УДК 372.3
ББК 74.1
Потапкина Мария Евгеньевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
mashapotap07@gmail.com
Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Potapkina Maria Evgenievna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
mashapotap07@gmail.com
Аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы формирования навыков выполнения изделий декоративно-прикладного искусства у дошкольников в условиях проведения мастер-классов. Обозначены особенности организации мастер-классов подобной направленности в отношении детей дошкольного возраста, представлено описание этапов организации и проведения подобных мероприятий.
Ключевые слова: навыки выполнения изделия, декоративно-прикладное искусство, дошкольный возраст, мастер-класс.
THE ESSENCE AND CONTENT OF THE CONCEPT OF «SKILLS OF PERFORMING DECORATIVE AND APPLIED ARTS IN PRESCHOOLERS DURING MASTER CLASSES»
Abstract: The article discusses certain aspects of the problem of forming skills in performing decorative and applied arts among preschoolers in the conditions of master classes. The features of the organization of master classes of a similar orientation in relation to preschool children are outlined, and a description of the stages of organizing and conducting such events is presented.
Keywords: product skills, arts and crafts, arts and crafts, preschool age, master class.
Декоративно-прикладное искусство является одной из древнейших разновидностей человеческой деятельности. Первые образцы такого искусства обнаруживаются археологами в культурных слоях, относящихся к первобытно-общинной эпохе, однако потребовались многие века и тысячелетия, в течении которых совершенствовались и с бережностью передавалась из поколения в поколение навыки работы с природными объектами.
Декоративное искусство охватывает все виды художественной деятельности людей, которые могут быть сориентированы по трем основным направлениям, а именно: собственно декоративно-прикладное искусство, дизайн и декоративно-оформительское искусство. Если рассматривать в самом широком смысле термин «декоративно-прикладное искусство» то, это будет область декоративного искусства, направленная на создание кустарным или промышленным способом художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту. В узком смысле – это художественная обработка утилитарных предметов (утвари, мебели, ткани, орудий труда, средств передвижения, одежды, украшений, игрушек и т. д., то есть, всех тех предметов, которые окружают человека. При этом имеется обязательное требование – эти предметы обязательно должны быть не только удобными и практичными, но и красивыми. (методич. пособие Варданяна)
Значение декоративно-прикладного искусства определяется также еще и тем, что этим видом деятельности могут заниматься люди самых разных возрастов. Наш интерес, при рассмотрении проблемы навыков выполнения изделий декоративно-прикладного искусства, связан с представителями дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей, когда имеются реальные возможности для начала формирования основ креативности, воображения, фантазии, определяющих дальнейшее развитие личности ребенка. Привлечение дошкольника к созданию изделий декоративно-прикладного искусства играет важную роль в гармоничном развитии ребенка, открывая перед ним мир красоты и традиций. Наши наблюдения за дошкольниками позволяют утверждать, что непосредственное общение с народным искусством обогащает душу ребенка, прививает любовь к родному краю. При этом, творения народных мастеров пробуждают у детей чувство прекрасного, формируют художественный вкус и эстетическое восприятие, в силу своей доступности и многогранности, являются отличным инструментом для развития творческого потенциала у детей.
Однако в данной области имеются определенные проблемы, одна из которых – формирование навыков выполнения изделий декоративно-прикладного искусства у детей дошкольного возраста в условиях мастер-классов. В нашем случае, детский мастер-класс – это форма организации обучения ребенка, с целью получения и овладения им знаниями, умениями и навыками в определенной сфере декоративно-прикладного искусства. Эффективность занятий в мастер-классах связана с проявлением некоторых их особенностей. Во-первых, это количество участников, которое не превышает 13 человек, что позволяет педагогу уделить время каждому обучающемуся.
Во-вторых, участие в работе группы приучает дошкольников быть частью коллектива, общаться и договаривать, учитывать интересы друг друга, формируются умения уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а также помогать друг другу.
В-третьих, мастер-классы имеют четкую ориентацию на формирование практических умений и навыков, а именно – доводить начатое дело до конца, сосредоточенно целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Остановимся подробнее на методике организации и проведения мастер-классов, направленных на формирование у дошкольников навыков выполнения изделий декоративно-прикладного искусства. Занятие предполагает наличие как теоретической, так и практической части.
Первым этапом деятельности по организации мастер-класса выступает определение темы занятия, которую можно связать с временем года / праздником или выбрать конкретную тематику, представляющую интерес для дошкольников (например, роспись игрушек).
На втором этапе осуществляется выбор изделия, которое будет создаваться. При этом перед педагогом стоит важнейшая задача – суметь заинтересовать ребенка, посколько необходимо продумать такую работу, по ходу которой дошкольник имел бы возможность и мотивацию для того, чтобы научиться ее сделать (выполнить).
Третий этап – подготовительный, предполагающий составление плана занятия, в котором определяется логика и содержание. На этом же этапе осуществляется расчет необходимых материалов (исходя из количества задействованных дошкольников) – ножниц, клея, бумаги и тому подобного, в зависимости от темы мастер-класса. При этом, педагог должен учесть возрастные особенности детей, поскольку, если дети возраста 3-4 года, то они еще не умеют вырезать, следовательно педагог должен подготовить для них заранее шаблоны. Для детей постарше раскладываеся все необходимое и внимательно отслеживается их деятельность, например, чтобы помочь правильно научиться держать ножницы и вырезать.
Четвертый этап – проведение мастер-класса. Для этого необходимо создать уютную и доверительную атмосферу в кабинете, чтобы продуктивно поработать. По ходу выполнения заданий педагог начинает задавать наводящие вопросы или показывать наглядные примеры работ мастеров декоративного творчества,чтобы подвести детей к теме данного занятия. Затем педагог объясняет последовательность выполнения изделия по этапам, после чего демонстрирует ход изготовления изделия. Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно приступить к выполнению работы. Педагог отслеживает ситуации, при которых дети сталкиваются с какими-либо трудностями. Если у ребенка, что-то не получается, педагог поможет ему советом или действием. Обязательно на этом этапе необходимо предусмотреть проведение физкульт-минутки или небольшой игры, чтобы дети могли отдохнуть, переключить свое внимание.
Пятый этап предполагает проведении рефлексии, в ходе которой: а) выявляется, что запомнили из теории и практики дошкольники; б) раставляются выполненные работы (с обязательным комментарием – похвалой, указанием на успешные стороны деятельности); в) делается общая фотография, которая отправляется родителям.
Завершая рассмотрение проблемы формирования у дошкольников навыков выполнения изделий декоративно-прикладного искусства следует отметить, что мастер-классы являются наиболее оптимальной формой такой работы, посокольку имеются все возможности, чтобы заинтересовать детей творить добро и красоту, приносить людям радость, зажечь их сердца, развивать их творческую активность.
Список использованных источников
- Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. – Текст : электронный // URL : https://infourok.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-na-zanyatiyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-4130993.html.
- Варданян, В. А. Методика обучения изобразительному искусству : учебное пособие / В. А. Варданян. — Саранск : МГПУ им. М.Е. Евсевьева, 2012. — 109 с.
- Обучение детей дошкольного возраста основам декоративно-прикладного искусства. – Текст : электронный // URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/07/11/obuchenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-osnovam-dekorativno.
- Варданян, В. А. Декоративно-прикладное искусство в школе : кн. для учащихся / В. А. Варданян, Т. В. Сивер; под ред. канд. пед. наук В. А. Варданяна. М-во образования Республики Мордовия. Саранск. школа-гимназия №20. – Саранск, 1997. – 38 с.
5. Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников». – Текст : электронный // URL : https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/03/16/master-klass-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-kak-sredstvo-razvitiya.