ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

УДК 37.035.6(045)

ББК 74.005.22

Аткина Валерия Александровна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, lera.atkina22@mail.ru

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: Патриотическое воспитание дошкольников в семье стало важным аспектом формирования у детей основ гражданственности и патриотизма с дошкольного возраста, что приобретает особую значимость в условиях современных социальных и культурных изменений. Музыка обладает уникальной способностью вызывать эмоции, создавать атмосферу и передавать смысл, что делает ее незаменимым инструментом в патриотическом воспитании.

 Ключевые слова: воспитание, патриотизм, дошкольник, семья, родители, музыка, искусство, музыкальные средства.

 Atkina Valeria Alexandrovna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,

lera.atkina22@mail.ru

PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS IN THE FAMILY BY MEANS OF MUSICAL ART

 Abstract: Patriotic education of preschoolers in the family has become an important aspect of the formation of the foundations of citizenship and patriotism in children from an early age, which is of particular importance in the context of modern social and cultural changes. Music has a unique ability to evoke emotions, create an atmosphere and convey meaning, which makes it an indispensable tool in patriotic education.

 Keywords: education, patriotism, preschooler, family, parents, music, art, means of music

 

Патриотизм – любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств [6].

Важно, чтобы патриотическое воспитание начиналось с дошкольного возраста, когда у детей формируются основные представления о мире, о том, что такое «своя страна», «дом», «семья». В этом возрасте дети особенно восприимчивы к информации и эмоциям, что открывает широкие возможности для формирования у них патриотических чувств.

До сих пор ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу общественности и образовательных учреждений, другие – семьи.

Так, Я. А. Коменский обозначил материнскую школу как систему совокупность знаний, которые ребенок получает из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот [2].

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе [8].

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Именно в семье закладываются основы нравственного и эмоционального восприятия мира. Родители, как главные воспитатели, имеют уникальную возможность передать своим детям не только знания о стране, но и собственный опыт, эмоции и чувства, связанные с Родиной. Важно, чтобы семейные традиции, обычаи и праздники были наполнены патриотическим содержанием, чтобы дети с раннего возраста осознавали свою принадлежность к определенной культуре и обществу. Взаимодействие родителей с детьми в процессе патриотического воспитания должно быть основано на доверии, любви и уважении, что создаст благоприятную атмосферу для формирования патриотических чувств [4].

Методы формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в семье могут быть разнообразными, включая использование музыкального искусства. Музыка не только развивает слух и ритмическое чувство, но и способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, что является важным аспектом в воспитании патриотических чувств. Важным аспектом является выбор музыкальных средств для формирования патриотических чувств у дошкольников. Это могут быть как традиционные народные песни, так и современные музыкальные произведения, которые отражают дух времени и актуальные темы. Важно, чтобы музыка была доступна и понятна детям, вызывала у них интерес и желание участвовать в музыкальной деятельности. Родители могут использовать различные формы музыкальной активности, такие как пение, танцы, игры с музыкальными инструментами, что позволит детям не только развивать свои музыкальные способности, но и формировать патриотические чувства. Также это может быть создание музыкальных игр, проведение музыкальных праздников, организация совместных выступлений, где дети смогут проявить свои творческие способности и поделиться своими чувствами к Родине [5].

Также важно создать в доме атмосферу любви и уважения к Родине, рассказывая детям о своих предках, о значимых событиях в истории страны, о культуре и традициях. Это поможет детям не только узнать о своей стране, но и сформировать у них чувство гордости за ее достижения и уважения к ее культуре [1].

Таким образом, патриотическое воспитание дошкольников в семье средствами музыкального искусства – это комплексный процесс, который требует вовлечения всех членов семьи и активного участия родителей. Это не только передача знаний, но и формирование эмоциональной привязанности, уважения к культуре и истории своей страны, а также развитие чувства ответственности за ее будущее. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подходы к патриотическому воспитанию должны быть индивидуализированы в зависимости от его потребностей и интересов. Музыка, как универсальный язык, способна объединить людей, передать эмоции и создать атмосферу, способствующую воспитанию патриотических чувств.

 

Список использованных источников

  1. Беккер, Л. В. Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Л. В. Беккер. – Текст : непосредственный // Интернаука. – 2016. – № 1-1. – С. 82–83. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27809062 (дата обращения: 21.10.2024)
  2. Белоногова, Г. Педагогические знания — родителям / Г. Беланогова, Л. Хитрова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2003. – № 6. – С. 82–92.
  3. Бородина, Е. Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Н. Бородина. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  4. Грибушенкова, Л. Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье : методическое пособие / Л. Н. Грибушенкова. – Армавир, 2019. – 55 с. – Текст : непосредственный.
  5. Гузенина, С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности / С. В. Гузенина. – Текст : электронный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2015. – №. 1 (1). – С. 53–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-patrioticheskom-vospitanii-lichnosti (дата обращения: 20.10.2024)
  6. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.:  Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – Текст : электронный. – URL: https://www.slovari.ru/default. aspx?p=240 (дата обращения: 18.10.2024)
  7. Татаринкова, Л. Ю. Я и моя семья : [для детей 4-6 лет] / Л. Ю. Татаринкова. – Санкт-Петербург : Литера, 2007. – 30 с. – ISBN 978-5-94455-787-2. – Текст : непосредственный.
  8. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова – М. : Фундаментальная электронная библиотека, 1935-1940. – Текст : электронный. – URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 16.10.2024)

Добавить комментарий