ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Караулова Анна Александровна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

kulikova.anna,anna@mail.ru

 

Руководитель – Соколова Ю. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Аннотация: В статье актуализируются особенности формирования певческого дыхания у младших школьников. Автором рассмотрены методические приемы и последовательность работы по развитию певческого дыхания, звукообразования и дикции на начальном этапе работы с младшими школьниками.

Ключевые слова: дыхание, певческое дыхание, младшие школьники, формирование, методические приемы.

 

Karaulova Anna Alexandrovna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,

lera.atkina22@mail.ru


FEATURES OF FORMATION OF SINGING BREATHING IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

 Abstract: The article updates the features of the formation of singing breathing in primary schoolchildren. The author reviewed the methodological techniques and sequence of work on the development of singing breathing, sound production and diction at the initial stage of working with primary schoolchildren.

Keywords: breathing, singing breathing, primary schoolchildren, formation, methodological techniques.

 

Умение владеть дыханием — это одно из важнейших условий правильного пения. Правильное певческое дыхание влияет и на манеру голосообразования, на легкость звукоизвлечения, и на укрепление всего дыхательного аппарата. Так между обычным физическим дыханием и певческим дыханием существует ряд отличий. Если под обычным дыханием подразумевается неконтролируемый безусловный рефлекс, с примерно равномерными фазами вдоха и выдоха, то под певческим дыханием подразумевается более сложная, контролируемая система более быстрого вдоха и равномерного, длинного выдоха с процессом фонации.

Дыхание певческое, как и обычное делится на фазы: вдох и выдох. Фаза певческого вдоха отличается от обычного дыхания более энергичными движениями межреберных мышц, мышц диафрагмы. При правильном, полном вдохе мышцы диафрагмы опускаются вниз, позволяя легким, наполнится большим количеством воздуха, чем при обычном вдохе. Многочисленные научные работы, проводимые сейчас, показывают, что определяющее значение для появления ощущения опоры звука имеет именно правильный певческий вдох. За это ощущение отвечает опускающаяся вниз на вдохе диафрагма, а В.В. Емельянов называет эту мышцу главной, отвечающий за вдох.

Фаза, следующая за вдохом — это выдох с фонацией. Пропускание упругого потока воздуха через голосовые складки. При этом происходит сложный процесс регулирования этого потока воздуха гладкими мышцами бронхов и трахеи. Диафрагма не работает как поршень, выталкивая звук, она лишь регулирует подскладочное давление. От величины этого давления зависит сила звука, характер тембра, правильность смыкания голосовых складок. Этому подскладочному давлению противостоят не только одни голосовые складки. В полостях надскладочного пространства в зависимости от их изменяющегося размера, различного рода сужений и препятствий по ходу звуковых волн (от сужения входа в гортань, положения надгортанника, языка и мягкого нёба) образуется надскладочное давление, так называемое акустическое сопротивление, известное в физике как импеданс. Однако, важна не только верхняя грудобрюшная диафрагма, но и межреберные мышцы. О точном комплексе работающих мышц певца можно судить по тому типу дыхания что он использует в пении. Определить тип дыхания у ученика возможно с помощью визуального анализа движений его грудной клетки и живота. В литературе общепринято деление на четыре типа дыхания: ключичный, для певцов оно не несет пользы, заставляя напрягаться мышцы шеи, вызывая зажимы; грудной, такой тип дыханья чаще встречается у женщин при разговорной речи; брюшной, такой тип дыхания более свойственен мужчинам; грудобрюшной или смешанный, еще одно название данного типа, которое можно встретить в научной литературе нижнереберно — диафрагматическое. Многими исследователями вокальной педагогики этот тип дыхания признается как самый целесообразный. Как указывает профессор С. Левидов при таком типе дыхания, «… получается максимальная возможность эластичного выдоха, медленного и постепенного расходования заключенного в легких воздуха, что в пении является моментом чрезвычайно важным». Однако, деление на типы вполне условно, ведь нет четких границ, и разные певцы по-разному используют дыхательные ощущения. В то же время, современные научные исследования доказали, что чистых типов дыхания не существует (Л.Д. Работнов [10], Ф.Ф. Заседателев [5]), и голос может звучать профессионально при любом типе дыхания.

Много разногласий вызывает вопрос, чем дышать – носом или ртом. Есть педагоги, которые считают, что при пении вдыхать нужно носом (А.С. Поляков [8], Н.Н. Федотова [13]), так как вдох очищается и не сушит горло. Другие педагоги считают, что вдох нужно делать ртом, как в разговоре (М.Л. Кац [6], В.В. Емельянов [4], Г.М. Троянова [12]), так как вдох носом может быть шумным и неэстетичным, а пение с микрофоном только усилит этот звук. В своей педагогической практике мы используем вдох ртом, так как считаем его целесообразным для пения.

Самая сложная задача певческого дыхания — контролируемый и регулируемый выдох, что обеспечивается владением диафрагмой, так как именно она помогает регулировать и распределять выдыхаемый воздушный поток, сохранять певческий объем грудной клетки.

Пение — это мастерство выдоха, но для начала надо научиться, не сбрасывать сразу все дыхание на первых звуках фразы, а распределить его до конца, постепенно подавая ровным потоком, что обеспечивает и ровныйзвук. Поэтому при пении не должен резко опадать объем грудной клетки (грудного резонатора), именно в этом и заключается парадоксальность певческого выдоха: дыхание расходуется, воздух выходит, а объем грудной клетки не опадает. Мышцы, участвующие в дыхании, работают по принципу мышц- антагонистов (мышцы вдыхатели по окончании вдоха остаются напряженными, а выдыхатели действуют в противоположном направлении). Мышцы живота и диафрагма помогают регулировать певческий выдох, а грудная клетка, не меняя своей формы при звучании голоса, делает его объемным, мощным. Именно это и называется в вокале опорой.

Правильное дыхание активизирует работу резонаторов организма, позволяет голосовым складкам правильно смыкаться и создавать вибрацию. Вокальное дыхание — это процесс живой, пластичный, оно подвижно и различно. Правильное вокальное дыхание для разных тесситур и нюансов, будет разным. Характер музыки и темп диктует разную длину вдоха, длина музыкальных фраз длину выдоха. Для штрихов legato и staccato будут разные техники правильного певческого дыхания. Из-за большого количества нюансов работы дыхательных мышц может происходить «запирание дыхания». Это частая ошибка начинающих певцов, у которых не налажена координация работы внутренних дыхательных мышц. Она заключается в перенапряжении мышц и прекращении равномерного выдоха, пропадает четкая дозированность воздуха, необходимая для данного штриха, тесситуры или нюанса.

Многие педагоги вокала отмечается форсированное дыхание и вялое. При форсированном дыхании мышцы чрезмерно напрягаются, выдох происходит со слишком сильным напором на голосовые складки. Они, в свою очередь, тоже напрягаются, нарушается их оптимальная работа. Звук становится крикливым, напряженным. При вялом дыхании мышцы не работают в достаточной степени, вдох не глубокий, не создается достаточное для пения подскладочное давление. Одной из самых распространённых ошибок, которые допускают начинающие певцы, являются нежелательные движения при дыхании. Это может быть подняти плеч, к нежелательным движениям можно отнести и поднятие головы во время вдоха с открытым ртом. Иногда это наблюдается у особо старательных детей и их желания ответственно выполнять все требования педагога. При такой ошибке возникают зажимы в шеи, а вдох происходит с перебором. На первых этапах лучше, если ребенок будет видеть себя в зеркале и контролировать свои движения. Так же встречается привычка дышать порывисто, судорожно. Для выравнивания такого дыхания существуют упражнения. Для начинающих певцов противопоказан быстрый вдох, лучше начинать с медленного, осознанного. Таким образом, запоминание связанных с правильным дыханием ощущений пройдет быстрее. Певец сможет научиться контролировать свое дыхание и осознанно им управлять.

Встречается и ошибка очень большого вдоха, с перебором. Он провоцирует быстрый выдох, без возможности его распределения на фразу. Так же такой вдох невозможно контролировать. Во избежание данной ошибки на первых уроках лучше обходится лишь дыханием через нос, так вероятность перебора воздуха крайне мала. Встречается и противоположность предыдущей ошибки — отсутствие дыхания перед началом пения. Стоит обращать внимание ученика перед началом каждой фразы на осознанный вдох. Приучение к вдоху перед каждой фразой в дальнейшем поможет педагогу избежать массы проблем, связанных с неправильным голосообразованием и неопертостью звука.

Поскольку вокал-это комплексная работа организма, то и проблемы порой охватывают сразу комплекс органов, например неконтролируемая атака звука. Она может быть и слишком твердой, или же придыхательной. Сами по себе все три вида атаки не являются ошибкой, и мягкая и твердая и придыхательная могут служить средством выразительности. Другое дело, если ребенок не может петь никак, кроме как с придыханием, или чрезмерной твердой атакой. Тот тип атаки, которым пользуется ребенок, зависит от преобладания регистра, которым он пользуется. При активном использовании грудного регистра привычная атака звука твердая. При ней связки смыкаются плотно еще до того, как начнет поступать через них воздух. А мягкая атака располагает к использованию головного регистра. Придыхательная атака возникает при вялом смыкании голосовых складок.

При формировании певческого дыхания у детей младшего школьного возраста педагог сталкивается с отсутствием координации дыхательных мышц. Это выражается во «впадении» передней брюшной стенки при вдохе. Получается, что диафрагма не опускается так, как ей положено при полноценном певческом вдохе. Это так же решается через упражнения на правильный вдох. Подводя итог всем перечисленным ошибкам и трудностям, мы можем сделать вывод, что певческое дыхание сильно влияет на звукообразование, свободу в пении, правильность процесса фонации. Правильное формирование певческого дыхания с начала обучения поможет юному певцу, в дальнейшем гармонично развиваться и избежать проблем и болезней голосового аппарата.

 

Список использованных источников

  1. Алчевский, Г. А. Таблицы дыхания для певцов и их применение к развитию основных качеств голоса : учебное пособие / Г. А. Алчесвский. – Спб. : Лань, 2005. — 59 с.
  2. Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей / Д. К. Вильсон. – М. : Медицина, 1990. — 448 с.
  3. Емельянов, В. В. Лекции по введению в теорию певческого голосообразования / В. В. Емельянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emelyanov-fmrg.ru/theory/lections (дата обращения: 20.10.2024).
  4. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. – СПб. : Лань, 2003. – 194 с.
  5. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф. Ф. Заседателев. –  6-е изд. М. : Книжный дом «Либроком», 2013. – 120 c.
  6. Кац, М. Л. Ваш голос: секреты вокального мастерства / М. Л. Кац. – М. : Альпина Паблишер, 2018. – 137 с.
  7. Лобанова, О. Г. Правильное дыхание, речь и пение : учебное пособие / О. Г. Лобанова. 4- е изд., стер. – СПб. : Лань, 2018. – 140 с.
  8. Поляков, А. С. Методика преподавания эстрадного пения : Экспресс-курс / А. С. Полякова. – М. : Согласие, 2015. – 246 с.
  9. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / Под общей редакцией А. С. Обухова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urss.ru/PDF/add_ru/179251-1.pdf (дата обращения 01.11.2023).
  10. Работнов, Л. Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов : учебное пособие / Л. Д. Роботнов. – 2-е изд. – СПб. : Планета Музыки, 2016. – 224 с.
  11. Стулова, Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г. П. Стулова. – М. : Прометей, 1992. – 270 с.
  12. Троянова, Г. М. Моя история / Г. М. Троянова. М : ИПО «У Никитских ворот», 2013. – 48 с.
  13. Федотова, Н. Н. Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков : учебное пособие / Н. Н. Федотова. – Волжск: [б.и.], 2011. – 59 с.
  14. Толковый словарь русского языка / под редакцией Д. Н. Ушакова – М. : Фундаментальная электронная библиотека, 1935-1940. – Текст : электронный. – URL: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 16.10.2024)

 

Добавить комментарий