ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЕСЕН

БУДИНА АНГЕЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «МГПУ М. Е. Евсевьева»

Руководитель – Шишкина С.В., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки,

sv430903@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается воспитание интереса к музыке у младших школьников в процессе изучения детских песен. Автор исследует влияние детских песен на воспитание интереса к музыке у школьников в возрасте от 7 до 10 лет. Статья также анализирует методы, использующиеся в педагогике музыкального образования. Проанализированы методы и приемы для эффективного воспитания интереса к музыке у младших школьников на уроке музыки в школе.

Ключевые слова: младшие школьники, воспитание интереса к музыке, урок музыки, метод, способ, детская песня.

 FOSTERING INTEREST IN MUSIC AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF LEARNING CHILDREN’S SONGS

BUDINA ANGELINA VLADIMIROVNA

student of the Moscow State Pedagogical University M. E. Evsevieva

The head is S.V. Shishkina, Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Saransk, Russia, sv430903@yandex.ru

Abstract: This article examines the education of interest in music among younger schoolchildren in the process of studying children’s songs. The author explores the influence of children’s songs on fostering interest in music among schoolchildren aged 7 to 10 years. The article also analyzes the methods used in the pedagogy of music education. The methods and techniques for effective education of interest in music among younger schoolchildren in a music lesson at school are analyzed.

Key words: primary school students, fostering interest in music, music lesson, method, method, children’s song.

 

Воспитание – это целенаправленная педагогическая деятельность учителя, направленная на развитие личностных качеств, это приобщение к духовно -нравственным ценностям, необходимым для преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, способности выбора решения в сложных жизненных обстоятельствах. Данное понимание воспитательной деятельности сложилось на основе анализа концепции личностно ориентированного образования в рамках построения современной модели педагогической деятельности.

К. Д. Ушинский воспитание понимал как целенаправленный, взаимосвязанный процесс умственного, нравственного, эстетического и физического формирования цельной личности. Он отмечал, что воспитание имеет свои объективные законы, но, чтобы их использовать, надо изучить самого человека [3].

Музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки в будущей работе во всех областях его жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность. С помощью музыкального искусства он как бы входит внутрь жизни, отраженной в свете определенного мировоззрения. При этом важно то, что переживание образа создает определенное отношение к нему, формирует моральные оценки, имеющие гораздо большую силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые.

Музыкальное воспитание необходимо использовать в целях формирования мировоззрения детей. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. Н. А. Ветлугина, рассказывая о международной конференции по музыкальному воспитанию детей и юношества, пишет: «Крупнейшие музыканты мира – композиторы, музыковеды, педагоги – раздумывали, какой должна быть музыка для детей. Вместе с тем, музыка для детей строится не в отрыве от тех достижений в области мелодии, гармонии, полифонии и ритма, которыми отличаются современные произведения. Она создается профессионалами, нельзя допускать примитивизма, предполагая, что детям он доступен» [2].

Воспитание интереса к музыке является одной из основных задач педагога. Решая эту задачу, он способствует повышению работоспособности ученика: внимание становится более сосредоточенным, улучшается слуховой контроль, что, в свою очередь, делает художественное исполнение более осмысленным, выразительным и ярким. Музыка играет ключевую роль в гармоничном развитии ребёнка, способствуя не только эмоциональному, но и интеллектуальному росту.

Интерес – прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Интерес к познанию реального мира посредством музыкального искусства – один из наиболее фундаментальных и значимых вопросов в детском развитии. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Во многом этому способствует правильно организованные занятия, на которых решаются главные задачи музыкального развития – пробуждать и развивать интерес у ребенка к музыке, вызвать яркий эмоциональный отклик на слушаемое, учить осознавать свои музыкальные впечатления, разбираться в них, высказываться о музыке [4].

Музыкальный интерес может проявляться тремя способами: в пассивной форме (случайное, нецелеустремленное прослушивание), полуактивной (аналитическое прослушивание, предварительно подготовленное отбором) и активной (исполнение и создание музыки). Наивысший уровень творческой инициативы наблюдается именно в двух последних формах выражения музыкального интереса.

Воспитание интереса к музыке у младших школьников – важная задача, стоящая перед педагогами и родителями. Одним из эффективных способов приобщения детей к музыкальному искусству является изучение детских песен.

Детские песни обладают рядом уникальных качеств, которые делают их идеальным материалом для воспитания интереса к музыке:

– Простота и доступность: Музыка и текст песен специально адаптированы для восприятия детьми, что облегчает процесс обучения.

– Эмоциональная окраска: Песни часто передают радость, игру, любовь и другие позитивные чувства, что особенно важно для эмоционального развития ребёнка.

– Возможность взаимодействия: Пение в кругу сверстников способствует социализации и развитию коммуникативных навыков.

Польза детских песен:

– Развивают слуховые навыки и чувство ритма;

– Способствуют развитию вокальных данных и музыкальной памяти;

– Укрепляют эмоциональную связь между детьми и музыкой.

Занимаясь любимым делом, дети преображаются: они становятся целеустремленными, инициативными и даже более сдержанными внутренне.  Интерес к музыке формируется через посещение музыкальных театров, концертов, просмотр музыкальных фильмов и прослушивание качественных записей, чтение книг о композиторах и музыкантах, а также через прослушивание детских песен – всё это расширяет кругозор ученика в мире искусства.

Педагог играет важную роль в формировании интереса к музыке. Он должен быть не только наставником, но и инициатором, который с энтузиазмом делится своей любовью к музыке. Важно создать атмосферу доверия и открытости, где дети могут свободно выражать свои чувства и мысли о музыке.

Для эффективного воспитания интереса к музыке важно использовать разнообразные методы и подходы [1]:

– Игровые формы занятий, они включают в себя элементы игр в прослушивание и исполнение песен, делают процесс обучения более увлекательным.

– Творческие задания, для создания совместных музыкальных проектов, таких как выступления или музыкальные спектакли, это вовлекает детей в процесс.

– Музыкальные игрушки и инструменты, их использование помогает развивать мелкие моторные навыки и ритмическое восприятие.

– Слушание и обсуждение, помогают развивать аналитическое мышление и эмоциональный интеллект.

Влияние на развитие личности:

– Музыка развивает креативность и воображение;

– Способствует социализации и формирует умения работать в команде.

Воспитание интереса к музыке у младших школьников через изучение детских песен – это не только педагогическая задача, но и вклад в гармоничное развитие личности ребёнка. Используя разнообразные методы и подходы, педагоги могут создать увлекательный и продуктивный музыкальный опыт, который будет сопровождать детей на протяжении всей жизни.

 

Список использованных источников

  1. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» / О.А. Апраксина. – Москва.: Просвещение, 1983. – 224 с., нот. – URL: https://sdo.mgpu.ru/mod/book/view.php?id=19470 (дата обращения: 19.10.2024).
  2. Ветлугина, Н. Г. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н.Г. Ветлугина, А.В. Кенеман. – Москва : Просвещение, – 1983. – 256 с. – Текст : непосредственный.
  3. Матис, В. И. Педагогическая социология : учебное пособие для вузов / В. И. Матис. — 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 261 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11797-4. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 73 – URL: https://urait.ru/bcode/543317/p.73 (дата обращения: 19.10.2024).
  4. Электронный источник – Текст : электронный – URL : https://roshaldshi.ru/media/2023/06/08/1280328923/Ivanova_T.V._Formir._Muz.Interesa_28.10.2020.pdf (дата обращения: 22.10.2024).

Добавить комментарий