ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА

УДК 37.02(045)

ББК 74.00

 

ВОЛКОВА ИРИНА ГЕННАДЬЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, volchenok1ra@yandex.ru

 

Ключевые слова: мышление, художественное мышление, творчество, искусство, натюрморт.

Аннотация: в статье рассматривается формирование художественного мышления у обучающихся ДХШ в ходе выполнения натюрморта, особенности работы и творческие подходы художников.

 

FORMATION OF ARTISTIC THINKING AMONG STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS DURING THE EXECUTION OF A STILL LIFE

Volkova Irina Gennadevna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: thinking, artistic thinking, creativity, art, still life.

Annotation: The article examines the formation of artistic thinking among students of the Art School in the course of performing a still life, the peculiarities of the work and creative approaches of artists.

 

Формирование художественного мышления – это важный аспект обучения в детских художественных школах. Эта тема требует комплексного подхода к анализу проблем, с которыми сталкиваются как преподаватели, так и учащиеся.

Понятие мышления в литературе рассматривается с позиций разных наук.

В философском словаре под редакцией М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина мышление трактуется как «обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения действительности» [1].

Психолог А. В. Брушлинский рассматривает мышление как социально обусловленный и неразрывно связанный с речью процесс и указывает на его опосредованный и обобщенный характер [2].

Известный педагог-художник Б. М. Неменский писал, что «мышление – это двусторонний процесс, который включает в себя рационально-логическую и эмоционально-образную стороны как равноправные части» [3].

Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Одной из таких форм является художественная деятельность.

У людей, занятых художественным творчеством (в профессиональной или любительской деятельности), формируется мышление, которое отличается своей спецификой, особыми условиями протекания мыслительного процесса, связанного с чувственным познанием, и отражает единство рационального и эмоционального компонентов. Такой вид мышления является художественным мышлением. Еще И. Кант и Г. Гегель рассматривали художественное мышление как свойство, позволяющее человеку проникать в суть человеческого существования через искусство [3].

Б. М. Неменский художественное мышление трактует как интеллектуальный процесс, в ходе которого человек создает уникальную «форму отражения действительности», а также как процесс постижения мира, его «преобразование» [4]. Е. Крюкова дает интересное видение термина: «Художественное мышление – это умение преобразовать полученные импульсы в собственное интимное переживание» [5].

Таким образом, мы вслед за А. А. Беляевым под художественным мышлением будем подразумевать вид интеллектуальной деятельности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства. В числе основных его компонентов выступают воображение, фантазия и эмоциональность, интуиция, а также ассоциативность и метафоричность.

Художественное мышление характеризуется основными качествами, общими для разных видов мышления. Это быстрота (или скорость протекания мыслительных процессов), самостоятельность, критичность, гибкость, широта, глубина. В процессе мышления, в том числе и художественного, человек использует различные приёмы, называемые логическими операциями, которые взаимосвязаны: анализ и синтез; сравнение, группировка и обобщение; абстрагирование и конкретизация; определение и различение.

Для развития художественного мышления широкими возможностями обладает натюрморт как жанр искусства. Его ууниверсальность заключается в том, что его можно создавать в любых условиях: на свежем воздухе, в помещении и так далее. Натюрморт является для многих художников так называемой «отправной точкой» в творчестве, будучи понятным и доступным обучающимся с различным уровнем подготовки.

Работа в этом жанре помогает разобраться в построении предметов, в воздушной и линейной перспективе, а также помогает выбрать свое стилистическое направление, позволяя создать разнообразные варианты пластического решения одного и того же мотива.

Формирование художественного мышления обучающихся детских художественных школ в процессе рисования натюрморта можно разделить на два этапа.

Первый этап направлен на знакомство с базовыми основами композиции, вытекающими из закономерностей зрительного восприятия: ее законы, приемы и средства.

В этом разделе делается акцент на анализ (устный и практический) многочисленных примеров из истории живописи, в ходе которого происходит выявление принципов композиционной организации и исследование возможностей их непосредственного переноса на процесс создания собственной работы. Задания направлены на изучение и освоение таких средств гармонизации композиции как ритм, пропорциональность, тождество, нюанс, контраст, симметрия и асимметрия, масштабность. Также выделяется время на изучение возможностей изобразительных (выразительных) средств и их свойств в композиции (точка, линия, форма, размер, светотень, фактура и текстура).

Несколько занятий отводятся возможностям применения цвета в композиции (рассматриваются характеристики цвета: цветовой тон, светлота (яркость), чистота (хроматичность). В этом же разделе рассматривается такое понятие как «стилизация».

Упражнения направлены на достижение в композиции равновесия, соподчиненности и взаимной согласованности всех элементов, через организацию тональных и цветовых пятен, линий, силуэтов, простых геометрических фигур — чем характеризуется закон цельности композиции.

Второй этап направлен на формирование навыков осознанного применения средств композиции в соответствии с замыслом композиции.

В этом разделе делается акцент на создание работ, в которых соблюдается закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Задача педагога заключается в том, чтобы направить ученика на творческий поиск, а не давать готовых вариантов решения.

Все задания посвящены тематическому рисованию. Перед обучающимися ставятся задачи на раскрытие смыслового содержания натюрморта: целенаправленный выбор предметов (их значение или символика), характер формы (отражающий психологическое состояние), а также передача эмоциональной атмосферы через цветовую гамму.

При выполнении заданий можно применяют разные техники и изобразительные средства: аппликация, графика, живопись. Широкий спектр техник, художественных материалов и изобразительных средств, используемых по ходу обучения, позволяет разнообразить процесс обучения, создавая условия для вариаций и поиска выразительности композиции.

Таким образом, формирование художественного мышления обучающихся в процессе выполнения натюрморта наиболее успешно реализуется через:

– изучение композиции на примерах классических произведений изобразительного искусства;

– приобретение собственного творческого опыта;

– овладение теоретическими знаниями;

– овладение наиболее характерными приемами композиционной деятельности;

– овладение широким спектром технических приемов.

Формирование художественного мышления у обучающихся детских художественных школ в ходе выполнения графического натюрморта – это сложный и многогранный процесс, которое служит надежной основой для развития навыков в рисовании, накладывая отпечаток на будущее художественное восприятие детей.

 

Список использованных источников

 

  1. Розенталь, М. М. Философский словарь / М. М. Розенталь, П. Ф. Юдин. – Москва : Издательство политической литературы, 1963. – 544 с. – Текст: непосредственный.
  2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. – Москва : Знание, 1983. – 116 с. – Текст: непосредственный.
  3. Сорокин, В. Н. Эстетические принципы Г. В. Ф. Гегеля / В. Н. Сорокин. – Текст: электронный. – URL: gramota.net/materials/1/2009/11-2/23.html
  4. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. – Москва : Просвещение, 2012. –  240 с. – Текст: непосредственный.
  5. Крюкова, Е. Художественное мышление и его особенности: сайт. – Текст: электронный. – URL: https://jottoru/blog/hudozhestvennoe-myshlenie-i-ego-osobennosti

 

Добавить комментарий