УДК 37.035.6(045)
ББК 74.005.22
Чичеватова Анастасия Алексеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,
n47ty4@yandex.ru
Руководитель – Милицина О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: Композиционные умения играют ключевую роль в создании качественного и гармоничного художественного произведения. В данной статье рассматривается вопрос формирования композиционных умений у обучающихся в ходе выполнения пейзажа маслом. Описывается процесс создания композиции, выбор композиционного решения, работа с пропорциями, балансом цветов и форм, а также другие аспекты, которые помогут улучшить качество и выразительность произведения. Данное исследование позволяет понять важность композиционных умений для обучающегося и предоставляет практические рекомендации по их развитию в ходе работы над пейзажами маслом.
Ключевые слова: умения, композиция, композиционные умения, пейзаж, масло, пейзажная живопись.
Chichevatova Anastasia Alexeevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
n47ty4@yandex.ru
DEVELOPING COMPOSITION SKILLS WHILE PAINTING A LANDSCAPE IN OILS.
Abstract: Compositional skills play a key role in creating a high-quality and harmonious work of art. This article examines the development of compositional skills in students during the execution of landscapes in oil. It describes the process of creating a composition, choosing a compositional solution, working with proportions, balance of colors and shapes, as well as other aspects that will help improve the quality and expressiveness of the work. This study allows us to understand the importance of compositional skills for students and provides practical recommendations for their development during work on landscapes in oil.
Keywords: skills, composition, composition skills, landscape, oil, landscape in oil.
Композиция – это один из значимых элементов в изобразительном искусстве. «Композицией картины мы называем построение сюжета на плоскости в границах “рамы”», – пишет художник и искусствовед Н. Н. Волков [1, с. 41]. История композиции началась еще с древних времен, когда первобытные люди создавали изображения в пещерах. И это объяснимо, ведь природа всегда являлась неотъемлемой частью жизни человека.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа [3, с. 45]. И правда, если поменять в известных картинах что-либо, например, размер холста, соотношение света и тени, высоту линии горизонта и т. п., то изначальная целостность композиции пропадает, баланс частей утрачивается.
В период обучения живописи в школьном возрасте у детей формируются основные представления о мире, о том, что такое «красиво», «некрасиво». В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к информации и эмоциям, у них формируется эстетический опыт, что открывает широкие возможности для формирования у них композиционных умений.
Под понятием «композиционные умения» мы вслед за Н. Н. Волковым [1] и В. С. Кузиным [4] будем подразумевать овладение приемами художественно-изобразительной деятельности, основанное на выразительных средствах пейзажной живописи в соответствии с законами композиции.
В работах Н. Н. Ростовцевой, Е. В. Шорохова [5; 6] формированию у обучающихся композиционных умений уделяется особое внимание, так как любое художественное произведение, изобразительного или дизайнерского искусства, строится по законам композиции, где расположение и связь частей изображаемого, обусловлено идей, замыслом, определенной функцией изделия, отвечающему эстетическим ожиданиям зрителя, заказчика, потребителя.
Рассмотрим развитие композиционных умений на примере написания пейзажа маслом. С помощью композиционных умений появляется возможность передать смысловое содержание, настроение и характер пейзажа, ведь в зависимости от вида композиционного решения, одна и та же работа может быть передана с различными смысловыми нагрузками.
Для формирования композиционных умений в ходе выполнения пейзажа А. Ю. Елисеева рекомендует:
– анализировать содержание художественных произведений. Нужно отмечать выразительные средства изображения и их воздействие на зрителя.
– выделять композиционный центр. Он помогает раскрыть основную идею произведения.
– составлять композицию рисунка. Нужно передавать форму, движение объектов, изменение величины с удалением от переднего плана.
– работать с фоном, соподчиняя цвета и оттенки. Холодные тона отдаляют предметы, а тёплые выдвигают их на первый план.
– закреплять представление о расположении линии горизонта. В зависимости от уровня её расположения на холсте у картины будет разное настроение и сюжет;
– передавать перспективу. Нужно изображать различия в величине предметов в зависимости от их пространственного расположения [3, c. 34].
Е. А. Демьянова отмечаем некоторые приёмы, которые помогают сформировать композиционные умения в пейзаже:
- Изучение объекта под разными углами зрения. Это поможет точнее воспринять и воспроизвести пейзаж наиболее выгодным образом.
- Работа над эскизами. Во время неё нужно определить размер изображений и их расположение на плоскости. Работа над эскизами развивает умение выделять главное в пейзаже и подчинять ему второстепенное.
- Использование приёма коллажирования. Он позволяет получить эскиз будущей композиции пейзажа с заданными плановостью, тоном и композицией [2, c. 51].
Таким образом, развитие композиционных умений является важной частью художественного процесса и особенно важно при создании пейзажа маслом, что поможет обучающемуся создавать более интересные, динамичные и запоминающиеся работы. Он сможет правильно распределить элементы на холсте, подчеркнуть важные детали и создать гармоничное взаимодействие между ними. Также умение понимать композицию поможет избегать простой плоскости и скучных образов на полотне.
Список использованных источников
- Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. – Москва : Искусство, – – 98 с.
- Демьянова, Е. А. Развитие композиционных навыков у учащихся в системе дополнительного образования / Е. А. Демьянова. – Москва, 2023. – 68 с.
- Елисеева, А. Ю. Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности / А. Ю. Елисеева. – Екатеринбург, 2021. – 145 с.
- Кузин, В. С. Психология живописи : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / В. С. Кузин. – Москва : ОНИКС, 2005. – 303 с.
- Ростовцева, Н. Н. История методов обучения рисованию / Н. Н. Ростовцева. – Москва : Изобразительное искусство, 1971. – 295 с.
- Шорохов, Е. В. Композиция : учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Е. В. Шорохов. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 153 с.