Формирование навыка выразительного пения у подростков в ходе дополнительного образования

ЕГОРОВА ДАРЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

магистрант 2 курса, факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, dtusaieva@mail.ru

 

Ключевые слова: подростковый возраст, выразительное пение, навык, дополнительное образование.

Аннотация: Статья посвящена процессу формирования навыка выразительного пения у подростков в рамках системы дополнительного образования. Рассматривается важность развития вокальных способностей в подростковом возрасте, когда активно формируются личность и эстетический вкус. Были рассмотрены труды различных педагогов, на основе которых выявлена возможность и важность формирования навыка выразительного пения у подростков.

« Formation of expressive singing skills in adolescents during additional education «

 EGOROVA DARIA VLADIMIROVNA

2nd year master’s student, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, dtusaieva@mail.ru

Key words: adolescence, expressive singing, skill, additional education.

Abstract: The article is devoted to the process of developing expressive singing skills in adolescents within the framework of the additional education system. The importance of developing vocal abilities in adolescence, when personality and aesthetic taste are actively being formed, is considered. The works of various teachers were reviewed, on the basis of which the possibility and importance of developing the skill of expressive singing in adolescents was identified.

Актуальность. В последние годы наблюдается рост интереса к дополнительному образованию в области искусства, особенно в сфере вокального мастерства. Формирование навыка выразительного пения у подростков требует комплексного подхода, который включает как преподавательские методики, так и психологические аспекты обучения.

Вокальное искусство является важной частью культурного наследия человечества. Оно не только развивает эстетическое восприятие мира, но и способствует формированию личности, помогает выразить эмоции и чувства. Для подростков, которые находятся в периоде активного физического и психологического роста, пение может стать мощным инструментом самовыражения и самопознания [3, с. 43].

Формирование навыка выразительного пения у подростков в ходе дополнительного образования представляет собой важный аспект музыкального воспитания, способствующий не только развитию вокальных способностей, но и формированию эмоционального интеллекта. В процессе обучения подростки осваивают различные техники дыхания, артикуляции и интерпретации музыкальных произведений, что позволяет им глубже понимать и передавать чувства, заключенные в музыке [4, с. 93].

Важной частью формирования навыка выразительного пения является создание индивидуального подхода к каждому подростку. Применение различных методик и стратегий позволяет педагогам учитывать личные предпочтения учащихся, их интересы и эмоциональные потребности. В результате такой работы юные певцы становятся более открытыми к экспериментам в музыке и высказыванию своих чувств через искусство.

Кроме того, взаимодействие с другими участниками коллектива формирует в подростках навыки командной работы и чувство сопричастности. Совместное исполнение произведений, обмен опытом и обратная связь от сверстников способствуют активному развитию эмоционального интеллекта, что является важным компонентом в общем процессе музыкального воспитания.

Такое взаимодействие не только обогащает музыкальные навыки подростков, но и формирует их социальные компетенции. В процессе совместного творчества у юных музыкантов развиваются такие качества, как эмпатия и ответственность, которые необходимы для успешной жизни в обществе. Они учатся учитывать мнения и идеи других, что способствует созданию атмосферы доверия и уважения в коллективе [7, с. 54].

Немаловажным фактором в развитии навыка выразительного пения является работа с репертуаром. Работая над разнообразными произведениями, подросток не только развивает технику, но и расширяет свою художественную палитру. Каждый жанр и стиль предъявляет свои требования к исполнителю, поэтому важно выбрать такой репертуар, который позволит глубже понять и прочувствовать характер музыки. Это может быть, как классика, так и современные произведения, каждая из которых открывает новые горизонты для самовыражения [1, с. 134].

Кроме того, работа с репертуаром помогает развивать эмоциональную выразительность. Понимание текста песни, его контекста и настроения настраивает исполнителя на нужную волну, создавая возможность для глубокой интерпретации. Таким образом, певец учится передавать не только мелодию, но и чувства, которые стоят за каждой строкой.

Дополнительное образование предоставляет уникальную возможность для подростков развить свои таланты и найти своё место в мире искусства. Развитие навыка выразительного пения не только обогащает музыкальную культуру общества, но и способствует личностному росту молодых людей, помогая им лучше понимать себя и окружающий мир. [5, с. 64]

 

Список использованных источников

 

  1. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство : учебное пособие / Л. А. Баренбойм. – Санкт-Петербург : Лань, 2018. – 340 с. – ISBN 978-5-8114-2349-1. – Текст : непосредственный.
  2. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. – Санкт-Петербург : Лань, 2014. – 512 с. – ISBN 978-5-8114-1731-5. – Текст : непосредственный.
  3. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания : учебник / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – Москва : Академия, 2014. – 256 с. – ISBN 978-5-4468-1455-8. – Текст : непосредственный.
  4. Дмитриев,Л. Б. Основы вокальной методики : учебное пособие / Л. Б. Дмитриев – Москва. : Музыка, 1968. – 675 с. – ISBN: 978-5-8114-4427-4 – Текст : непосредственный.
  5. Евладова,Е. Б. Дополнительное образование детей : учебник / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. – Москва : Владос, 2004. – 349 с. – ISBN 978-5-6910-0706-4. – ISBN: 5-691-00706-8. – Текст : непосредственный.
  6. Стулова,Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению : учебник / Г. П. Стулова. – Москва : Прометей, 1992. – 271 с. – Текст : непосредственный.
  7. Торопова, А. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования : учебное пособие / А. В. Торопова. – Москва : Юрайт, 2020. – 190 с. – ISBN 978-5-9916-8356-2. – Текст : непосредственный.
  8. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учебное пособие / Л. В. Школяр.–Москва : Академия, 2001. – 232 с. – ISBN 5-7695-0443-9. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий