ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ОПЫТ СОТВОРЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ МИРА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДЕВИНА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА

заслуженный работник культуры Республики Мордовия, учитель музыки высшей категории ГБОУ «Школа №1440» г. Москва, Россия devinamargarita@mail.ru

 Ключевые слова: хоровое пение, урок музыки, опыт творческой деятельности, духовная музыка, двухголосное пение.

Аннотация: в статье рассматриваются этапы создания и становления детского хорового коллектива в общеобразовательной школе, поднимаются методические проблемы в работе школьного хормейстера.

CHORAL SINGING AS A COCREATION EXPERIENCE IN THE MUSICAL KNOWLEDGE OF THE WORLD STUDENTS OF THE LOWER GRADES

 DEVINA MARGARITA YURIEVNA

Honored Worker of Culture of the Republic of Mordovia, music teacher of the highest category SBEI «School No. 1440» Moscow, Russia devinamargarita@mail.ru

Key words: choral singing, music lesson, creative activity experience, sacred music, two-voice singing.

Abstract: the article examines the stages of creation and formation of a children’s choral group in a secondary school, raises methodological problems in the work of a school choirmaster.

 

«Школа не должна оставлять попыток научить

хоровому пению – исходной основе

всей музыкальной христианской культуры».

В.В.Медушевский [4, с.4]

 

         Сегодня музыки стало так много, как не было никогда. Если бы удалось подсчитать время звучания «на одного жителя России» — за год, например, цифра получилась бы удивительно большая. Музыка стала доступна: не нужно искать билеты на концерт, покупать пластинки, можно составить плейлист и в любом гаджете слушать всё… Часто дети, желая подражать популярным исполнителям, заучивают песни взрослого репертуара, которые не отражают мир ребёнка, его ощущение жизни, а придают скорее негативный подтекст всему песенному искусству. Но музыкальный мир намного более многогранен и ярок, чем звучащая сегодня популярная музыка.

М.И.Ройтерштейн отмечает, что «музыка должна иметь полезное применение не ради одной цели, а ради нескольких: 1) ради воспитания, 2) ради очищения… 3) ради интеллектуального развлечения, то есть ради успокоения и отдохновения от напряжённой деятельности», — писал Аристотель в IV веке до н.э.  И сегодня трудно что-либо прибавить к его словам. Но фактом остаётся приверженность большинства нынешних слушателей к музыкальным явлениям, которые преследуют лишь третью из названных Аристотелем целей…»[1, с.308].

Школьник в современном мире окружён огромным количеством разнообразных музыкальных явлений, не все из которых позитивно отражаются на вокально-певческом и в целом индивидуальном эстетическом развитии школьников. Урок музыки в школе имеет целью ввести учащихся в удивительный мир музыкального искусства, познакомить ребят с музыкой разных стилей и направлений: классическая, народная, духовная, джазовая. Но самая важная задача на начальном этапе обучения – дать ребёнку опыт творчества, возможность создать музыку, самому «сделать» звук. Такой уникальный шанс собственно творческой деятельности даёт хоровое и ансамблевое пение в урочном процессе и во внеурочных занятиях.

Как заинтересовать сегодняшнего ученика начальной школы хоровым пением? Как вовлечь его в музыкальное творчество, требующее внимания, ответственности, усидчивости, трудолюбия, терпения? На помощь приходят игровые технологии и опыт ведущих хормейстеров России. Играя, ребёнок познаёт мир во всём его многообразии. Поэтому самая доступная форма обучения тоже связана с игрой, яркими образами, сказочными и игровыми сюжетами заданий и упражнений, близкими детям чувствами и переживаниями. Именно поэтому руководителю при подготовке к занятиям хорового класса необходимо тщательно подбирать упражнения для артикуляционной гимнастики, распевания и, конечно, хоровой репертуар.  Чтобы понять, с какого уровня каждый ребёнок начинает занятия пением, необходимо провести вокально-хоровую диагностику (прослушивание), которая даст возможность оценить певческие возможности ребёнка (сила звука, особенности тембра, певческий диапазон, развитие дыхания, развитие слуха, точность интонирования, артикуляция) и наметить те задачи, которые нужно решать первостепенно. Это поможет сформировать траекторию певческого развития, так как многие дети имеют от природы вялую артикуляцию, неточность интонирования или «старательное» выкрикивание вместо пения.

В учебнике «Теория музыкального образования» Э.Б.Абдуллин отмечает, что «музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой прежде всего для музыкально – исполнительской деятельности, требующей определённой подготовки и развития психофизиологического аппарата» [1, с. 79].

Особенностью хоровых занятий с младшими школьниками является то, что навыки певческой деятельности связаны с овладением техникой и осваиваются юными вокалистами в комплексе: навык певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (во время исполнения a capella и с сопровождением), основы нотной грамоты, звонкость и полётность голоса, выразительность и эмоциональность передачи образа, навыки следования указаниям дирижёра, слуховые навыки – контроля  за качеством своего вокального звучания и всего хора в целом — всё это с самого начала обучения является задачами хормейстера.

Работая с младшими школьниками, всегда находишься в поиске новых технологий и методик, которые могут помочь создать ситуацию успеха в музыкально-певческом развитии детей. Ж.Свидерс подчёркивает, что «надо учитывать, что дети творчески прогрессируют там, где испытывают удовольствие и радость от самой деятельности, которая им удаётся… Здесь они выражают в музыке то, что близко их сердцу. Очень важно, чтобы творческая музыкальная деятельность проходила в процессе взаимного общения детей между собой. Таким образом они убеждаются в возможности взаимного обогащения на ниве творческой музыкальной деятельности» [9, с.39].

Дети с удовольствием «поют «по руке» [10, с.8], что позволяет быстрее освоить нотную грамоту, необходимую для чистого интонирования по авторской методике Г.А.Струве. В работе с нечисто интонирующими детьми помогает «Метод исправления интонации у плохо интонирующих детей («гудошников»)» [5, с.218 — 220], разработанный Д.Е.Огородновым. В работе с младшим хором органично применение приёма «подпевания» качественно звучащему образцу песни или упражнения, предложенной в своей программе «Музыка для всех» коллективом авторов под руководством профессора Э.Б.Абдуллина. Этот приём очень помогал в дистанционном обучении, давал возможность продолжать певческое развитие.

Ежегодно в конце сентября в Москве проводится «Методическая хоровая ассамблея «ХОРЭКСПО» – масштабный всероссийский форум, посвященный вопросам развития хорового творчества и музыкально-эстетического образования детей, молодежи и взрослых…

В программе ассамблеи:
– Мастерская хормейстеров: практика хоровой репетиционной работы с участниками Ассамблеи; знакомство с новейшими достижениями в области теории и методики работы с хором, изучение принципов работы ведущих хоровых дирижеров (на мастерских каждый участник Ассамблеи получает возможность проследить и проанализировать весь процесс работы над хоровым сочинением от разучивания до концертного исполнения).
– Презентации эффективных методик в области вокально-хорового воспитания и музыкальной педагогики…
– Нотная ярмарка: обзор уникальных тематических и репертуарных сборников, методической литературы, аудио- и видеодисков…»[3].

Встречи с ведущими хормейстерами России и других стран, совместная хоровая практика и концертное выступление дают участникам ассамблеи «ХОРЭКСПО» большой творческий заряд, открывают новые возможности.

Работая с младшим детским хором, каждый хормейстер рано или поздно ставит перед собой вопрос: когда начинать петь a capella?  Как можно раньше, если в коллективе больше детей интонируют чисто. Выработка унисона пойдёт ещё быстрее, но образцы для пения (распевки, песни) не должны быть слишком сложными, дети должны с ними справляться. Лучше, если это будет что-то игровое. Второй вопрос: когда начинать петь двухголосие? Существуют различные мнения по этому вопросу. Из моей практики хормейстера – когда дети достаточно чисто и осознанно интонируют унисон в пределах шире октавы, то есть диапазон голоса достаточен, а интонация устойчива. Им становится «скучно» петь в один голос. Самое время поиграть в «оркестр»: делимся на «скрипки» и «виолончели». Разучиваем сначала партию второго голоса, любая «скрипка» всегда готова стать «виолончелью». Также вторые голоса учат партию первых. Иногда меняю голоса и прошу спеть другие партии, должна быть осознанность того, что ты исполняешь, и взаимозаменяемость. Канон разучивается как музыкальная игра на внимание, сложнее даётся с движениями, но, если получается, то это большой успех – ребёнок выполняет сразу три задания: поёт сам, слушает другой голос, выполняет движение руками.

Школьный хоровой коллектив и каждый хорист должны приобрести опыт концертного выступления перед публикой и участия в конкурсах. Это не является самоцелью занятий, но даёт возможность планировать на перспективу, ставить определённые цели и достигать их, «видеть и слышать» результат своего труда. Не каждый ребёнок психологически и вокально готов самостоятельно выступить перед публикой, и в этой ситуации именно хоровые (ансамблевые) занятия создают атмосферу сотворчества со сверстниками, где, слушая голоса друзей-хористов, нужно постараться подстроить свой голос к общему звучанию. Дети, находясь в процессе совместного творчества, быстро находят общий язык и помогают друг другу. Так, «опытные» третьеклассники поют и показывают движения «новеньким» первоклашкам, сами делятся на пары и тройки для пения канона и т.д.

Для детей очень важна поддержка семьи, одноклассников, педагогов, поэтому первое выступление, конечно, лучше провести в школе, в том зале, где дети чувствуют себя уверенно. На выступление младшего хора студии «Созвездие» ГБОУ «Школа №1440» приходят целыми семьями, традиционно мы выступаем в начале марта в праздничной программе. Эти выступления приносят детям положительные эмоции, стараемся создать ситуацию успеха общими усилиями. На следующем занятии просматриваем видеозапись, анализируем, делимся эмоциями. Такая рефлексия очень полезна.

Участие в конкурсах – более сложная и ответственная задача с исполнительской точки зрения для хормейстера и детей. Но каждый конкурс – это тщательный анализ своей деятельности, общение с коллегами, слушание других коллективов и в конечном итоге возможность взять ещё одну ступень в исполнительском творчестве. Так, например, для участия в конкурсе мы начали с младшим хором разучивать канон, процесс идёт, детям нравится, надеемся, что к конкурсу мы будем готовы.

В декабре 2023 года   вокальный ансамбль студии «Созвездие» впервые принял участие в концерте «Встречаем Рождество» 10.12.23 года (по приглашению программы «Поют дети Москвы). Концерт проходил в Государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова. Очень полезно было послушать себя и другие коллективы в этом зале с его особенной акустикой.

В рамках целевой программы «Поют дети Москвы» в январе традиционно проходит «ежегодный Московский Международный детско-юношеский конкурс на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», учрежденный Департаментом образования и науки города Москвы в 2000 году в целях духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, их приобщения к богатейшей традиции русской духовной музыки. «Рождественская песнь» – это не только конкурс, но и гала-концерты, выступления хоровых коллективов в лучших концертных залах Москвы, творческие встречи, научно-практическая конференция по вопросам поддержки детского и молодежного хорового творчества, развития певческого голоса юных певцов, исполнения детьми и молодежью духовной музыки. Духовная музыка, родившаяся в лоне православной традиции, а также принадлежащая некоторым другим религиозным направлениям, имеет огромный потенциал нравственного воспитания и личностного развития. Глубокое символическое значение имеют сказанные много веков назад слова Василия Великого: «Псалмопение доставляет нам одно из величайших благ – любовь, изобретая совокупное пение, вместо узла к единению, и сводя людей в единый согласный лик»[7].

Участники конкурса исполняют народную, богослужебную и концертную духовную музыку. Ансамбль «Созвездие» — Лауреат III степени XXIV и XXV конкурсов «Рождественская песнь», дети с большим удовольствием исполняли песни о Рождестве и, выступая в концертном зале Академии имени Гнесиных, получили творческий исполнительский опыт при поддержке большого коллектива родителей. Поистине, духовная музыка объединяет семью!

Создание ситуации успеха в детском хоровом коллективе зависит от многих факторов: первоначальных способностей детей (качества голоса, звучащего диапазона, чистоты интонирования, эмоциональности и отзывчивости на музыку), кропотливых занятий в группах, интересного репертуара, творческой и психологически комфортной атмосферы на репетициях хора. Но, в любом случае, ни одно занятие не останется бесполезным, а обязательно принесёт продвижение в эмоционально — образном развитии ребёнка, в его музыкальном познании мира.

Список использованных источников.

  1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.,Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  2. Апраксина, О.А. Выявление неверно поющих детей и методика работы с ними // Музыкальное воспитание в школе. – Вып.10. – М., 1992.
  3. Всероссийская методическая хоровая ассамблея «ХОРЭКСПО – 2023» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://choirsofmoscow.ru/choirexpo_23.aspx
  4. Медушевский, В.В. Концепция духовно-нравственного воспитания средствами искусства. — С.4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal-slovo.ru/art/35804.php?ELEMENT_ID=35804
  5. Огороднов, Д.Е. Методика музыкально – певческого воспитания: учебное пособие для СПО / Д.Е.Огороднов. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023. – 224 с.
  6. Попов, В.С. О развитии певческого голоса младших школьников //Музыкальное воспитание в щколе. Вып.16 – М., 1985.
  7. ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ «ПОЮТ ДЕТИ МОСКВЫ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://choirsofmoscow.ru/rojd_pesn.aspx
  8. Рачина, Б.С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.
  9. Снидерс, Ж. Может ли школа вызывать радость у детей от общения с музыкой? // Секция психологии и педагогики под руководством Ж.П. Маларета: Пер. с фр. Е.Бениц. – Париж, 1989. – С.39.
  10. Струве, Г.А. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. 2-е издание, дополненное и переработанное. —  М., 1988.
  11. Струве, Г.А. Школьный хор: книга для учителя. – М., 1981.
  12. Стулова, Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2016. – 176.: ноты. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

Добавить комментарий