УДК 7.044
ББК 85.19
И 49
Илюшина Юлия Алексеевна
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, coward.21@mail.ru
Ключевые слова: формирование, творческое мышление, тематическая композиция, подросток.
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс формирования у подростков творческого мышления в процессе выполнения тематической композиции. Рассматриваются методические подходы и практические рекомендации по внедрению этой деятельности в образовательный процесс. Подчеркивается, что работа с тематической композицией способствует не только, но и развитию критического мышления, креативности и эмоциональной отзывчивости у детей.
Formation of a value attitude to family traditions and customs in students through the process of painting a portrait
Ilushina Julia Alekseevna
student of the Faculty of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, coward.21@mail.ru
Scientific supervisor – Shishkina S.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Keywords: formation, creative thinking, thematic composition, teenager.
Abstract: This article examines the process of formation of creative thinking in adolescents in the process of performing a thematic composition. Methodological approaches and practical recommendations for the implementation of this activity in the educational process are considered. It is emphasized that working with a thematic composition contributes not only to the development of critical thinking, creativity and emotional responsiveness in children.
В условиях кардинальных изменений современного общества, в множестве его аспектах сформировались новые проблемы профессионального, нравственного и духовного самоидентификации личности. В рамках новой образовательной программы появились стандарты, в которых значимо изменились приоритеты в осуществлении образовательного процесса, способов и методов обучения в учебных заведениях. В нынешних реалиях большую значимость имеет воспитать в культурно развитом индивиде способность к творческой активности и мышлению. Занятие тематической композицией как средством формирования творческого мышления у подростков является наиболее эффективным способом развития творческой активности.
Актуальность данной темы обусловлена не только глобальными изменениями в современном обществе, но и потребностью в развитии личности подростка как индивида, способного к творческой реализации. Изобразительная деятельность играет важную роль в формировании эстетического вкуса, развития креативного мышления и самовыражения у подростков.
При выполнении тематической композиции дети вольны выбирать любой сюжет, который они хотят изобразить в своей работе. Чаще всего это бытовые картины, литературные или исторические, а также фэнтезийные сюжеты. Фантазия детей не ограничена и трудностей с выбором сюжета не возникает, но проблема заключается в том, как же осуществить на листе задуманное. Методические подходы к выполнению тематической композиции могут включать в себя выполнения набросков и этюдов, благодаря им ученики смогут понять, как грамотно изображать предметы и фигуры, как добавить динамику в работу [1]. Так же рекомендуется работа с цветовыми пятнами, с помощью цвета дети смогут показать, какое настроение заложено в работу. Также ключевым элементом является насмотренность. Насмотренность — это синоним знания и визуального опыта, которые человек получает, когда изучает результаты творчества других: искусство, кино, архитектуру, рекламные вывески и многое другое. Она включает в себя знание истории искусства, техники, стилей и жанров, а также понимание художественных ценностей [4]. Визуальный опыт очень важен в искусстве, поэтому на занятиях можно предложить ученикам вспомнить и рассмотреть бытовые ситуации из жизни, чтобы уловить сюжет, или разобрать композиционное построения авторских работ известных художников, в том числе можно устроить просмотр кинокартины, разобрав произведение на конкретные сцены. Эти упражнения отлично стимулируют развитие творческого, образного и пространственного мышления. Стоит отметить, что анализируя программу Б.М. Неменского заметно, что в центре внимания находится развитие визуально-пространственного мышления через эмоциональное, ценностное и эстетическое восприятия окружающего мира. Авторы предлагают огромное количество заданий нацеленных на проявление свободы творчества, советуя конструировать свои работы от большего к малому, начиная с широких масс, заканчивая детализацией [3].
Тематическая композиция в полной мере позволяет самовыразиться, проявить себя и своё видение мира через образы, цвет, атмосферу и посыл работы. Этот процесс способствует развитию креативности подростков и их воображения, развивает гибкость ума, что впоследствии обеспечивает быстрый поиск решения поставленных задач. Об этом пишет и академик С. П. Ломов: «Именно в композиционной работе возникает возможность наиболее ярко проявить себя как личность. Здесь больше, чем в какой-либо другой работе, видны гражданская позиция обучающегося, его мастерство, художественная культура, вкус, готовность к самостоятельной работе» [2].
На сегодняшний день важно определить способы развития у детей композиционного мышления и раскрытия их творческих способностей в изобразительном искусстве в школе. Это требует усвоения различных знаний о композиции, умения воспроизводить её, умение выбирать и интерпретировать информацию, а также способность создавать и оценивать свои результаты.
Подросткам необходимо самовыражаться, в чём прекрасно им помогает творческое мышление в процессе создания тематической композиции. Оно позволяет находить креативные решения, отходя от привычных установок, создавать оригинальные и необычные работы, основываясь на личном восприятии. Умения полученные во время занятий помогут обучающимся и в дальнейших этапах жизни.
Список использованных источников
- Гомзякова, Е. Л. О роли набросков и зарисовок в рисунке // СибАК. – 2015. – XXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 ноября 2015 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sibac.info/studconf/hum/xxxvi/43261
2.Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. – М.: Пед. академия, 2010. – 104 с.
3.Неменский, Б. М., Неменская, Л. А., Коротеева, Е. И. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б. М. Неменского: 1-4 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 191 с.
4.Никифорова В. Про насмотренность в искусстве // vc.ru URL: https://vc.ru/u/non-critical/650341-pro-nasmotrennost-v-iskusstve, 30.03.2023.