УДК 37.035.6(045)
Левкина Анастасия Олеговна
студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, n.lyovkina@yandex.ru
Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: Статья посвящена вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у обучающихся детской художественной школы. Рассматривается роль художественного образования в развитии эстетического восприятия окружающего мира и формировании уважительного отношения к природе. Авторы анализируют педагогические методы и подходы, способствующие развитию ценностных ориентиров в сфере экологии и искусства. Основное внимание уделяется проблематике интеграции экологического сознания в образовательные программы, а также воздействию художественной деятельности на эмоциональное восприятие и осмысление природной красоты.
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение, природа, художественное образование, детская художественная школа, педагогическая проблема, экологическое сознание.
Levkina Anastasiya Olegovna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia, n.lyovkina@yandex.ru
On the issue of developing an emotional and value-based attitude towards nature among students at a children’s art school. Abstract: The article is devoted to the issue of developing an emotional and value-based attitude towards nature among students of a children’s art school. The role of art education in the development of aesthetic perception of the surrounding world and the formation of a respectful attitude to nature is considered. The authors analyze pedagogical methods and approaches that contribute to the development of value orientations in the field of ecology and art. The main attention is paid to the problems of integrating environmental awareness into educational programs, as well as the impact of artistic activity on the emotional perception and understanding of natural beauty.
Keywords: emotional and value attitude, nature, art education, children’s art school, pedagogical problem, ecological consciousness.
В современном мире, где экологические проблемы становятся все более актуальными, важность формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у подрастающего поколения нельзя недооценивать. Понимание и восприятие окружающего мира, естественной среды обитания закладывается в детстве и, в значительной степени, зависит от качества образования и воспитания. Образование в детских художественных школах предоставляет уникальную возможность для развития у детей не только художественных навыков, но и глубокого эмоционального восприятия природы как важного элемента их жизни и культурного наследия.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью интеграции экологической культуры в образовательные процессы, направленные на творчество. В условиях стремительных изменений окружающей среды, требуется формировать у детей ценностное отношение к природе, основанное на эстетическом восприятии и чувственном освоении мира. Мы наблюдаем, что художественное образование способно эффективно способствовать этому процессу, и именно через призму искусства возможно раскрыть красоты натурального мира, прививая любовь и заботу о нем.
Цели нашего исследования заключаются в анализе педагогических методик, направленных на формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у обучающихся детской художественной школы. Основными задачами являются изучение существующих подходов и практик, а также выявление факторов, способствующих успешному формированию этого отношения. Кроме того, мы стремимся разрабатывать и предлагать новые методы, которые могут быть внедрены в образовательный процесс.
Обоснование выбора детской художественной школы как учебного контекста связано с её уникальной ролью в воспитании и образовании. Художественное образование предлагает разнообразные платформы для воспитания эстетического вкуса и ценностного отношения к окружающему миру. Именно в таких учреждениях идет активное взаимодействие детей с искусством, что создает идеальные условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе. Образовательный процесс включает в себя не только обучение технике рисования или живописи, но и осмысление и интерпретацию природных явлений, что способствует развитию глубокого внутреннего понимания и любви к окружающему миру.
Понятие эмоционально-ценностного отношения к природе охватывает широкий спектр чувств и осознаний, которые определяют взаимодействие человека с окружающей средой. Это отношение включает в себя не только эстетическую оценку, но и этическое осознание ценности природы как элемента человеческой жизни.
Роль художественного образования в развитии ценностей становится всё более значимой. Оно формирует критическое мышление, расширяет горизонты восприятия и помогает обучающимся осознать своё место в природе и культуре. Художественное образование не только передает знания о формах и технике, но и создает условия для эмоционального сопереживания, что является важным аспектом формирования экологической сознательности [1].
Специфика восприятия природы в художественной деятельности проявляется в том, что дети через творчество учатся видеть красоту, разнообразие и уникальность природных объектов. Этот процесс становится катализатором не только для развития художественных навыков, но и воспитания бережного отношения к природе. Художники и творцы, обучаясь, начинают более глубоко осмыслять свою связь с природой, что является важным шагом на пути к становлению ответственного гражданина планеты.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у детей является одной из важнейших задач современного образования, особенно в контексте художественных школ. Взаимодействие с природной средой через искусство открывает новые горизонты в понимании её важности, красоты и уязвимости. Давайте рассмотрим методические подходы к обучению, влияние искусства на восприятие природы, использование природных мотивов в художественном творчестве, а также успешные практики в этой области.
Интерактивные методы обучения создают условия для активного участия детей в процессе познания. Они включают в себя элементы игры, обсуждения и совместного творчества, что способствует более глубокому усвоению материала. Например, совместные экскурсии в природные заповедники или парки могут дать детям возможность не только наблюдать за природой, но и активно записывать свои впечатления, создавая художественные зарисовки.
Проектная деятельность представляет собой эффективный метод, позволяющий детям глубже исследовать темы, связанные с природой. Например, проект по созданию выставки художественных работ, вдохновленных местной флорой и фауной, может включать исследование природных артефактов, изучение пейзажей и даже работу с природными материалами.
Такие практики развивают у детей навыки командной работы, самостоятельного поиска информации и креативного мышления. Они учат молодых художников видеть красоту в деталях и важность их сохранения, а также формируют у них чувство ответственности за окружающую среду.
Искусство имеет уникальную способность передавать эмоции и чувства, которые сложно выразить словами. Учащиеся, занимаясь творчеством, через живопись, скульптуру или фотографию, начинают воспринимать природу не только как объект для изображения, но и как источник вдохновения и эмоционального опыта [2].
Путем создания художественных произведений, вдохновленных природой, дети начинают развивать эмпатию, понимание и ценностное отношение к окружающему миру. Каждый штрих, каждая деталь становятся возможностью для самовыражения и соединения с природой на глубоком уровне. В результате, искусство может стать мощным инструментом в формировании экологической культуры, готовности заботиться о природе и чувствовать её красоту и значимость.
Природа предоставляет неисчерпаемый источник идей и вдохновения для различных художественных форм. Использование природных мотивов в рисовании, скульптуре и других формах искусства позволяет детям находить связь между искусством и окружающей средой. Например, создание картин на тему смены времен года, изображение животного мира и растений помогает углубить понимание экосистемы и её разнообразия.
Лекции и мастер-классы о художниках, обращавшихся к теме природы в своей работе, могут служить прекрасным источником вдохновения. Это погружение в мир художественного выражения предлагает возможность не только создать собственные работы, но и развить личное отношение к природе как к уникальному объекту искусства и науки.
Множество образовательных проектов уже активно функционируют в детских художественных школах, направленных на формирование ценностного отношения к природе. Одним из примеров является проект «Природа в красках», который объединяет живопись с выездными экскурсиями в природные зоны, где дети могут не только учиться у природы, но и создавать свои произведения, отражающие их собственное восприятие увиденного.
В качестве успешного примера можно привести опыт одной из детских художественных школ, где организован курс «Экология и Искусство». В рамках курса проводятся занятия не только по живописи, но и по экологии, где обучающиеся становятся участниками различных инициатив по защите окружающей среды. Их работы представляются на выставках, что способствует формированию общественного мнения о важности сохранения природы и воздействия искусства на восприятие экологических проблем.
Результаты таких проектов показывают, что дети, вовлеченные в подобную деятельность, не только улучшают свои художественные навыки, но и начинают осознанно относиться к вопросам экологии и охраны окружающей среды. Они становятся более эмпатичными, готовыми действовать в защиту природы, осознавая последствия своих действий для экосистемы. Данное влияние будет сохраняться и развиваться по мере их взросления, становясь частью их личной и профессиональной идентичности [3].
В последние десятилетия активное внимание к экологии и устойчивому развитию по всему миру привело к необходимости интеграции этих тем в образовательные программы. Тем не менее, несмотря на значимость экологии в современных образовательных практиках, процесс её внедрения сталкивается с рядом проблем.
Одной из главных трудностей является отсутствие четких методик и подходов для интеграции экологической тематики в существующие дисциплины. Педагоги часто не знают, как связать экосистемные концепции с уже изучаемыми предметами, такими как биология, география или искусство. Это приводит к разрозненным подходам, когда экология рассматривается только в рамках отдельных уроков, не имея системного подхода в обучении.
Другой серьезной преградой является нехватка методических материалов и ресурсов, необходимых для обучения. Многие учебники и пособия не содержат практических заданий или проектов, направленных на формирование экологической грамотности. Это затрудняет педагогам создание интересного и увлекательного учебного процесса.
Важно отметить и проблемы мотивации обучающихся. На фоне общего снижения интереса к учебному процессу и увеличения увлечения digital-технологиями, экология может восприниматься как нечто «скучное» и «далекое». Дети могут не осознавать важность экологической ответственности, если не увидят практического применения знаний в своей жизни. Мотивация учащихся к изучению экологии требует комплексного подхода, включая внедрение интерактивных и креативных методов обучения, которые могли бы заинтересовать их и побудить к активному участию.
Чтобы эффективно решить указанные проблемы, необходимо предпринять ряд шагов, направленных на улучшение интеграции экологической тематики в образовательный процесс.
Первым шагом является необходимость разработки учебных планов и программ, которые бы учитывали актуальные экологические проблемы и отражали их значение в контексте современного общества. Эти программы должны быть многопрофильными, интегрируя знание об экологии с другими дисциплинами. Например, на уроках литературы можно рассматривать произведения, в которых центральным мотивом является природа, а на уроках искусства использовать природные материалы и пейзажи как объекты для творчества.
Вторым шагом является применение инновационных образовательных технологий, таких как проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и использование цифровых ресурсов. Онлайн-платформы, интерактивные приложения и виртуальные экскурсии могут сделать процесс обучения более привлекательным и доступным. Создание междисциплинарных проектов, связанных с экологическими темами, может увеличить практическое вовлечение детей и углубить их понимание экологических вопросами с разных сторон.
Третьим пунктом является вовлечение родителей и местного сообщества в процесс формирования экологических ценностей. Проведение открытых уроков, экологических акций или волонтерских мероприятий может стать отличной возможностью для создания партнерства между образовательными учреждениями и семьями. Это не только укрепит связи в сообществе, но и позволит детям увидеть значимость экологических инициатив на практике, что будет способствовать формированию у них эмоционально-ценностного отношения к природе [4].
В заключение, обобщая основные результаты исследования, следует отметить, что формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у детей в рамках образовательных учреждений является крайне важным аспектом, способствующим не только развитию их личности, но и формированию более ответственного и осознанного общества в целом.
Список использованных источников:
- Л.В. Смирнова Формирование эмоционально-ценностного отношения к природным объектам у младших школьников / Л.В. Смирнова. – Текст : непосредственный // Герценовские чтения. — 2020. — том 4. — СПб.
- Л. В. Симонова Сформированность эмоционально-ценностного отношения к неживой природе у младших школьников / Л. В. Симонова, Л. А. Алидина. – Текст : непосредственный // Герценовские чтения. — 2019. — том 6. — СПб.
- Р.М. Кадырова Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории / Р.М. Кадырова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. — М.: Буки-Веди, 2021. — С. 160-162.
- Гусельцева М.С. Эстетическая парадигма и трансформации повседневности: методологические аспекты/ М.С. Гусельцева. – Текст : электронный // Психологические исследования. 2020. Т. 11. № 60. С. 1–12. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.11.2024).