УДК 75.056
ББК 85.15
Б 43
БЕЛОМОЕВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, belomva@mail.ru
Научный руководитель – профессор, доктор педагогических наук Карпушина Л. П.
Ключевые слова: книжная иллюстрация, колорит, цвет, колористические нывыки, система цветовых сочетаний
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа педагогической и искусствоведческой литературы информация по проблеме освоения учащимися ДХШ колористических навыков на надлежащем уровне.
BOOK ILLUSTRATION AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ COLORISTIC SKILLS
Belomoeva Valeria Alexandrovna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: book illustration, coloring, color, coloristic whines, a system of color combinations
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of pedagogical and art history literature on the problem of mastering coloristic skills by students of secondary school at the appropriate level.
Полностью сформированные колористические навыки являются прямой необходимостью в рамках получения дополнительного предпрофессионального художественного образования. Об этом также свидетельствует Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 156, в соответствии с которым результатами обучения в соответствующих заведениях должны являться приобретенные «навыки анализа цветового строя произведений живописи» [7], однако учебные постановки быстро приедаются и некоторые учащиеся теряют интерес как к освоению отдельных навыков, так и к предмету в целом.
Таким образом, внимание учащихся приковывается к станковой композиции, где основой обучения выступает передача сюжета. В этом плане создание книжной иллюстрации в рамках данного предмета может стать самым действенным приемом в арсенале педагога, ибо любимое литературное произведение – наиболее быстрый и выигрышный способ вызвать у обучающихся связь между эмоциональной сферой восприятия и изображением. В ходе выполнения этого учебного задания, дети смогут намного лучше понять, как не только составить грамотное с академической точки зрения цветовое сочетание, но и передать с его помощью атмосферу момента и психологический настрой героев.
«Иллюстрация в широком смысле – пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами и изображениями, а в более узком — область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений» [5]. То есть, зачастую, художнику необходимо не просто воссоздать описанную картину, а наполнить сюжет осязаемостью, позволить увидеть местность, познакомиться с героями и погрузиться в момент.
Безусловно, основную роль на данном учебном занятии продолжает играть непосредственно композиция, однако именно колорит работы делает ее «живой». В аргументации можно привести слова Алексеева С.С., который в своей работе «О колорите» выделяет именно умение варьировать яркостную характеристику цвета голландским художником Рембрандтом ван Рейном как основополагающее в его стремлении выделить самое главное в изображаемых событиях. Так же автор заключает, что «колорит определяется как система цветов, но система и сумма — это не одно и то же» [1]. Иными словами, один и тот же цвет, в зависимости от замысла автора может нести в себе совершенно разные настроения и этим усложнять понимание основных принципов.
Поэтому при создании книжной иллюстрации на занятии по станковой композиции в ДХШ очень важно изначально объяснить обучающимся этапы ее выполнения для наиболее эффективной и осознанной работы.
Первым этапом является непосредственно изучение текста. Здесь можно вынести на обсуждение вопросы, касающиеся внешнего вида персонажей, а так же общей атмосферы произведения и подходящим ей цветам.
Вторым этапом является поиск стиля иллюстрирования. Сбор и анализ произведений других авторов поможет определиться с выбором колорита, а так же будет являться важной базой для создания собственной системы цветовых сочетаний.
Третий этап заключает в себе создание эскизов. Здесь учащиеся в первый раз «примеряют» цвета друг к другу на бумаге, находясь в поиске наиболее удачного и выразительного варианта.
И уже после того, как все цвета подобраны, наступает заключительный, четвертый этап создания книжной иллюстрации: отрисовка деталей. Значительное внимание уделяется уже не большим объемам цвета, как на предыдущей стадии, а более мелкой игре полутонов и бликов. Обучающиеся могут вложить все свои знания и навыки в создание уникального отображения текста, переведя его в осязаемую и понятную зрителю картинку [4].
Таким образом, использование создания книжной иллюстрации в качестве учебного задания способствует не только развитию навыка анализа окружающих цветовых сочетаний, но и созданию понимания устойчивой связи между колоритом и эмоциональным состоянием человека. «Например, красный цвет в изображении цветка и такой же красный цвет в изображении расплавленного металла производит различное впечатление», — подмечает Алексеев С.С. [1], тем самым раскрывая многогранность цвета в зависимости от его оттенка, яркости, насыщенности – словом, от системы, которой этот цвет принадлежит и в которой будет иметь свое уникальное значение.
Исходя из выше сказанного, создание иллюстрации позволит учащимся ДХШ овладеть такими навыками как: умение выразить основную мысль в рисунке, навык гармоничного расположения объектов на листе, а так же, что не маловажно, навык подбора подходящей цветовой палитры для создания конкретной работы и передачи в ней чего-то большего, чем простое отражение действительности, как и полагается профессиональному художнику.
Список использованных источников
- Алексеев С.С. О колорите / С.С. Алексеев. – М., 1974. – 176 с.
- Антонов А.В. Восприятие внетекстовых форм информации в издании / А.В. Антонов. – М, 2008, — 105 с.
- Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zaholstom.ru/?page_id=3136
- Ковалевская Наталья Ивановна, Лях Анастасия Всеволодовна КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2023. №2 (273). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-illyustratsiya-kak-sposob-otrazheniya-sovremennyh-tendentsiy-graficheskogo-dizayna (дата обращения: 01.12.2024).
- Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: учебное пособие / М.М. Козлова. – М, 2009. – 117 с.
- Медведев В.Ю. Цветоведение и колористика: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. — СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. – 116 с.
- Приказ Министерства культуры РФ от 12 марта 2012 г. N 156
«Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» - Создание иллюстраций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.artwell.ru/illustrations_creation/