МУЗЫКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

УДК 784. 1. 071.2

ББК 85.314

САДРЕТДИНОВА АМИНА РАШИДОВНА

магистрант факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, sadretdinova.mina@mail.ru

Научный руководитель: к.п.н., доцент О. Ф. Асатрян

Ключевые слова: музыкальный слух, музыкальная интонация, координация слуха и голоса, старший дошкольник, дополнительное образование.

Аннотация. В статье рассматривается важность музыкально-интонационного развития старшего дошкольника, его музыкального слуха и певческого голоса в дополнительном образовании. Актуализируется важность развития координации слуха и голоса для будущей музыкально-исполнительской деятельности юного музыканта.

MUSICAL AND INTONATION DEVELOPMENT OF OLDER PRESCHOOLERS IN ADDITIONAL EDUCATION

SADRETDINOVA AMINA RASHIDOVNA

2nd year master’s student, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Keywords: ear for music, musical intonation, coordination of hearing and voice, senior preschooler, additional educationAbstract. The article examines the importance of the musical and intonation development of a senior preschool child, his musical ear and singing voice in additional education. The importance of developing coordination of hearing and voice for the future musical and performing activities of a young musician is updated

 

Социально-культурная ситуация в российском обществе начала XXI века характеризуется интенсивным процессом обновления системы дополнительного образования, который обусловлен реализацией новой педагогической парадигмы, ориентированной на развитие ребенка как индивидуального, саморазвивающегося субъекта, способного получать и применять знания в разных формах деятельности, полноценно раскрывая свой личностный потенциал. Актуальным, полноценным и необходимым компонентом системы образования сегодня является дополнительное образование. Правовой статус дополнительного образования закреплен  положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании н не сопровождается повышениям уровня образования» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 272-ФЗ (ред. От05.05. 2014). Дополнительное образование  – это специальная образовательная деятельность различных систем, направленная на удовлетворение  индивидуальных запросов детей, творческое освоение ими  новой информации  формирование новых жизненных  умений и способностей, их самоопределение и самореализацию в разных сферах науки,  искусства, культуры и. т. п.(В. Горский,ь А Журкина, В. Ляшко). Ценность дополнительного образования детей  состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний, и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные возможности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценно организации свободного времени.  Дополнительное образование осуществляется как в самостоятельных учебных заведениях, так и на базе общеобразовательных школ.

Важность периода старшего дошкольного детства, является наиболее важным, ключевым периодом, который формирует дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению. Дошкольный этап образовательной системы отмечен особым вниманием. Среди выделенных в основных видов деятельности особую значимость в этом возрасте приобретает музыкально-художественная деятельность.

Процесс музыкально-интонационного развития старшего дошкольника, его исполнительской культуры в дополнительном образования рассматривается нами как устойчивое эмоционально-волевое отношение к музыке в целом, и эмоциональная рефлексия- отношение, в частности, которые определяют характер и способы удовлетворения музыкальных и духовных потребностей ребенка в современном социуме.

Приобщение ребенка к музыке – это вхождение в мир волнующих, радостных переживаний и открытий, путь эстетического переживания и освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Мир переживаний ребенка – старшего дошкольника этого возраста  (6-7 лет), довольно ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают доступные его опыту явления жизни. Исходя из этого, педагог использует определенные средства музыкальной выразительности, понятный по содержанию и интонации круг образов, доступных восприятию детей. Яркая мелодия и выразительные интонации, характерный ритм и гармонии, – это образный язык музыки, и узнавая этот мир, ребенок учится выражать свое отношение к окружающему миру. И насколько это мир музыки будет доступен для ребенка – многое зависит от педагога.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в  мир Музыки , надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Прежде всего воспитать у ребенка музыкальное ухо и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности.  Вне их невозможно приобщить ребенка  к этому прекрасному миру, невозможно и целостное развитие личности. Вот почему в дошкольном  детстве  надо развивать музыкальность  у каждого ребенка,  независимо от тех возможностей, которыми они обладают от природы.

Многочисленные исследования по психологии и педагогике (Н. А. Ветлугина, А. В Запорожец, З. П. Пилипенко, О. П. Радынова, Д. Б. Кабалевский и др.) объединены общим замыслом – выявление характера взаимосвязей между музыкальным воспитанием и музыкальным развитием ребенка. Также учеными-методистами была выявлена структура  музыкальности, которую можно сформировать у детей в разнообразных видах деятельности: восприятие музыки, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, исполнительском творчестве.

Главнейший показатель музыкальности – эмоциональная отзывчивость  на музыку. Простейшие сенсорные (чуткое восприятие свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира) способности в этой области являются базой для становления более сложных, основных: ладовысотного слуха и ритма. Этот комплекс способностей проявляется при восприятии музыки в слуховых представлениях, в исполнении и творчестве.

Обратимся к высказыванию известного психолога Б. М. Теплова, –« … Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных  задатков, но она есть результат развития, результата воспитания и обучения       [5 с. 61]. В целом это проблема качественная. И педагогу важно понимать: основное – не насколько ребенок одарен, а какова природа его музыкальности, а следовательно, и каковы пути его развития. В этих выводах Б. М. Теплова четко сформулированы основные закономерности поставленной проблемы.

Музыкальное развитие понимается нами как качественный переход от проявлений простых, низших форм эстетических отношений и способностей к более сложным и высшим. И если получаются новые качества в этих отношениях, то можно говорить о состоявшемся  музыкальном развитии. Итак, музыкальное воспитание и развитие находятся во взаимных связях  и оказывают друг на друга взаимодействие.

Содержательную основу методики раннего музыкально-интонационного развития старшего дошкольника составляет  комплекс музыкально-интонационных моделей, используемых в качестве музыкальных сенсорно-образных эталонов-интонационных единиц музыкального языка, сопоставимых по значению со смысловыми опорами эмоционально-интонационного познания музыкальной коммуникации. Основой для разработки музыкально-интонационных моделей послужили коммуникативные стереотипы музыкального восприятия («коммуникативные архетипы») Д. К. Кирнарской, архетипические символы (музыкально-семантические архетипы) A. B. Тороповой, первичные интонационные структуры Э. Е. Алексеева. Музыкально-интонационные модели являются устойчивыми мелодическими образованиями с характерным звуковысотным, ритмическим, динамическим и тембральным соотношением звуков, имеющими определенный коммуникативный смысл и эмоциональное содержание. Каждой музыкально-интонационной модели соответствует своя мелодия-попевка, свой изобразительный образ и свое двигательно-пространственное игровое отображение [4, с. 17].

И все же одной из основных фор освоения жизни и окружающей действительности для старшего дошкольника  является игра. Музыкально-дидактические игры нацелены на развитие музыкальных способностей, углубление представлений детей о средствах музыкальной выразительности. Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Н. А. Ветлугина разработала классификацию музыкально-дидактических игр:

— игры с игрушками,

— игры с картинками,

— хороводные игры,

— подвижные игры.

В основу данной классификации положено различия игровых действий детей. Н. А. Ветлугина отмечает, что в основе развития музыкально-сенсорных способностей лежит различие свойств музыкальных звуков (высота, продолжительность, динамика, тембр). Некоторые свойства звука дети различают легко (тембр, динамика), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения).

Цель применения музыкально-дидактических игр – развивать музыкальные способности, углублять представление детей о средствах музыкальной выразительности. [2, с. 7].

Музыкально-дидактические игры разнообразны по задачам и содержанию, способствуют формированию у детей умения слушать музыку, развивают высотный, ритмический, динамический и тембровый слух. Музыкальный слух в свою очередь, позволяет детям проявить себя в самостоятельной музыкальной деятельности.

Многообразные задачи, которые детям приходится решать в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и ролевых усилий – организованности, выдержки, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, развивают внимание, находчивость, инициативу. Все задачи, которые решаются, средствами музыкально-дидактических игр, связаны с задачами музыкального воспитания, с развитием музыкальных способностей и в частности с развитием сенсорных способностей, в основе которых лежит восприятие различных свойств музыкального звука.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование музыкально-дидактических игр. Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят.

Для того чтобы развивать в детях самостоятельность: умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, педагог сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкально-творческих способностей детей. Такие игры как «Музыкальная книжка», «Чья это музыка?», «Музыкальное домино», «музыкальное лото» используются не только на занятиях. Но и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных способностей детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда педагог сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Музыкально-дидактические игры проводятся с различным по численности составом детей (всей группой, подгруппой или индивидуально). Со всеми детьми одновременно можно провести игры «В лесу», «Матрешки», «Колобок», «Знакомые песни», подгруппой – «Где мои детки?», «Колобок», «Кто в домике живет?». При объединении детей учитываются индивидуальные особенности каждого. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему педагог пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например, дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребенок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Необходимо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам. В игре возникают определенные формы обучения детей. Хорошо организованная игра за следующий день повторяется в том же составе. Это и понятно. Все старались, еще вчера они выбрали нового ведущего. Таким образом, у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежит задача развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для ребенка форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определять, правильно ли исполнена, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности и в первую очередь – чувство товарищества, ответственности. Так, дети-артисты, играя в концерт, проникаются ответственностью перед товарищами-зрителями, становятся более собранными, серьезными, внимательными к своему номеру.

Развитие музыкально-сенсорных способностей (элементарных представлений о свойствах музыкальных звуков) является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки. Как было отмечено, дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков и труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковысотных движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие звуковысотные отношения мелодии.

Применение зрительной наглядности, включающей пространственные представления (выше-ниже, длинее-короче), помогает сформировать у детей представление о свойствах музыкальных звуков. Зрительная наглядность в образной форме моделирует отношение звуков по высоте и длительности.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, в частности, развитие звуковысотного слуха можно классифицировать музыкальные игры и пособия именно по этому основанию.

Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определение характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр: настольные, подвижные, хороводные и пособия.

Эти наглядные пособия и наглядные игры на узнавание произведения. В них картинка или игрушка может выполнять подсказывающую роль, привносить игровые моменты. Часто используются настольные игры типа лото, в которых дети слушая музыку, должны закрыть соответствующие рисунки маленькой карточкой /например, изображение различных состояний природы, созвучного настроению музыки/. Эти игры предполагают различение характера музыки, частей произведений, определение жанра.

Для развития ладового чувства могут использоваться и подвижные игры (сюжетные и несюжетные), в которых дети должны согласовать движения  с характером музыки, сменой жанров, частей произведения.

Хороводные игры также могут быть средством развития этой способности, дети прислушиваются к пению друг друга, оценивают правильность воспроизведения мелодии голосом.

Таким образом, развитие ладового чувства предполагает сочетание методов (зрительной, слуховой наглядности, слова и практических действий).

Развитие музыкально-слуховых представлений связаны с различением, воспроизведением звуковысотного движения, поскольку формирование музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направления движения мелодии и включающие воспроизведения мелодии голосом или на музыкальном инструменте. При этом все методы могут варьироваться.

Возникновению первоначальных представлений о высоте звуков способствует зрительная и слуховая наглядность, взаимосвязи со словами. Примерами таких пособий могут быть попевки из «Музыкального букваря» (Н. А. Ветлугиной), с показом картинок: «музыкальная лесенка», «эхо».

Познание направления движения мелодии предполагает связь интеллектуальных, слуховых, зрительных, двигательных представлений в опоре на восприятие мелодии. Моделирование направления движения мелодии осуществляется многими способами: использование музыкальной лесенки, наборы разно звучащих колокольчиков, выкладывание на карточках с нотным станом кружков, соответствующих высоте мелодии и т.д.

Таким образом, для музыкально-интонационного развития старшего дошкольника, его музыкального слуха и певческого голоса в дополнительном образовании следует учитывать следующие положения:

— моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет разрывать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные и двигательные представления старших дошкольников:

— музыкальный слух во всех существующих системах музыкальности занимает центральное место, являясь, по определению Б. М. Теплова «доминирующим компонентом всей системы музыкальных способностей, присущих субъекту»;

— важнейшим компонентом музыкального слуха является способность выделения основной высоты (музыкальный слух по своему существу должен быть звуковысотным, иначе он не будет музыкальным);.

— в основе звуковысотного слуха лежит ладовое чувство, способность различать ладовые функции мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготение друг другу. Ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма – составляют три основные музыкальные способности, образующие ядро музыкальности;

— структура музыкальности разнообразна и одним из основных ее сенсорных компонентов является музыкальный слух. Формирование и развитие музыкального слуха проходит чрез формирование и развитие у детей основных музыкальных способностей:

а) ладовое чувство или эмоциональный компонент музыкального слуха;

б) способность к слуховым представлениям, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это репродуктивный компонент музыкального слуха;

— музыкально-дидактические игры являются важным средством формирования у детей музыкальных способностей, в том числе звуковысотного слуха, ладового чувства, чувства ритма и музыкальной памяти. Они обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука;

— рассматривая музыкальный слух как способность восприятия всех сторон вашего музыкального художественного впечатления: интонации, звуковой окраски, нюансировки, ритма, следует уделять должное внимание его развитию не только на музыкальных занятиях, но и во всех формах работы по музыкальному воспитанию в дополнительном образовании.

 

Список использованных источников

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальнй букварь / Н. А.. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1989. – 67 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкального развитие ребенка / Н. А.. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1968. – 415с
  3. Кабалевский, Д. Б. Как расказать детям о музыке? – Москва : Просвещение, 1982. – 113 с.
  4. Стулова, Г. П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса / Г. П. Стулова. – Москва : МГПУ им. В. И. Ленина, 2022. – С. 12–28.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов / Москва : Просвещение, 1961. – С.61–65.
  6. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова / Музыкальное воспитание дошкольников. – Моаква : «Академия», 2000. – 240с.

Добавить комментарий