УДК 75.041.5
ББК 85.8стд1-22
Н33
НАТАЛЬИНА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, teenwolf.rita@yandex.ru
Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В данной статье раскрываются понятия «навык», «портрет»; рассматриваются характеристики навыка рисования портрета обучающихся, этапы обучения рисованию портрета.
Ключевые слова: навык, портрет, анатомические знания, обучающиеся, композиция, этапы, живописные материалы.
Natalina Margarita Alexandrovna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
natarita1602@mail.ru
PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOLERS IN THE FAMILY BY MEANS OF MUSICAL ART
Abstract: This article reveals the concepts of skill and portrait, examines the characteristics of the skill of drawing a portrait of students, the stages of learning to draw a portrait.
Keywords: skill, portrait, anatomical knowledge, students, composition, stages, painting materials.
Актуальность данной темы заключается в том, что рисование портрета формирует основные художественные навыки, наблюдательность, умение подчеркнуть особенности внешности человека, формируется творческое воображение, совершенствуются знания анатомии человека.
Навык — доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего — двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. не в собственном смысле слова [5].
Навык – уменье, созданное привычкой: 1) твердые практические навыки (читать, писать, считать и т. д.); 2) привычная реакция человека на какое-либо раздражение, возникающее в результате многократного опыта (ходьба, речь, трудовые движения) [5].
Портрет – картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры человека [4]. Ключевым и первостепенным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно детальнее передать сходство и характер, цветовые тона, жест и мимика, относящиеся к определенному герою, художник находит черты большей жизненности, естественности в изображении лица, в то время как остальные компоненты портрета, будь то одежда, фон, считаются более условными, так как сходство от этого не зависит.
В процессе рисования портрета познаются зрительные образы изображаемых людей, расширяется представление о предстоящих изобразительных действиях. Изображая конкретных людей, обучающиеся переходят к обобщенным представлениям о пространственном строении головы в целом, познают изобразительные и выразительные возможности различных графических и живописных материалов [3].
Основные характеристики навыка рисования портрета включают в себя:
- Анатомические знания: умение правильно изображать человеческое лицо и его особенности. Это включает в себя знание пропорций, расположения черт лица (глаза, нос, рот) и их взаимосвязи.
- Техника живописи: владение различными живописными материалами (масло, акварель, пастель и др.) и умение применять их для достижения желаемых эффектов. Это включает в себя использование кистей, палитры, смешивание красок и создание текстур.
- Композиция: способность организовать элементы портрета на холсте, чтобы создать гармоничное и выразительное изображение. Важно учитывать фон, позу и выражение лица модели.
- Передача эмоций: умение передавать характер и настроение портретируемого через выбор цветовой гаммы, освещение и детали.
- Практика наблюдения: Развитие навыка внимательного наблюдения за моделью, что помогает уловить нюансы и уникальные черты лица.
Этапы обучения рисованию портрета:
- Изучение основ: знакомство с анатомией лица, изучение пропорций и основных техник живописи.
- Практика с натуры: рисование с натуры – ключевой этап, который позволяет обучающимся развивать свои навыки наблюдения и точности.
- Эксперименты с материалами: использование различных живописных материалов для нахождения наиболее удобного и подходящего стиля.
- Анализ работ: обсуждение и оценка выполненных портретов с преподавателем или сверстниками для выявления сильных и слабых сторон [1].
Следует акцентировать внимание на том, что рисование головы человека начинается с поиска композиционных решений и выявления более выразительного ракурса, который наиболее полно передает характер портретируемого [2].
Таким образом, стоит подчеркнуть, что навык рисования портрета является важной частью художественного образования. Он развивает не только технические способности, но и творческое мышление обучающихся. Постоянная практика, анализ работ и эксперименты с различными материалами способствуют формированию уверенности и индивидуальности в творчестве.
Список использованных источников
- Щербаков, B. C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. — М. :Просвещение, 1969. – 271 с.
- Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка / Н. Н. Волков. – М. : Академия пед. наук РСФСР, 1950. – 508 с.
- Шалаева, Г. П., Курбатова, Н. В. Современная энциклопедия начальной школы. Рисование / Г. П. Шалаева. – М. : Образование. — 2005. – С. 202.
- Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – Текст: электронный. – URL: https://www.slovari.ru/default. aspx?p=240 (дата обращения: 06.12.2024)
- Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова – М. : Фундаментальная электронная библиотека, 1935-1940. – Текст: электронный. – URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 06.12.2024)