УДК 37.035.6(045)
ББК 74.005.22
Наумова Елена Юрьевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, yelena.shestakova.01@bk.ru
Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В данной статье автором проанализировано понятие «музыкальный слух», применительно детям дошкольного возраста. Автор проводит дефиницию представленного понятия в педагогической литературе, обосновывает актуальность развития музыкального слуха.
Ключевые слова: музыкальный слух, виды музыкального слуха.
Naumova Elena Yrievna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,yelena.shestakova.01@bk.ru
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT «MUSICAL HEARING»
Abstract: In this article, the author analyzed the concept of «musical hearing,» as applied to preschool children. The author defines the presented concept in pedagogical literature, justifies the relevance of the development of musical hearing in preschool children at the current stage of society development.
Keywords: musical hearing, types of musical hearing .
Музыкальный слух на протяжении долгого времени является объектом научных исследований различных отраслей науки: музыкальной акустики и психоакустики, нейрофизиологии и нейропсихологии, музыкознания, общей психологии, музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Его изучение, в контексте каждого конкретного исследования, не ограничивается рамками обозначенной проблематики и, как правило, затрагивает широкие междисциплинарные связи.
Активное изучение особенностей музыкального слуха началось со второй половины XIX века и, прежде всего, было связано с деятельностью Г. Гельмгольца. В классическом труде результаты наблюдений и экспериментов ученого, связанные с изучением музыкальных звуков и особенностями их восприятия. В этой работе впервые была обоснована концепция физиологии звуковысотного слуха, получившая название «резонансной теории слуха».
Фундаментальным трудом в области исследования музыкального слуха, музыкальных способностей, музыкальной деятельности является труд Б.М.Теплова «Психология музыкальной деятельности»[35]. В понятии «музыкальный слух» он выделил два компонента: перцептивный или эмоциональный (ладовое чувство) и репродуктивный или слуховой (способность к слуховому представлению), необходимый для воспроизведения.
Первым и исследователями музыкального слуха с позиции музыкальной педагогики в России были С.М. Майкапар и H.A. Римский-Корсаков ,Б.В. Асафьев и др. Большое значение имеют фундаментальные труды в области музыкальной психологии, касающиеся формирования музыкального слуха Д. К. Кирнарской и М. С. Старчеус.
В музыковедческой литературе понятие «музыкальный слух» рассматривается с разных позиций: одни теоретики рассматривают данное понятие в широком смысле. В таком случае музыкальный слух включает в себя звуковысотное, временное, динамическое, тембровое слуховое восприятие и т.д. Другие, в узком же смысле, как слух только звуковысотный. Действительно, звуковысотные соотношения служат основным средством выражения музыкального содержания, и восприятие музыки находится в прямой зависимости от развитости музыкального (звуковысотного) слуха. Несомненно, высота — важнейшее качество звука, без неѐ музыка не существует. Но восприятие высоты – это только одна из главных функций музыкального слуха, еѐ восприятие не является единственным понятием, входящим в состав понятия «музыкальный слух».
В нашей работе мы опираемся на классификацию музыкального слуха Е.Б Ежовой, представленную в еѐ диссертационном исследовании [15]. На наш взгляд данная классификация является наиболее полной, что достигнуто за счет качественного синтеза уже имеющихся классификаций. Е.Б Ежова считает, что видов музыкального слуха может быть столько, сколько имеется характеристик у музыкального звука и у средств музыкальной выразительности. Точнее говоря, если музыку рассматривать по элементам, а также в целом, то каждый элемент и целое будет соответствовать какому-то виду слуха.
Основные виды музыкального слуха:
- Внешний музыкальный слух – это «способность слухового восприятия реально звучащей музыки» [31,7].
Но говоря о внешнем музыкальном слухе, нельзя забывать о том, что такое разделение возможно только теоретически, так как внешний музыкальный слух не возможен без внутреннего.
- Внутренний слух – умение мысленно представлять себе отдельные звуки, интервалы, аккорды, целые музыкальные произведения, а также тембры инструментов, голосов и т.д. Внутренний музыкальный слух не мыслим без внешнего. «… Мы не можем представить себе такого слухового ощущения, которого мы раньше не слышали. Человек, родившийся глухим, как известно, не может себе вовсе представить звука» [26, 57], а, следовательно, не может обладать внутренним музыкальным слухом.
Разновидностями внутреннего слуха являются:
смешанный внутренний слух – сосуществование внутреннего слуха и внешнего, когда внутренние музыкальные образы всегда опираются на внешние;
чистый внутренний слух – не может быть приобретѐн без наличия внешнего. Чтобы обладать таким видом слуха, нужно находиться на высокой ступени музыкального развития.
- Архитектонический слух– правильное чувство формы. Архитектонический слух предполагает сочетание в себе всех видов слуха одновременно.
Что касается определения понятия «музыкальный слух», в научной литературе их встречается множество. Приведѐм некоторые примеры. «Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это является исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющие различные формы, разновидности, свойства» [30, 5].
«Музыкальный слух – способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смыслообразующее значение в музыке» [34, 13].
Так как в нашей статье мы опираемся на классификацию музыкального слуха Е.Б. Ежовой, то считаем целесообразным использование определения: музыкальный слух – это специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека. Эта способность поддаѐтся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями. Качество слуха зависит от сформированности его разновидностей.
Список использованных источников
- Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с. – ISBN 978-5-7695-4161-2. – Текст : непосредственный.
- Ежова Е. Б.Великие русские композиторы : пособие по музыкальной литературе для учащихся ДМШ, ДШИ / Елизавета Ежова. – Санкт-Петербург : Союз художников, 2015. – 55 с. – ISBN 978-5-8128-0187-2. – Текст : непосредственный.
- Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т. П. Зинченко. – Санкт- Петербург: Питер, 2022. – 320 с. – ISBN 5-318-00495-4. – Текст : непосредственный.
- Карасева, М. Сольфеджио-психотехника развития музыкального слуха / М. Карасева. – Москва: Академия, 2018. – 100 с. – Текст : непосредственный
- Старчеус, М. С. Слух музыканта: психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования / М. С. Страчеус. – Москва, 2015. – 59 с. – Текст : непосредственный
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. – Москва : Лань, 2022. – 200 с. – Текст : непосредственный.