РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

УДК 37.0(045)
ББК 74.2
Г 935

ГУДКОВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «МГПУ М. Е. Евсевьева»

Руководитель – Милицина О.В, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры художественного и музыкального образования, г. Саранск, Россия, olga-curan@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается развитие коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в школе. Автор исследует влияние урока музыки на развитие коммуникативных способностей школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Статья также анализирует методы, использующиеся в педагогике музыкального образования. Проанализированы способы и методы развития коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в школе.

Ключевые слова: подросток, старшие школьники, коммуникативные способности, урок музыки, метод, способ.

DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ COMMUNICATIVE ABILITIES IN A MUSIC LESSON AT SCHOOL

GUDKOVA ANASTASIYA ALEXANDROVNA

student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev,

Supervisor – Militsina O.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Saransk, Russia, olga-curan@yandex.ru

Abstract: This article examines the development of adolescents’ communicative abilities in a music lesson at school. The author examines the influence of a music lesson on the development of communicative abilities of schoolchildren aged 10 to 14 years. The article also analyzes the methods used in the pedagogy of music education. The ways and methods of developing the communicative abilities of adolescents during music lessons at school are analyzed.

Key words: teenager, high school students, communication skills, music lesson, method, way.

 

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Современный мир человека невозможно представить без общения, данный процесс играет важную роль в жизни и деятельности каждого человека.

На разных возрастных этапах жизни человека общение имеет свои отличительные особенности.

Особо важную роль общение приобретает в подростковом возрасте, поскольку является основным видом деятельности. Посредством общения подростки формируют свою идентичность, активно ищут свою индивидуальность и место в обществе. Многие школьники подросткового возраста испытывают проблемы в развитии социальных навыков, им достаточно трудно выражать свои мысли, эмоции и чувства. Общение с друзьями и близкими помогает им справляться со стрессом, тревожностью и сомнениями, а также развивать такие навыки, как эмпатия и понимание.

Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен обладать коммуникативными навыками и способностями.

Определение «коммуникативные способности» содержательно охватывает два понятия: «коммуникация» и «способности». Термин «коммуникация» утвердился в научных областях философии, педагогики, психологии. Коммуникация в психологии трактуется как процесс передачи информации при помощи коммуникационных средств в условиях межличностного и массового общения [6, с. 175]. В педагогической науке она понимается как целенаправленный процесс педагогического общения и взаимосвязи, основанный на приеме, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений [2, с. 60].

Понятие «способность» имеет широкое применение в самых различных областях практики. По Б. М. Теплову, способности – это индивидуально–психологические особенности, которые отличают одного человека от другого и имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способность – это понятие динамическое, которая формируется, проявляется в деятельности и является условием развития способностей [7, с. 24].

Д. Б. Эльконин утверждает, что коммуникативные способности оказывают влияние на психическое развитие подростка, а также на общий уровень учебной деятельности [8]. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом успешной адаптации и творческой самореализации человека, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с раннего детства. Об этом свидетельствуют труды Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева [1].

Коммуникативные способности включают в себя умение слушать и понимать человека, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения, оказывать на него психологическое влияние. В педагогическом процессе для этого создаётся своеобразный эмоциональный фон, позволяющий и учителю, и ученику развиваться в нужном им направлении.

Общение в подростковом возрасте позволяет искать новые формы самовыражения, и большинство выбирает для этих целей искусство. Оно помогает подросткам лучше понять мир, дает возможность духовно развиваться и находить единомышленников. Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Каждый день мы обращаемся к различным видам искусства, таким как: живопись, скульптура или музыка.

Музыка – один из наиболее значимых видов искусства. Она окружает нас повсюду. Люди во все времена обращались именно к музыке, как к одному из наиболее популярных видов искусства.

В. Леви считает, что «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [5, с. 15].

В подростковый период развития, который приходится на средний этап обучения в школе, учебная деятельность встает на второй план, заменяя свое место общению и играм. В это время многим подросткам живое общение заменяет виртуальное, а любимыми занятиями становятся просмотр фильма или слушание музыки.

Урок музыки в школе помогает развить чувство прекрасного, сформировать музыкальные способности, преодолеть трудности в социализации. Так же музыка помогает преодолеть чувство психологической незащищенности и восстановить нарушенное эмоциональное равновесие.

Коммуникация и общение является главным видом деятельности подростков в связи с особенностями психологического развития. Музыка помогает средним школьникам в процессе общения друг с другом и самим собой. Музыкальная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал учащегося, создать возможность для развития инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника. Но это не означает что музыка полностью заменяет общение и коммуникацию между людьми.

В связи с этим, одной из наиболее важных задач музыкального образования является развитие коммуникативных способностей учащихся в музыкальной деятельности. Залогом эффективности развития коммуникативных способностей подростков на уроке музыки является использование комплекса общепедагогических методов музыкального образования и их варьирование.

По классификации Н. И. Козлова общепедагогические методы музыкального образования отражают внешнюю или вербально–поведенческую сторону деятельности, которая связана с выявлением знаний о музыке, композиторах, исполнителях и т.д. Специальные методы обуславливают мотивационную направленность музыкальной деятельности на формирование комплекса музыкальных способностей, музыкальности в целом. По мнению исследователя, специальные методы музыкального образования повышают внимание к соотношениям звука и смысла, решая задачи «погружения» в интонационную субъективность произведения. Именно использование данных методов ведет к обострению слуховых впечатлений, к обогащению жизненного опыта школьников и их знания о мире через слух, способствует активности в воспроизведении музыки [4, с.235].

Методами музыкального образования, способствующими эффективному развитию коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в средней общеобразовательной школе, являются: метод открытого диалога (создание в образовательной среде класса атмосферы открытых взаимоотношений, общения); метод создания эстетической ситуации (звучание музыки, показ живописных полотен, отрывков из стихотворений, фотоэтюдов, объединенных по принципу единства образно–эмоционального, идейного содержания); «микс–метод» (сравнение классической музыки в традиционном исполнении и современной обработке);  «музыкальный батл» (диспут, адаптированный для урока музыки); [3]. «СС–метод» (авторский метод В.Я. Семёнова, где СС – это социальные сети; предполагает использование социальных сетей) и др.

К способам развития коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в школе будут относиться: групповая работа и проекты (создание проектов по музыке в малых группах поможет развить навыки сотрудничества между участниками); дискуссии и обсуждения (организация обсуждений на темы, связанные с музыкой, поможет подросткам выражать и отстаивать свое мнение); импровизация и творчество (уроки, включающие в себя элементы импровизации помогут учащимся развивать уверенность в себе, что улучшает коммуникативные навыки); совместные музыкальные исполнения (организация и участие в хоре или ансамбле развивает не только музыкальные навыки, но также умение работать в команде и слушать друг друга); создание видеороликов или блогов (ведение блогов или создание видеороликов о музыке поможет подросткам более подробно изучить мир музыки, улучшить навыки своей устной и письменной речи); использование технологий (внедрение музыкальных приложений и онлайн–платформ для создания музыки открывает новые возможности для общения и сотрудничества между учениками).

Таким образом, развитие коммуникативных способностей подростков на уроке музыки в школе позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе, помогает учащимся наиболее эффективно взаимодействовать со сверстниками, создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, помогает раскрыть творческий потенциал учащегося. Приобщение к произведениям искусства в атмосфере сотрудничества создает возможность для развития творческой, инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника.

 

Список использованных источников

  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. – Москва : Просвещение, 2007. – 363 с.
  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров – Москва : Академия, 2005. – 176 с.
  3. Корчагина, Н. В. Развитие коммуникативных способностей современных подростков на уроке музыки в школе / Н. В. Корчагина, Н. В. Стрижко // Социально–культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : Материалы Международной научно–практической конференции, Казань, 20–21 мая 2022 года. – С. 240–245.
  4. Козлов, Н. И. Теоретическая и методическая профессиональная подготовка

студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся : диссертация. доктора педагогических наук : 13.00.02 / Козлов Николай Иванович. – Москва., 2005. – 427 с.

  1. Леви, В. Вопросы психобиологии музыки. // Советская музыка. – 1966 – № 8. – С. 15-18.
  2. Немов, Р. С. Психологический словарь / Р. С. Немов. – Москва : ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
  3. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва : Наука, 2003. – 384 с.
  4. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Д. Б. Эльконин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.

Добавить комментарий