ЧУВАШСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ШКОЛЕ

Горбунова Н. И.

Асатрян О.Ф.

факультет педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, natali5691@mail.ru.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: чувашская народная музыка, этнокультурный компонент, мелодика, плясовые припевки, хороводные песни, народные лады, традиция.

АННОТАЦИЯ: в статье рассматриваются особенности освоения интонационно-ладовой системы чувашской народной музыки учащимися школы. Для развития музыкально-фольклорной грамотности предлагается формирование ладового мышления, обогащение интонационного опыта учащихся, накопление музыкально-слуховых представлений на основе чувашских традиционных песен.

 

CHUVASH MUSIC FOLKLORE AT SCHOOL

GORBUNOVA NATALIA IVANOVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia, natali5691@mail.ru.ru

 

KEY WORDS: Chuvash folk music, ethnocultural component, melodics, dance chants, dance songs, folk tunes, tradition.

ABSTRACT: the article discusses the features of the development of the intonational-modal system of Chuvash folk music by school students. For the development of musical and folklore literacy, the formation of modal thinking, the enrichment of the intonational experience of students, the accumulation of musical and auditory representations based on Chuvash traditional songs are proposed.

 

Чувашский музыкальный фольклор – яркое художественное и самобытное явление культуры. Его изучение в образовательных учреждениях осознается как необходимое условие разностороннего развития личности, погружение в традиции других этносов Поволжья, приобщения детей и юношества к основам национальной духовности. Музыкальное искусство есть особое отражение действительности посредством искусства интонации.

В начале зарождения чувашской музыкальной культуры, в еѐ истоке — народной музыке, несмотря на прямое отсутствие осмысления интонаций, имеющее место в древней культуре, существовало своѐ понимание смысла народных ладов. Их основу составила связь с интонациями речи и включѐнность в синкретичность обрядового действа.

В чувашской народной музыке особым способом происходит реализация речевых интонаций. Песни, оказываются более близкими речитативу, чем к напевным образцам. Наследие, создаваемое тысячелетиями пройдя через века и сохранив архаичные черты, проявляет себя просто и ясно на уровне детской игры. Звук в музыкальном фольклоре интегрирован через слово и интонацию таким образом, что становится элементом особого языка, отражающего национальную ментальность. На наш взгляд представляется важным, что учащиеся начальных классов смогут постичь его через обучение, построенное с опорой на пентатонную ладовую систему. Народная песенная культура играет важнейшую роль в эмоционально-эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Именно на эти педагогические стороны народной музыки обращал внимание В.А.Сухомлинский, когда писал: «У чувашей есть много народных песен, заучивание которых помогает детям усваивать разные формы выражения, особенно почтительного отношения к старшим. В воспитательном плане в привитии детям чувства благодарности много важного смысла. С одной стороны, это — память о добре и доброте, с другой — поддержание родительского авторитета» [6;77]. Музыкальная информация откладывается в слушательской памяти ребёнка, оказывая влияние на восприятие и осмысление народной музыкальной культуры в дальнейшем.

Поэтому необходимо познакомить его с национальными истоками музыки, а именно через песенное творчество Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющая собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики. Народное песенное творчество на основе воспитания ладового мышления станет хорошей основой для образования и воспитания учащихся, благодаря своей высокой содержательности, отсутствием второстепенных, малозначительных элементов. Чувашский ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня — это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется. [3;73]. В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением.

Поскольку тенденции современного образования устанавливают повышение значимости этнокультурного компонента, в педагогике искусства учитывается необходимость приобщения детей к фольклору в целом. Это отражено в работах таких исследователей как Б. В. Асафьев, Л. Г. Гилярова, О. М. Кузмина, Л. Л. Куприянова, М. Ю. Новицкая, Л. А. Тарасова, Л. В. Школяр, Л. В. Шпикалова, Б. П. Юсов др.

Для современного человека с его громадным научным багажом о мире, с постоянно меняющимся информационным полем, с крайне неустойчивой социальной сферой, народная культура необходима для адаптации, как некая стабильная форма, вбирающая в себя выработанные веками законы гармонии и позволяющая в нашем агрессивном по отношению к человеку мире найти точку опоры. Фольклор, соединяя прошлое с настоящим, даѐт нам духовную пищу, которой по смысловой, эстетической, этической нагрузке в современной культурной среде мало. Государственный стандарт начального образования по музыкальному искусству, говоря об опыте музыкально-творческой деятельности учащихся, предполагает формирование специфических навыков. К ним относятся пение, инструментальное музицирование, ритмопластическое движение, театрализация музыкальных образов. Музыкально-фольклорная грамотность учащихся школы подразумевает наличие интереса к данному виду знаний, овладение элементарными навыками вокального и инструментального музицирования.

Одной из основных задач начального этапа приобщения к элементарному исполнительству через фольклор является обогащение интонационного опыта учащихся, накопление музыкально-слуховых представлений на основе чувашских народных песен. [4;12] Пока певческий диапазон у детей не большой, используются жанры, основанные на малообъѐмных мелодических ладах: плясовые припевки они же такмаки короткослоговой тип стиха, хороводные песни анатри многослоговой тип стиха [1;24].

Учитывая коллективную природу фольклора необходимо использовать систему творческих заданий на основе народных ладов, не только для раскрытия творческих задатков каждого ребѐнка, но и объединения учащихся через коллективную деятельность. Именно она, являясь основой творческих заданий на уроках музыки, даѐт возможность активного развития творческого воображения учащихся начальной школы.

Мы использовали импровизационную работу с детьми начальной школы по следующей методической схеме:

  • знакомство с репертуаром;
  • подробный анализ используемого в данном жанре лада;
  • рассмотрение вариантов движения мелодии;
  • рассмотрение песенных мотивов в соотношении слов,
  • их эмоционально-образная связь;

Мы считаем, что приобщение к символике пентатонной ладовой системе чувашских народных песен внесѐт большой вклад в развития творческого воображения учащихся школ. После успешного освоения интонационно-пентатонной ладовой системы чувашской народной музыки необходимо проследить с учащимися связь интонаций чувашской мелодики с интонациями других национальных культур.

 

Список использованных источников

1.Н.И.Горбунова «Песни правобережных анатри Татарстана (Верхнеуслонский, Кайбицкий, Апастовский районы) дипломная работа рук. Кузнецова А.П. Казань 2016 303с.

2.М. Г. Кондратьев, «Чувашская музыка. От мифологических времен до становления современного профессионализма», Москва, 2007, 290с.

  1. Н. В. Никольский Творчество чуваш// ИОАИЭ. — 1920. — Т. 31, вып. 1. — С. 71-86.

4.Ф. П., Павлов «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество», Чебоксары, 1926; 67с.

5.Ф. А. Рубцов Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1972.220с.

  1. В.А.Сухомлинский О воспитании. Изд. 5-е. — Москва : Политиздат, 1985. — 269, [1] с

7.Б. И Шелемов. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Издательство Композитор Санкт Петербург, 2012, 256с.

Добавить комментарий