Курчавый А. А.
студент МГПУ им. М. Е. Евсевьева
Научный руководитель: Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор МГПУ им. М. Е. Евсевьева
FORMATION OF PORTRAIT DRAWING SKILLS IN YOUNGER ADOLESCENTS AT AN ART SCHOOL FOR CHILDREN.
Аннотация. Статья нацелена на формулирование педагогических условий и методик способствующих формированию навыков выполнения портрета у младших подростков в детской художественной школе. В рамках теоретической части исследовательской работы были применены основные теоретические методы: анализ научно-методической литературы и опыта педагогической деятельности. В ходе исследования была описана методика копийной практики, способствующая формированию навыков выполнения портрета у младших подростков в детской художественной школе, в контексте сформулированных педагогических условий.
Ключевые слова: педагогические условия, портрет, эмпатия, навык, копийная практика, младший подростковый возраст.
Abstract. The article aims to formulate pedagogical conditions and methodologies that contribute to the development of portrait drawing skills in younger adolescents at children’s art schools. Within the theoretical part of the research, key theoretical methods were employed, including the analysis of scientific and methodological literature as well as pedagogical practice. The study describes a methodology for copy practice that facilitates the development of portrait drawing skills in younger adolescents in the context of the existing pedagogical conditions.
Keywords: pedagogical conditions, portrait, empathy, skill, copy practice, younger adolescence.
Изображение человека в художественной традиции России, в особенности портрет, является очень важным жанром изобразительного искусства и элементом зрительского опыта человека. В реалистической парадигме изобразительного искусства, фигуративное изображение человеческого тела, лейтмотивом проходит через весь педагогический процесс и представляется своеобразной вершиной мастерства, которую в рамках обучения подразумевается достичь. Обучающиеся детской художественной школы подступают к портрету уже в старших классах, на уроках станковой композиции. Это не случайно, потому что достоверное изображение образа человека предполагает владение довольно широким спектром художественных знаний, умений и навыков. Выделяя те навыки, к овладению которых преподаватель должен сподвигнуть учеников, стоит учитывать особенности художественной деятельности. Основной спецификой преподавания творческих дисциплин является — практико-ориентированность, отсутствие единственно верного решения творческой задачи, синкретизм, наличие специфических способностей [3]. Перечень навыков, требующих развития может варьироваться. В зависимости от творческой задачи алгоритм выполнения учебной работы меняется, а с ним и навыки на развитие которых делается акцент. Тем не менее, в решении различных творческих задач, прослеживаются фундаментальные навыки, которые так или иначе задействуются перманентно [1]. Навыки необходимые для выполнения учениками художественной школы портрета, были сформулированы в теоретической части исследовании, обозначим их:
Навык ведения учебной работы, базирующийся на принципе: от общего к частному, от простого к сложному;
Навык выделения главного, и обобщения второстепенного, с сохранением цельности впечатления;
Навык рисунка фигуры человека, пластической анатомии, пропорций человеческого тела, физиогномики, и мимики.
Навык внимательного, осознанного наблюдения;
Навык проявления эмпатии в художественной деятельности;
Навык владения композиционными средствами выразительности: формат, со-расположение объектов на плоскости листа, ритм, методы композиционного анализа и прочее;
Навык владения техникой живописи: составления цветов, колористических смесей, понимание специфики краски;
Учащиеся художественной школы могут не до конца осознавать важность и очередность заданий, нацеленных на развитие различных навыков, многие из них хотят сразу создавать сложные изобразительные образы нежели выполнять, как им кажется, абстрактные, оторванные от жизни упражнения. Иными словами, в педагогическом процессе важно создать научно-обоснованные педагогические условия, при которых учащиеся детской художественной школы будут понимать цель своих творческих усилий, смогут приобщиться к художественному наследию и развить эмоционально-образное восприятие действительности, постепенно овладевая художественной грамотой [1]. К таковым педагогическим условиям способствующие формированию навыков выполнения портрета, в рамках исследовательской работы был сформулирован следующий перечень:
Активизация ментальных способностей учащихся в познавательной деятельности, направленной на выполнения портрета методикой копийной практики;
Взращивание эмоционально-эстетического восприятия действительности, способствующего образному мышлению;
Развитие эмпатии вследствие восприятия психологизма и художественного образа изображенной на портрете личности;
Педагогическую поддержку самореализации в рамках творческого задания;
Создание ситуации индивидуального успеха в процессе творческой самореализации;
Организация рефлексии процесса и результатов художественной деятельности.
Обучение в детской художественной школе затрагивает довольно сложный этап в жизни ребенка, оно выпадает на переходный период, между детством и подростковым возрастом. В это время ребенок познает себя, сверстников, общество, выстраивает социальные связи и роли, понимает социальный контекст. В период младшего подросткового возраста, по возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, в психике ребенка формируются важнейшее новообразование — чувство взрослости, которое в общем виде, выражается в расширении сферы социальной активности [5]. Младший подростковый возраст знаменует собой переходную стадию между детством и подростничеством, любой переходный период сопровожден кризисом. По Л. C. Выготскому, у подростка возникает определенная потребность в репрезентации своей личности в социальное пространство, но навыков и знаний о социуме недостаточно, чтобы удовлетворить эту потребность, именно вследствие этой депривации возникает внутренний конфликт, переоценка ценностей и социальных отношений [2]. Ребенок стремится найти образцы подражания, вместе с тем стремится отринуть устоявшиеся авторитеты, в этом противостоянии проявляется личность ребенка. Через образы личностей значимых акторов окружения подросток формирует представление о себе. Младшие подростки находятся на этапе активного формирования самосознания. Это делает их особенно восприимчивыми к обучению через творчество. Изобразительное искусство в этом смысле может помочь осуществить переходный этап, разнообразить переживаемый опыт, принять и понять себя, окружающих, свои эмоции, чувства. В особенности этому способствует портретный жанр, запечатленный образ человека производит на зрителя и художника, неизгладимое впечатление, происходит акт эмпатии, соотнесении своей личности с художественным образом в изображении [4]. Портрет всегда интересно воспринимать, вести как бы зрительный диалог между собой, изображением и художником. В конечном итоге навык художественной коммуникации, мышления образами, формируясь при выполнении портрета, распространяется на другие жанры изобразительного искусства.
Образовательный процесс в детской художественной школе многогранен и преследует множество педагогических целей. Основной стратегии развития дополнительного художественного образования, регламентирован в распоряжении правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», в котором обозначены: векторы развития, основные принципы, перечислены, недостатки и нынешнее состояние дополнительного образования. В разделе Концепции развития образования, посвященного сфере культуры и искусства, упоминается следующий тезис: «существует риск утраты отечественных академических традиций начального образования в области искусства…», такая тенденция представляется совокупностью множества факторов. В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации» закреплен статус детских художественных школ как первой ступени трехуровневой системы предпрофессиональной подготовки кадров, художественного образования. Исходя из данных предпосылок напрашивается вывод о том, что ядро художественного образовательного процесса должно быть единым и сохранять преемственность художественного наследия России. Постепенное усложнение процесса образования не подразумевает отказа от наработок прошлого, но предполагает постоянную актуализацию методов обучения, на разных ступенях системы художественного образования. Важно осуществить преемственность между различными ступенями образовательной системы и классической художественной школы.
Для обучающихся в детской художественной школе, очень важно суметь создать убедительное изображение человека-личности и художественный образ. В этом учащимся может помочь практика копирования произведений портретной живописи, практикуемое как основной метод обучения в художественно-педагогической традиции России. Отличительной особенностью копии является — принцип создания изображения. При работе с натуры, воспринимая трехмерное пространство стереометрически, объемно, художник как бы переводит изображение на двухмерную плоскость, создавая иллюзию пространства — это довольно сложный процесс, нужен большой опыт чтобы убедительно изобразить портрет на картинной плоскости. При копировании, изображение не переводится в другую размерность, что существенно облегчает работу по выполнению портрета. Задействуются другие механизмы восприятия и воспроизведения изображения. В выбранном образце для копирования, уже заложены: композиционное решение, колорит произведения, ракурс, анатомические и физиогномические детали, определенный психологизм и содержание художественного образа. Учащиеся младшего подросткового возраста, пока не способны решить все эти задачи самостоятельно, но они способны, используя фундаментальные художественные навыки создать реплику, приблизившись к оригиналу с неизбежным моментом интерпретации. Многие копии чем-то напоминают своих авторов, это не случайно, в силу вышеописанных причин.
Копийная практика способствует обучению и формированию навыков выполнения портрета, она широко применялась в различных системах освоения изобразительной грамоты. Раньше процесс обучения, сущностно, строился на копировании работ старых мастеров. В наше время копированию даже в высших учебных заведениях уделяют сравнительно небольшой период обучения. Суть копийной практики заключается в том, чтобы параллельно вести два, взаимодополняющих процесса. С одной стороны, копийная практика позволяет в определенной мере воспроизвести технические приемы, и улучшить навыки выполнения портрета, с другой, происходит приобщение к художественному наследию, формирование вкуса. Созерцания художественного образа существенно расширяет кругозор в контексте эмоционально-образного восприятия действительности. Принципы методики копийной практики, за столетия менялись, адаптируясь ко времени, отвечая разным запросам, они показали свою эффективность в овладении художественной грамоты, в особенности навыками выполнения портрета.
Список использованных источников
- Варданян В. А., Карпушина Л. П., Курчавый А. А. Педагогические условия формирования у обучающихся навыков выполнения композиционного портрета // Проблемы современного образования. 2024. Nº 1. C. 275-288.
- Выготский Л. С., Психология развития ребенка. – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с.
- Золотых М. С., О процессе создания портретного образа в живописи [Электронный ресурс] / М. С. Золотых // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – №. 3 (39). – С. 171-176. URL: https://cyberleninka.ru.
- Меламед В., Машинерия портрета. Опыт зрителя, преподавателя и художника. / В. Меламед. – 2-е изд., доп. М. : Ад Маргинем Пресс, ABCdesign, 2021. – 288 с.
- Эльконин Д. Б., Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.