ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ-МУЗЫКАНТАМИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ТВОРЧЕСТВА РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ ПОСРЕДСТВОМ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕДИА-РЕСУРСОВ

О.Ф. Асатрян, канд. пед. наук, доц. Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск, E–mail: asatrian_o@mail.ru

Шэнь Даньян, аспирант кафедры методологии и технологии педагогики музыкального образования имени Э.Б. Абдуллина Института изобразительных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия), E-mail: 1061353126@qq.com

 

Цель данной статьи – рассмотреть педагогические подходы освоения студентами-музыкантами колледжей и вузов Китайской Народной Республики творчества русских композиторов посредством цифровых образовательных медиа-ресурсов.

Ключевые слова: студент-музыкант, Китайская Народная Республика, творчество русских композиторов, цифровые образовательные медиа-ресурсы

 

В последние десятилетия в образовательной сфере Китайской Народной Республики предлагаются различные технологии и формы обучения, позволяющие повысить уровень и качество учебной работы обучающихся.

Цифровые образовательные медиа-ресурсы, которые стали частью современного образования, могли бы быть в этом смысле весьма перспективными для музыкально-педагогического образования в колледжах и вузах Китайской Народной Республики.

Отметим, что современные студенты – это, в основном «сетевое поколение», для которого электронный способ получения информации (в том числе и учебной) является нормой жизни. Информационно-коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом и отсутствие применения электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) в профессиональной подготовке обучающихся не соответствует изменившимся условиям их учебной деятельности в современном информационном обществе.

Соответственно возникают вопросы в связи с поиском путей применения цифровых образовательных медиа-ресурсов для профессиональной подготовки студентов-музыкантов в колледжах и вузах Китайской Народной: каков механизм применения цифровых образовательных медиа-ресурсов в реальной педагогической практике, в какой части формирования общих и профессиональных компетенций их содержание может эффективно влиять на освоение студентами Китайской Народной Республики как традиционной музыки, так и творчества зарубежных композиторов?

В связи с возникшей направленностью китайской педагогики на международное сотрудничество, перед преподавателями появились новые проблемные вопросы, которые касаются, в основном, методического, дидактического и технологического уровней преподавания музыкального искусства.

При этом, если изучение традиционной музыки является хорошо знакомым предметом той или иной методики и является неотъемлемым компонентом в структуре профессионального педагогического мастерства китайских преподавателей-музыкантов, то изучение и исполнение европейского инструментального и вокального репертуара, в том числе творчества русских композиторов, зачастую создает большие затруднения, причем широкого спектра.

В данном контексте следует указать на когнитивный и тесно связанный с ним эмоционально-психологический аспекты.

Первый этап работы над инструментальными и вокальными произведениями русских композиторов любого стиля, жанра, формы подразумевает глубокое постижение художественного, а иногда и философско-эстетического, а также этического смысла произведения. Данные когнитивные процессы тесно связаны с уровнем сформированности музыкального восприятия произведений, по своей музыкальной и художественно-эстетической природе довольно специфических для музыкального опыта китайских педагогов и исполнителей.

В связи со всем вышеизложенным, выкристаллизовывается проблемное, до сих пор неразработанное и, соответственно, перспективное научно-методическое направление в области освоения обучающимися колледжей Китайской Народной Республики творчества русских композиторов посредством цифровых образовательных медиа-ресурсов.

Рассматривая вопрос целесообразности и возможностей использования цифровых образовательных медиа-ресурсов в современном учебно-воспитательном процессе колледжей и вузов Китайской Народной Республики, следует разобраться в основных терминах.

Вопросы медиаобразования нашли свое отражение в работах многих зарубежных и отечественных исследователей: Л. Мастерман, М. Маклюэн,                Д. Букингем, С. Туоминен, С. Котилайнен, К. Бэзэлгэт, Э. Харт,                               А. В. Федоров, А. А. Новикова, Л. С. Зазнобина, О. А. Баранов,                                И. В. Вайсфельд, К. Ворсноп, И. С. Левшина, С. Н. Пензин, А. В. Спичкин,     А. В. Шариков и другие.

Центральным в медиаобразовании является понятие «медиа». Оно включает различные средства коммуникации, это могут быть, например, произведения искусства или телепрограмма (выражающиеся в форме музыки, видео, слов и пр.).

А. В. Федоров предложил следующее определение медиа: «Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией)» [6, с. 24].

Сейчас актуальным становится вопрос грамотного и эффективного использования накопленного материала, но многие педагогии, имея доступ к определенным образовательным медиаинформационным ресурсам, еще не готовы включать их в учебный процесс, поэтому так важно формирование медиаинформационной грамотности у обучающихся и обучение их разработке и использованию медиаинформационных ресурсов в образовательном процессе.

Рассмотрим подходы к обновлению содержания обучения в колледжах Китайской Народной Республики посредством цифровых образовательных медиа-ресурсов, как эффективных в деле решения первоочередных общепедагогических задач: формирования и развития личности обучающегося, его музыкально-эстетических установок, культурологических ориентиров, художественно-педагогического мышления.

Выявленный нами характер проблемы освоения студентами-музыкантами Китайской Народной Республики творчества русских композиторов предполагает применение цифровых образовательных медиа-ресурсов в целях поиска оптимальных путей быстрого и разностороннего пополнения багажа знаний студента-музыканта о творчестве русских композиторов, «раздвижения» его художественных горизонтов, расширения профессиональной эрудиции в освоении следующих компонентов профессиональной подготовки: мотивационно-ориентационном, интерпретационно-творческом. Что же касается операционально-технологического компонента, включающего множество сложных действий и составляющих операций различного содержания, порядка и уровня: теоретических сведений и практических умений по владению специальными правилами и техническими приемами и способами действий, его освоение должно проходить исключительно в аудиторных занятиях, так как в режиме «удаленного доступа» невозможны ни контролируемый педагогом учебный процесс (а вопрос контроля здесь является принципиальным) ни контроль за усвоением учебного материала.

Для применения цифровых образовательных медиа-ресурсов в учебном процессе очевидны два направления работы: первый – разрабатывать и адаптировать к индивидуальным возможностям обучающихся авторского контента ЭОР для изучения творчества русских композиторов, второй – отбор и систематизация общедоступного контента сети Интернет.

Проанализируем возможности и педагогические подходы к применению обоих направлений работы. Первое направление предполагает авторский подход к цифровым образовательным медиа-ресурсам, создание методически обоснованных ресурсов (текстовых, текстографических, мультимедийных) для локального использования, публикуемый на переносимых машиночитаемых носителях и ресурс, доступный потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. Преимущества данного направления работы – в доступности ресурса, который можно разместить в локальной сети или отправить обучающимся по каналам электронной связи и в возможности адаптировать ресурс для их конкретных образовательных запросов. Недостатки – в высокой трудоемкости и большом временном ресурсе, необходимом для разработки и размещения ресурса, охватывающего все направления работы на занятиях.

Второе направление предполагает отбор (в соответствии с определенными критериями) и систематизацию лучших веб-ресурсов уже имеющихся в сети ЭОР. Данный вид предполагает аналитическую работу преподавателя по методическому обеспечению применения ЭОР в учебном процессе – систематизированными по темам рабочей программы и видам учебной деятельности списками и ссылками ЭОР, алгоритмами, инструкциями и т.д. Преимущества данного направления – в огромном разнообразии и достаточно высоком качестве существующих ресурсов. Недостатки – в риске потери доступности, или потери данных ресурса в связи с неисправностью сервера, возможность появления нежелательного рекламного контента.

Оба направления работы по применению цифровых образовательных медиа-ресурсов в профессиональной подготовке обучающихся должны бать реализованы с учетом дидактических принципов и методических подходов к образовательному процессу.

Создание авторского контента цифровых образовательных медиа-ресурсов подразумевает соответствие с видами занятий, предусмотренных учебным планом и рабочей программой, конкретными материально-техническими условиями осуществления образовательного процесса, выбранной им образовательной технологией. Для каждого цифрового образовательного медиа-ресурса должны быть указаны следующие признаки: краткое (ассоциативное, облегчающее поиск) и полное название, дисциплина, учебный план, по которым возможно применение данного материала, вид материала, аннотация, дата разработки, актуальность (для обеспечения возможности вывода из обращения устаревших материалов), автор (возможно, соавтор) и комментарий (если необходимо).

Рассмотрим возможности сети Интернет для отбора и систематизации ЭОР для профессиональной подготовки студентов-музыкантов. Изучение и анализ Интернет ресурсов (изучение более ста веб-сайтов с потенциально ценным для образовательного процесса контентом) позволили систематизировать виды ЭОР следующим образом:

  1. Виртуальные туры по мировым музеям.
  2. Видеолекции:

— по истории искусств;

— по залам всемирно известных музеев;

— по истории музыки;

– по музыкальным жанрам;

– о жизни и творчестве великих русских композиторов;

– о великих музыкантах-исполнителях.

  1. Аудиолекции:

– редкие архивные записи выступлений русских композиторов и исполнителей.

  1. Видео мастер-классы:

– по всем видам инструментального исполнительства;

— по жанрам вокального исполнительства.

  1. Видеокурсы по теории музыки
  2. Видео записи концертов и театральных спектаклей:

– концерты лучших современных пианистов;

– концерты лучших современных вокалистов;

– лучшие оперные и балетные спектакли ведущих театров мира;

– трансляции мировых премьер ведущих оперных театров;

  1. Кинофильмы:

– документальные фильмы о композиторах и исполнителях;

– художественные фильмы о композиторах и исполнителях;

– музыкальные анимационные фильмы;

– фильм-опера;

– фильм-балет;

– фильм-мюзикл/оперетта;

  1. Оцифрованные монографии, учебники и справочные издания
  2. Нотные сборники.

Многие ресурсы предоставляют уникальные возможности погружения в культурную среду, творчество русских композиторов. Особо ценным представляется влияние цифровых образовательных медиа-ресурсов (при должном педагогическом руководстве) на общемузыкальное развитие обучающихся. Трудные для представления понятия, термины, феномены искусства «оживают» в воображении обучающегося, когда он попадает в трехмерную виртуальную среду (музей, вернисаж, галерея искусств) и знакомится 3D-моделью исследуемых объектов (памятников архитектуры и скульптуры, произведений изобразительного искусства) с возможностью рассмотреть детали изображения, погрузиться в художественно-исторический контекст изучаемой эпохи, «побывать» на концерте знаменитого исполнителя или на театральной премьере.

Музыкальный кругозор обучающихся должен быть наполнен образцами эталонного исполнения музыкальных произведений русских композиторов (не только фортепианной музыки, но и вокальной, симфонической и т.д.), которые должны усваиваться в определенной системе, это обогатит их слуховой опыт и будет стимулировать музыкальные интересы, то есть создаст необходимую образовательно-информационную стимулирующую среду для развития музыкального мышления.

Это очень значимо для комплексного развития обучающихся на музыкальных занятиях, так как объединяет возможности аналитической работы и взаимосвязи интеллектуально-творческой деятельности и музыкального мышления. Проникновение обучающегося в художественный образ музыкального произведения русского композитора связано с логическим пониманием самого процесса исполнения: аналитическое осмысление стилевых и жанровых черт, знакомства с эпохой и личностью композитора, понимание особенностей его музыкального языка, и лишь затем определение технических трудностей исполнения т.д.

Это теоретическое «насыщение» занятий на занятиях должно происходить в основном в процессе самостоятельной подготовки, так как количество часов на практическое изучение творчества русских композиторов ограничено и теоретическая составляющая должна протекать в разумных пределах и (в идеальном варианте) на основе уже полученных в самостоятельной работе обучающихся знаний.

Необходимо отметить важность педагогического руководства изучения цифровых образовательных медиа-ресурсов, так как без планирования и этапности их изучения, постановки учебных задач, алгоритма изучения, обозначения сроков и формата представления результатов самостоятельной работы, работа с цифровыми образовательными медиа-ресурсами приобретает развлекательный характер, а обязательные к просмотру и анализу ресурсы начинают восприниматься обучающимися как рекомендательные (т. е., по сути, необязательные).

Важна также разработка и внедрение в методическое обеспечение практических занятий проблемных задач, требующих освоения новых фактов, понятий, приводящих студентов в состояние интеллектуального напряжения и отслеживание освоения ЭОР путем введения новых показателей и критериев в контрольно-оценочные средства по музыкальным дисциплинам.

Все вышесказанное позволяет заключить, что целесообразно интенсивно применять цифровые образовательные медиа-ресурсы для изучения творчества русских композиторов в двух компонентах профессиональной подготовки обучающихся: мотивационно-ориентационном и в интерпретационно-творческом комплексе.

Операционально-технологический комплекс, включающий в себя множество сложных действий и составляющих операций по владению специальными правилами, техническими приемами и способами действий осваивается исключительно в процессе аудиторных занятий, применение ЭОР в его освоении носит специфический характер.

Цифровой образовательный медиа-ресурс, построенный на принципах доступности, компенсаторности, информативности, интегративности, наглядности, виртуальности, инструментальности, – важный компонент процесса освоения студентами-музыкантами колледжей и вузов Китайской Народной Республики творчества русских композиторов.

 

Библиографический список:

  1. Глотова, М. Ю., Самохвалова, Е. А. Мобильные технологии в образовании // Преподаватель ХХI век. 2022. №1-1. – С. 138-149.
  2. Майковская, Л. С., Мансурова, А. П., Корина, В. С. Новые реалии цифровизации музыкального образования // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2020. № 18. – С. 9-15.
  3. Майковская, Л. С., Мансурова, А. П. К вопросу о формировании у педагогов-музыкантов новых профессиональных квалификаций в области электронных образовательных ресурсов // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016. № 1. С. 2-6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/contents.asp?id=34844263&ysclid=l8rutnsdsm994779384 (дата обращения: 14.09.2022).
  4. Семенов А.Л., Вишняков Ю.С. Цифровая трансформация общего образования: перспективы и пути развития // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 4. – С. 8-23.
  5. Татаринов К.А., Бовкун Л.Е. Мобильные технологии в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. №3 (32). – С. 47-50.
  6. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. URL:https://ifap.ru/library/book546.pdf.

Добавить комментарий