СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СТИЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА» В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

УДК 7.041.2

ББК 85.12

С90

 СУРДЕЙКИНА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, katya.surdeikina.03@mail.ru

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Аннотация: Стилизация образа человека в декоративной композиции вносит индивидуальность в художественные произведения и набирает популярность, образуя новые направления и стили. Стилизация образа человека может нести в себе своеобразные обобщённые формы и символы.

 Ключевые слова: стилизация, образ человека, декоративная композиция.

 Surdeikina Ekaterina Dmitrievna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,katya.surdeikina.03@mail.ru

ESSENCE OF THE CONCEPT «STYLIZATION OF A HUMAN IMAGE» IN A DECORATIVE COMPOSITION

 Abstract: Stylization of a person’s image in a decorative composition brings individuality to works of art and is gaining popularity, forming new trends and styles. Stylization of a person’s image can contain unique generalized forms and symbols.

 Keywords: stylization, human image, decorative composition.

 

Стилизация образа человека в декоративной композиции, на данный момент, является актуальной темой для исследования, которая способна не только внести уникальность в художественную практику, но и способствовать развитию творческого потенциала обучающихся, укрепляя их возможности для самовыражения в современном обществе. Интерес к стилизации образов в декоративной композиции активно растёт, появляются новые направления и стили.

Декоративная композиция – это форма художественного творчества, которая сосредотачивается на создании визуальных образов и элементов с целью украшения и эстетического обогащения различных объектов и пространств. Она объединяет художественное выражение и функциональность, играя важную роль в дизайне, архитектуре, искусстве и повседневной жизни. Декоративная композиция ориентирована на создание гармонии и красоты, сочетая элементы, такие как линии, формы, цвета, текстуры и фактуры. Она стремится вызвать эстетическое наслаждение у зрителя и создать визуально привлекательные образы [1].

Стилизация – один из плодотворных художественных приёмов в изобразительном искусстве, подразумевающий художественное преобразование образов, явлений и объектов окружающей действительности, в нашем случае, образа человека в соответствии с видением художника и, как результат, отображение с элементами новизны. Понятие «стилизация» также связано с исторически сложившимися стилями и направлениями в искусстве, выражает суть и уникальность всего художественного творчества [2].

Стиль, по мнению Власова – устойчивое единство образной системы, выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие тех или иных совокупностей явлений искусства, будь то крупная художественная эпоха, отдельное художественное направление или манера отдельного художника. Таким образом термин «стиль» употребляется в различных значениях и в современной теории стиля существуют различные мнения об объёме этого понятия: иногда с ним связывают весь комплекс сложных диалектических взаимоотношений содержания и формы в искусстве, иногда ограничивают его структурой образа и художественной формой; однако вне зависимости от той или иной трактовки понятия стиля подчёркивается глубокая обусловленность формальных структур художественного произведения социальным и культурно-историческим содержанием эпохи, творческим методом и мировоззрением художника [4].

Как пишет Н. М. Сокольникова, слово «стиль» происходит от латинского stylus, означающего «палочка, стерженёк для письма». Получается, что стиль – это внутренний стержень, сущность, которая воплощается в художественной форме. Именно стиль можно считать инструментом для понимания истории искусства. В самом слове «стиль» звучат некая упорядоченность, реализованная идея, осмысленное содержание [5].

Стиль – завершённая и устойчивая структура формальных элементов, которые подчиняются единому формообразующему принцип [6].

Н. М. Сокольникова дает определение термина «стилизация» и рассматривает принципы стилизации в декоративном искусстве, живописи и графике, а также отмечает, что процесс выполнения стилизации должен происходить в ходе творческого переосмысления натуры. Стилизация образа человека подразумевает процесс упрощения, обобщения или трансформации человеческой фигуры с целью создать не только выразительный и художественный, но и символический образ [5].

Зачастую в своих работах художники закладывают смысл с помощью декоративных элементов, которые несут символическое значение и передают идеи, чувства или культурные значения. В основном используются знаковые формы и изображения, углубляя восприятие произведения и вызывая у зрителя определенные ассоциации или эмоции [3].

В стилизации образа человека символика играет немаловажную роль, смысл которой автор хочет преподнести в виде своей работы, и В. Г. Власов считал, что стилизация часто подразумевает сокращение деталей изображения, что позволяет сосредоточиться на особых чертах или элементах, которые несут символическое значение. Это может быть связано с упрощением линий или форм, что делает образ более универсальным и понятным. Цвета и формы могут иметь символическое значение. Например, красный цвет может ассоциироваться с страстью, любовью или опасностью, в то время как синий может символизировать спокойствие или надежду. Определенные формы также могут вызывать эмоциональную реакцию или передавать концептуальные идеи [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что стилизация образа человека в декоративной композиции – это многогранный процесс, который позволяет художникам и дизайнерам выразить свои идеи через упрощенные и условные формы, которые обладают эстетической привлекательностью, индивидуальным стилем изображения и глубоким смыслом. Стилизация не только обогащает декоративное искусство, но и открывает новые горизонты для творческого самовыражения. Стилизация человеческого образа на протяжении всей истории изобразительного искусства остается важным инструментом для решения композиционных задач. Сочетание стилизованных форм с уникальным стилем углубляет художественный образ, придавая ему многогранное эмоциональное звучание.

 

Список использованных источников

  1. Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 томах. Том 3 / В. Г. Власов – Москва. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010.- 752 с. Текст : непосредственный.
  1. Власов, В. Г. Стили в искусстве. Словарь / В. Г. Власов. — С.-Петербург: Лита, 1998.
  2. Гришин, С. Н. Художественный образ : происхождение, герменевтическая специфика, типология, структура и средства выражения в искусстве / С. Н. Гришин : Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №11 (61). – Часть 3. – [С. 51-54]
  3. Парукова, Е. В. Стилизация и трансформация изображения в аспекте восприятия художественного образа // Культура и искусство / Е. В. Парукова. — 2023.
  4. Сокольникова, Н. М. История стилей в искусстве : учебное пособие / Н. М. Сокольникова, В. Н. Крейн. – М. : Гардарики, 2006. – 395 с.
  5. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова – М. : Фундаментальная электронная библиотека, 1935-1940. – Текст : электронный. – URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 16.10.2024)

Добавить комментарий