РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 784. 1. 071.2

ББК 85.314

БУШУЕВА ОЛЬГА  ГЕННАДЬЕВНА

магистрант факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, bushaeva.olga@br.ru

Ключевые слова: певческие навыки, музыкальная интонация, детский вокальный репертуар, младший школьник, дополнительное музыкальное образование.

Аннотация. В статье рассматривается важность развития певческих навыков у младших школьников  в дополнительном музыкальном образовании. Актуализируется важность отбора детского песенного репертуара для музыкально-исполнительской деятельности младших школьников.

 

DEVELOPMENT OF SINGING SKILLS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN ADDITIONAL MUSIC EDUCATION

BUSHUYEVA OLGA GENNADIEVNA

2nd year master’s student, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

Keywords: singing skills, musical intonation, children’s vocal repertoire, junior schoolchildren, additional musical education.Abstract. The article discusses the importance of developing singing skills in junior schoolchildren in additional music education. The importance of selecting children’s song repertoire for the musical and performing activities of younger schoolchildren is being updated.

В современной действительности наблюдается значительный спад в области культуры и  искусства. В связи с этим понижается общий уровень интеллектуального и культурного (музыкально-эстетического развития), как взрослого человека, так и личности ребенка. Наступает духовный кризис  общества, которое ведет к деструктивным последствиям. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации духовного кризиса мы видим приобщение детей к ценностям музыкальной культуры и искусства, к различным видам музыкальной деятельности в системе дополнительного музыкального образования. В наше время младшие школьники  могут заниматься различными видами музыкальной деятельности в системе дополнительного образования. Музыкальное образование – это процесс усвоения знаний, умений, и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Также под музыкальным образованием нередко понимают и самую систему организации музыкального обучения. Основным путем получения музыкального образования является подготовка под руководством педагога, чаще всего в учебном заведении.

Правовой статус дополнительного образования закреплен  положениями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании н не сопровождается повышениям уровня образования» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 272-ФЗ (ред. От05.05. 2014). Дополнительное образование  – это специальная образовательная деятельность различных систем, направленная на удовлетворение  индивидуальных запросов детей, творческое освоение ими  новой информации  формирование новых жизненных  умений и способностей, их самоопределение и самореализацию в разных сферах науки,  искусства, культуры (А Журкина, В. Ляшко). Значимость системы дополнительного образования детей и юношества состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний, и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные возможности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценно организации свободного времени.  Дополнительное образование осуществляется как в самостоятельных учебных заведениях, так и на базе общеобразовательных школ.

Дополнительное музыкальное образования детей рассчитана на 7 лет и 5 лет обучения и содержит такие дисциплины как музыкальный инструмент (сольное пение), сольфеджио, практикум по сольфеджио, музицирование, аккомпанемент и игра (пение для вок.) в ансамбле, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор, оркестр, ансамбль, камерный ансамбль), предмет по выбору. Самыми главными в музыкальном образовании ребенка естественно являются такие исполнительские дисциплины как выбранный специальный инструмент, сольфеджио, хор. Музыкальные дисциплины не только позитивно влияют на творческое развитие детей, но формируют ценностные ориентации, учат наслаждаться красотой, восхищаться духовным богатством, утверждая свою эстетическую функцию. И любая эстетическая информация не оставляет к себе равнодушной, вызывая либо отрицательные, либо положительные эмоции.

Ценность дополнительного образования детей  состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний, и навыков, которые дети получают в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные возможности, адаптироваться в современном обществе и получать возможность полноценно организации свободного времени.  Дополнительное образование осуществляется как в самостоятельных учебных заведениях, так и на базе общеобразовательных школ.

Важность периода младшего школьного возраста, очевидна, являясь наиболее важным, ключевым периодом, который формирует дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению. Младший школьный возраст – это период, который отмечен особым вниманием. Среди выделенных в основных видах деятельности особую значимость в этом возрасте приобретает музыкально-художественная деятельность.

Музыка развивает сферу чувств и способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков и ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных впечатлений на субъекта: она заставляет радоваться и страдать, мечтать, грустить, думать. Любое восприятие произведения искусства есть его переживание. Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в котором участвует весь психический мир учащегося, чувства, интеллект, воля. Музыкальные произведения, оцениваемые ребенком, не исчерпывают себя акустическими особенностями звуковысотной последовательности. Воспитанник более или менее адекватно сопереживает воплощенное  в форме музыкального произведения идейно – эмоциональное содержание. Такому содержанию оценку дают не только чувства, но и разум. Интерпретация музыкального произведения не может быть сведена ни к чисто эмоциональному,  ни к чисто мыслительному процессу. Она содержит в себе также эстетическое наслаждение произведением и его рациональную оценку. Отметим, что всякое человеческое действие, кроме интеллектуальной оценки (знания), сопровождается соответствующей чувственной оценкой, эмоциональным суждением. У воспитанника возникает эмоция, сообразная каждой конкретной ситуации.  Эстетическое развитие при этом приобретает новые качества, становится на иную ступень. Таким образом, приобретенное ребенком трансформируется, и возникают новые качественно отличные сдвиги в становлении личности ребенка. То есть в процессе музыкального образования у детей формируются эстетические ориентации.

Пение (сольное, ансамблевое, хоровое) является одним из ведущих видов музыкальной деятельности младших школьников и наиболее доступным для всех образовательных учреждений, независимо от социальной принадлежности: все, что необходимо иметь для занятий – это музыкальный слух, голос и желание петь. Детские ансамбли,  хоры являются коллективным видом исполнительства, объединяющим участников-исполнителей единым творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, выполняют ведущие задачи в музыкально- эстетическом воспитании и образовании обучающихся.

Педагог детского ансамбля, хорового коллектива или сольного пения, формирует и развивает у детей определенные певческие навыки, культуру  выразительного и эмоционального исполнения детских произведений различных жанров. Развитие исполнительской культуры, исполнительского мастерства школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально–эстетического воспитания детей, то есть культуры музыкального восприятия и исполнения. Но, пожалуй, важнейшей задачей педагога музыки, хормейстера, является раскрытие потенциала музыкальных способностей каждого ребенка, формирование его музыкальной культуры..

Основной целью современного дополнительного музыкального образования является воспитание и развитие личности младшего школьника, его нравственной сферы, навыков музыкального исполнительства (пение, игра на простых музыкальных инструментах). Достижение этих целей невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Музыкальное образование», составляющей частью которой является и музыкальное вокально-хоровое искусство.

Важной гранью воспитания и развития личности является духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственный примат при восприятии окружающей действительности, является наиболее сложным в воспитательном процессе. Чувства и переживания, которые вызывают художественные образы произведений музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой самосознания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему (духовному) миру человека, способности познавать свое «Я», осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в учебно-образовательном и воспитательном процессе на этом этапе обучения (младшие классы) невозможно компенсировать в дальнейшем [4, с. 76].

Задачи младшего хора как вида музыкального искусства сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитора и понимания характерных особенностей данного произведения – вот что надо, прежде всего, воспитывать в учащихся на их собственном исполнительском опыте»[3, с. 84]. Для того, чтобы сделать это возможным, школьному хоровому коллективу необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [8, с. 25].

Занятия хоровым пением, с одной стороны – искусство, творческий процесс, с другой – учеба, требующая от школьника волевых усилий, преодоления трудностей, напряженного внимания. Регулярные, целенаправленные внеклассные занятия развивают у учащихся не только музыкальные способности, художественный вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание хормейстера, но также память, творческую активность, умение трудиться, ответственность, требовательность к себе и товарищам, трудолюбие.

Одним из наиболее важных аспектов музыкально-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса учащихся на уроках музыки и занятиях хора – является дидактически правильно выбранный репертуар, с учетом возрастных особенностей учащихся, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и опытом (музыкальная осведомленность). Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка, а с помощью музыки (вокальной, хоровой), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Спецификой детского хорового коллектива в музыкальном дополнительном образовании являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного хорового коллектива, репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей.

По мнению И. В. Кошминой, социальная роль хоровой деятельности возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [5, с. 22].

Итак, вокально-хоровая работа над репертуаром детской музыки, различных жанров, в условиях дополнительного образования  – является основным фактором развития певческой культуры младших школьников (вокально-хоровые навыки), и приобщение к музыкальной культуре в целом, в ходе реализации задач музыкально-эстетического воспитания. Участие младших школьников в занятиях хоровых кружков, студиях позитивно  воздействует на процесс формирования и развития общей культуры, накопление опыта музыкальной деятельности. Слушая и исполняя не сложные произведения русской духовной музыки на хоровых занятиях, школьники знакомятся с певческой культурой исполнения, приобретают навыки хорового пения и позитивный настрой в коллективной деятельности:

— ребята знакомятся с новыми музыкальными интонациями детской  музыки, народной песней, духовными произведениями, а также с музыкой своего региона, их слуховой опыт обогащается знанием новых произведений и жанров;

— в коллективе ребенок раскрывается, его легче узнать, обучать и направлять;

— участие в общем деле формирует у младшего школьника умение общаться, объективно оценивать свои поступки и действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки);

— заметим, что участники ансамбля, хора самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей;

— в пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-эстетические средства, положительно воздействующие на младшего школьника, усиливая позитивные влияния и нейтрализуя отрицательные.

 

Список использованных источников

 

  1. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя / Ю. Б. Алиев. – М. : Владос, 2000. – С. 20 – 25
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкального развитие ребенка / Н. А.. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 1968. – 415 с.
  3. Кабалевский, Д. Б. Каждый класс – хор /Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. – 1983.– № 13.
  4. Кабалевский, Д. Б. Как расказать детям о музыке? – Москва : Просвещение, 1982. – 113 с.
  5. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – М. : Владос, 2001. – 156 с.
  6. Стулова, Г. П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса / Г. П. Стулова. – Москва : МГПУ им. В. И. Ленина, 2022. – С. 12–28.
  7. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г.Чесноков. – Москва : Просвещение, 1961. – 245 с.
  8. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50-56.

Добавить комментарий