УДК 78-053.4(045)
ББК 85.31р
М 197
ТЮРГАШКИНА ДАРЬЯ ИГОРЬЕВНА
магистрант кафедры педагогического и художественного образования
Профиль Изобразительного искусства.
Мордовский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tiurgashkina@icloud.com
КАРПУШИНА ЛАРИСА ПАВЛОВНА
доктор педагогических наук, профессор кафедры художественого и музыкального образования Мордовский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, CHORAL.KAF@YANDEX.RU
Ключевые слова: компоненты эмоциональной отзывчивости, восприятие цвета, младший школьный возраст, живопись, искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа информация по эстетическому отношению к миру у обучающихся посредством пейзажного жанра на уроках изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.
LANDSCAPE GENRE IN ART LESSONS AS A MEANS OF FORMING AN AESTHETIC ATTITUDE TO THE WORLD OF STUDENTS
Tyurgashkina Daria Igorevna
is a master’s student of the Department of Pedagogical and Art Education The profile of Fine art. Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
KARPUSHINA LARISA PAVLOVNA
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia,
Key words: components of emotional responsiveness, color perception, primary school age, painting, art.
Annotation : The article presents information generalized in the processaesthetic attitude to the world of students through the landscape genre in art lessons for primary school children.
Урок изобразительного искусства – учебный предмет образовательной организации, ориентированный на становление и развитие обучающихся с опорой на художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. В нем происходит как сам процесс творчества, так и восприятие имеющихся произведений, их анализ, наблюдение за предметами окружающей действительности [1]
Мировоззренческое содержание пейзажей помогает нам расширить свое сознание и увидеть мир иначе, через призму духовных ценностей и эстетических идеалов. Экзистенциальное взаимодействие человека и природы представлено в произведениях как вечный поиск смысла и места человека в мире, как важное напоминание о том, что мы неотделимы от природы и что наше существование зависит от гармонии с окружающим миром [2].
Духовно-эстетический аспект пейзажей позволяет нам восхищаться красотой и величием природы, а также задуматься о глубоких мировоззренческих вопросах. Развитая апперцепция восприятия помогает нам ощущать и понимать глубинные значения и символику, заключенные в каждом произведении. Важно уметь видеть не только поверхностное изображение, но и тонкую духовную составляющую, которая делает каждое произведение уникальным и неповторимым [3]
Тема пейзажа широко представлена и активно применяется в программах, касающихся обучения изобразительному искусству в общеобразовательных организациях. Жанровая представленность пейзажа одобрена ФГОС НОО .
В учебной программе «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой предусмотрены задачи, такие как развитие эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; формирование нравственного опыта, осознание различия между добром и злом; обучение моральным ценностям, патриотизму, уважению к другим народам; развитие способностей выражать и защищать свою социальную позицию через искусство [4].
в начальной школе знакомство с пейзажем осуществляется в ходе наблюдения, рассматривания, высказывания суждений, сравнения, объединения нескольких произведений, обсуждения красоты природы, выявления структурных элементов, художественных приемов, нанесения пятен, мазков, изображения линий предметов природы, подбора смысловых живописных материалов и цветовой палитры, проведение само и взаимооценок, рисование на тему, по представлению, дорисовывания по памяти, выражения своего отношения в произведении, работы по художественно-дидактическим таблицам.
Школьники работают на основе живой природы по временам года, времени суток, географических широт России по произведениям И. Билибина, А. Бритова, Л. Бродской, А. Грицая, Е. Зверькова, Н. Крымова, И. Левитана, С. Никиреева, Г. Нисского, С. Остроухова, А. Пластова, В. Поленова, М. Сарьяна, И. Шишкина, К. Юона и др. А также на основе живой природы по временам года, колориту, композиционным и символическим особенностям, линиям горизонта, планам и цвету, свету, с фигурой человека в движении по произведениям Ю. Земскова, А. Куинджи, И. Левитана, Т. Мавриной, М. Милютина, З. Попова, Н. Ромадина, И. Шишкина и др.
Э. С. Байрамова, Е. А. Перевозкина, Е. И. Шешукова и др. описывают методику освоения пейзажа как вида изобразительной деятельности на уроках. Начальный этап освоения пейзажной живописи в младшем школьном возрасте включает изображения отдельных компонентов пейзажа (предметов, объектов), далее по нарастающей сложности – совокупность пейзажных элементов, детализация и т.д. Далее дети пробуют изображения в технике разных художников. Применяются разновидности мазков в пейзажной живописи. Это точка, запятая, пастозный, которые способствуют развитию ассоциативного мышления. При освоении жанра возможно применение метода работы нетрадиционными материалами и техниками. Педагог доносит до обучающихся порядок выполнения пейзажа, объясняет последовательность выполнения, доносит информацию о цветовом строе пейзажной композиции [5].
Таким образом, пейзажный жанр на уроках изобразительного искусства – это разновидность представления художественно-творческого материала с целью ознакомления с миром природы. Пейзажный жанр изобразительного искусства несет дидактико-методологический потенциал и первозданность, возможности выражения собственных чувств, субъективно-личностных позиций, что является ценным для формирования эстетического отношения к миру младших школьников. Тема пейзажа широко представлена и активно применяется в программах по изобразительному искусству.
Список использованных источников
- Нагорнова, М. М. Формирование интереса к урокам изобразительного искусства у учащихся начальной школы / М. М. Нагорнова, С. Г. Соколова. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика образования: проблемы, современное состояние : сборник статей, 26 ноября 2022 года / редактор
И. П. Иванова. – Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2023. – С. 143–147. - Раджабов, И. М. Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства : анализ и интерпретация произведений дагестанских художников / И. М. Раджабов С. Р. Дамаданова. – Махачкала : Даггоспедпедуниверситет, 2008. – 152 с. – ISBN 978-5-9972-0011-4. – Текст : непосредственный.
- Анисимова, Л. А. Формирование основ эстетической культуры у младших школьников на занятиях изобразительного искусства / Л. А. Анисимова. – Текст : непосредственный // Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства : материалы, 21–22 октября 2016 года / редактор А. П. Даниленко. – Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2016. – С. 3–7.
- Изобразительное искусство. 1-4 классы : рабочие программы : предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой / под редакцией Т. Я. Шпикаловой. – Москва : Просвещение, 2011. – 191 с. – ISBN 978-5-09-019207-1. – Текст : непосредственный.
- Байрамова, Э. С. Развитие у третьеклассников знаний о пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства / Э. С. Байрамова,
Н. С. Александрова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. – С. 24–29.