УДК 78-053.4(045)
ББК 85.31р
М 197
ТАРАНКОВА АЛЁНА ВАДИМОВНА
Студент факультета педагогического и художественного образования
Кафедры художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, alenataranckova@yandex.ru
ПАРШИНА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки
Мордовский государственный педагогический УНИВЕРСИТЕТ
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, l.g.parshina@yandex.ru
Ключевые слова: изучение традиционных росписей, декоративная роспись по дереву, развитие творческих способностей, искусство.
Аннотация: В статье рассматривается развитие навыков творческого владения рассматриваемым видом декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования детей.
THE SPECIFICS OF STUDYING TRADITIONAL WOOD PAINTINGS IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN
TARANKOVA ELENA VADIMOVNA
Student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Departments of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia.
LARISA GENNADIEVNA PARSHINA
, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Education and Methods of Teaching Music
Mordovian State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia.
Keywords: study of traditional paintings, decorative painting on wood, development of creative abilities, art.
Abstract: The article considers the development of skills of creative mastery of the considered type of decorative and applied art in conditions of additional education of children.
Развитие творческих способностей в современном мире – это очень важный аспект, который обязательно даст свои плоды. Весьма распространенным видом декоративно-прикладного искусства является роспись по дереву, чем и занимается достаточно широкое число населения. Стоит отметить, что данная деятельность действительно помогает раскрыть свой внутренний творческий потенциал и развить творческие способности. Причем, заниматься этой деятельностью можно даже в школьном возрасте – под сопровождением опытного преподавателя.
Роспись по дереву – это не просто творческий процесс, это передача опыта, знаний и умений последующим поколениям для сохранения наследия и памяти. Для детей данный вид декоративно-прикладного искусства играет особую роль в формировании творческого мышления, а также проявления себя этому миру, самовыражении.
Актуальность исследования определяется необходимостью развития навыков творческого владения рассматриваемым видом декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования детей.
Авторы, специализирующиеся по основам декоративно-прикладного искусства: Гавриленко И.С., Герусова И.П., Григорьева К.М., Гучанова, А.С., Королькова Л.В., Кошелева, Л.Ю., Гаврюк, О.В., Пермиловская А.Б., Попова Т.Н., Путилова Н.В. и другие.
В современном понимании понятие «роспись по дереву» имеет следующее значение. Роспись по дереву – это вид декоративно-прикладного искусства, подразумевающий под собой изображение различных узоров и рисунков на деревянной поверхности с помощью специальных красок. Как правило, готовая продукция в большинстве случаев является декоративной и сувенирной, поскольку в основном для изображения узоров используются яркие цвета. Нередко встречается практика, когда готовые сувениры передавались из поколения в поколение, тем самым сохраняя память наших предков.
В качестве росписи по дереву используются различные предметы быта. Это могут быть: посуда, предметы мебели, музыкальные инструменты, игрушки и другое. Главная цель подобной продукции – произвести впечатление благодаря своему яркому и необычному виду, насыщенности и оригинальности.
Как уже говорилось, роспись по дереву – это важный вид творческой деятельности, который способен помочь развить творческие способности в полной мере. Так, подобная практика активно используется в качестве дополнительного образования в различных детских художественных школах. Дети с удовольствием слушают преподавателя, впитывают новые знания и оттачивают свои новые умения.
Таким образом, можно сформулировать соответствующие выводы по рассмотренному параграфу. Как оказалось, в условиях современной развитости такого вида декоративно-прикладного искусства, как роспись по дереву, существует достаточно широкое число технологий. Однако в условиях современности чаще всего используется стандартная техника, состоящая из нескольких этапов, рассмотренных в данном параграфе. Среди таких этапов были выявлены следующие: подготовка поверхности, определение и обозначение дизайна, передача рисунка на деревянную поверхность, использование красок и нитей, добавление дополнительных деталей и оттенков, процесс завершения работы. Выполняя каждый из перечисленных этапов, можно быть уверенным в том, что в конечном результате получится качественное изделие. Об этом мы убедились в ходе выполнения собственной творческой работы по хохломской росписи на деревянной дощечке. Следовательно, каждый мастер может приобрести новые качества, такие как: усидчивость, неординарное мышление, целеустремленность. Все эти качества, навыки и умения благоприятным образом влияют на развитие творческих способностей, что, конечно, является несомненным преимуществом для людей, занимающихся декоративной росписью по дереву.
Список использованных источников
- 9. Королькова Л.В. Традиционная роспись по дереву [Текст] / Л. В. Королькова. — Санкт-Петербург: [б. и.], 2019. — 47 с.: ил., цв. ил., фот. цв., схемы. — (Традиции народов в вашем доме). — Библиогр. в конце кн. — На обл. авт. не указан. — ISBN 978-5-903562-74-9: Б. ц.
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000
- Гавриленко, И. С. Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Традиционные виды росписи» / И. С. Гавриленко // Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись». – 2022. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-i-provedeniyu-zanyatij-po-teme-traditsionnye-vidy-rospisi-2838107
- Гучанова, А. С. Декоративная роспись как средство развития выразительности в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста / А. С. Гучанова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94372/
- Декоративно-прикладные росписи. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rtek24.ru/dekorativno-prikladniye-rospisi
- Чайка Н.М. Техника и технология художественной росписи по дереву. Методические рекомендации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/3566/Роспись%20по%20дереву%20Чайка%20Н.М..pdf