УДК 78-053.4(045)
ББК 85.31р
М 197
ЖЕЛТОУХОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА
cтудент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tanya110302@gmail.com
МАТВЕЕВА НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА
cтарший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Ключевые слова: изобразительные умения, комикс, жанры комикса, графический дизайн, образовательная практика, творческое развитие, художественное, образование, методические подходы, визуальные искусства.
Аннотация: в данной работе рассматривается процесс формирования изобразительных умений у обучающихся через выполнение серии зарисовок иллюстраций в жанре комикс. Исследование направлено на выявление методических подходов и приемов, которые способствуют развитию творческих и художественно-графических навыков у детей.
FORMATION OF STUDENTS’ VISUAL SKILLS IN THE PROCESS OF PERFORMING ILLUSTRATIONS IN THE COMIC GENRE
Zheltoukhova Tatyana Dmitrievna
student, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Matveeva Nadezhda Vasilyevna
senior lecturer at the Department of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: visual skills, comics, comic genres, graphic design, educational practice, creative development, artistic, education, methodological approaches, visual arts.
Annotation: this paper examines the process of formation of students’ visual skills through the execution of a series of sketches of illustrations in the comic genre. The research is aimed at identifying methodological approaches and techniques that contribute to the development of creative and artistic and graphic skills in children.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена возрастающей ролью комикса в современном культурном пространстве. Комикс является не только развлекательным жанром, но и мощным инструментом коммуникации, образования и социализации. В связи с этим, формирование у обучающихся практических навыков выполнения иллюстрации в жанре комикс становится важной педагогической задачей.
Комикс – это уникальная форма искусства, сочетающая в себе вербальные и невербальные элементы для создания целостного повествования. В отличие от традиционных произведений, основанных исключительно на тексте или изображении, комикс объединяет эти два элемента, создавая динамичный и многогранный способ передачи информации.
Создание комиксов – это не просто увлекательное занятие, но и эффективный способ развития множества практических навыков, необходимых для художника-иллюстратора. Комикс влияет на формирование таких навыков, как наблюдательность; подмечание деталей; умение анализировать людей, предметы объекты. Комикс позволяет художнику работать над различными темами, стилями и жанрами, что способствует развитию его универсальности. В процессе создания комикса художник постоянно рисует, тренируя свои навыки в изображении персонажей, фонов, объектов и других элементов; развитие мелкой моторики, глазомера, чувства пропорций и композиции; рисование в ограниченном пространстве панелей комикса учит художника работать аккуратно и точно. Комикс позволяет художнику экспериментировать с цветом, создавая различные атмосферы и настроения. Разрабатывая сюжет: художник комиксов учится придумывать интересные и захватывающие истории, которые будут держать читателя в напряжении.
В ходе проделанной работы можно выдвинуть предположение, что наряду с традиционными заданиями в области графического дизайна (шрифт, иконографика, фирменный стиль и пр.) целесообразно более широко использовать потенциал комиксов в формировании проектной культуры подростков в системе дополнительного образования. Искусство комикса – сравнительно молодое, поэтому исследователей его насчитывается немного. Среди них выделяются имена У. Айснера и С. МакЛауда, исследовавших роль знаков в комиксах, согласование всех его элементов в единое целое, вопросы ритма. Искусство комикса на сегодняшний день активно развивается. Представляя собой универсальную форму подачи информации: емкую, образную, комикс нередко используется в графическом дизайне, рекламе.
Что касается перспектив применения комикса в образовании, то, по мнению А. Дворянкина, они достаточно широки: «Прежде всего, комикс может и должен использоваться как универсальная форма подачи информации: емкая, образная, ориентированная и на сознание ребенка, и на его чувства. В будущем можно было бы подумать и о введении в школе уроков динамического или сюжетного рисования, на которых дети учились бы рисовать комиксы.
Список использованных источников
- Корсак С.В. Программа дополнительного образования детей «Апельсин»: Компьютерная графика и анимация/ С.В. Корсак, Н.Н. Мигунова; отв. ред. О.Ю. Леушканова. – Магнитогорск: МаГУ, 2006. – 52 с.
- Образовательная программа дополнительного образования детей студии компьютерной графики «Батэфлай»/ автор-сост. В.А. Матвеева/ отв. ред. О.Ю. Леушканова – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 52 с.
- Программы дополнительного образования: Программы дополнительного художественного образования детей/ Ред.-сост. Н.И.Кучер, Е.П. Кабкова – М.: Просвещение, 2007. – 186 с.
- Сидоренко В. Ф., Устинов А.Г. Программа дизайнерского образования для специализированных средних школ // Дизайн в общеобразовательной системе http://www.rosdesign.com