]

Особенностью живописной техники, в отличие от других видов изобразительного искусства, таких как графика, является ее способность передавать цветовую характеристику, или колорит, видимого объекта или явления. Сравнивая технику акварели с другими методами живописи, такими как темпера, гуашь, масло, следует обратить внимание на ее основные свойства: прозрачность, легкость, а также чистоту и интенсивность цветов.

Натюрморт играет ключевую роль в образовательном процессе с учащимися. Предметы, статичные и легко видимые с близкого расстояния, обычно в стабильных условиях освещения в ателье или других помещениях, представляют идеальное поле для занятий живописью.

На начальном этапе работы была определена ее тема и содержание, техника выполнения, материалы и средства. Одновременно с практической работой отбирался и систематизировался теоретический материал. При выборе содержания творческой работы было разработано и составлено несколько эскизов, выбраны наиболее удачные, отражающие суть работ.

Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа: схематизацию, типизацию, индивидуализацию и обобщение. На этапе схематизации предметы размещают на листе бумаги, рисуя их упрощенную схематическую форму. На этапе типизации выявляют форму предметов. На этапе индивидуализации стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят к индивидуальной проработке формы предметов, их светлоты, фактуры, освещенности.  На этапе обобщения приводят весь рисунок к единому целому, работая «от частного к общему».

I этап. Предполагает композиционное размещение изображения в листе бумаги.

II этап. Уточняется место каждого из предметов относительно друг друга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивная основа формы.

III этап. Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжается работа тоном.

IV этап. Заключительный. Он предполагает процесс завершения рисунка. На этом этапе показываем наиболее контрастную часть, показываем разницу в тенях.

Практика показывает, что пренебрежение любым из этапов последовательной работы приводит к неизбежным ошибкам, порой грубым. У учащихся при этом теряется интерес к рисованию с натуры. Например, не изучив постановку, не сделав предварительно эскиз, учащийся много времени тратит на композиционное размещение предметов в листе. Или, не сравнив пропорции предметов приступить к их построению. Неправильное ведение тонового разбора может привести вообще к порче рисунка.

Поэтому важно с самого начала обучения учебному рисунку строго придерживаться последовательности в работе над учебными заданиями.

 

Список использованных источников

 

  1. Алтапов, М. В. Всеобщая история искусств : учебное пособие для учащихся педучилищ / М.В. Алтапов. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2019. – 598 с. – Текст : непосредственный.
  2. Виппер, Б. Р. Проблема и развитие натюрморта / Б. Р. Виппер. – Санкт-Петербург : Азбука – классика, 2020. – 378 с. URL: https://studfiles.net/preview/6306733/ (дата обращения:22.06.2024).
  3. Виппер, Б. Р. Статьи об искусстве / Б. Р. Виппер. – Текст: электронный // Москва : Искусство, 2019. – 591 с. URL: http://tehne.com/library/vipper-b-r-stati-ob-iskusstve-m-1970 (дата обращения:22.06.2024).
  4. Дурасов, А. П. Натюрморт. Учебное пособие для студентов художественно — графических факультетов педагогических институтов / А. П. Дурасов. – Москва : Прест, 2018. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  5. Кузнецов, Ю. И. Западноевропейский натюрморт / Ю. И. Кузнецов – Москва : Советский художник, 2020. – 288 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1001272552/about-zapadnoevropejskij-natyurmort-yurij-kuznetsov (дата обращения:22.06.2024).

Добавить комментарий