РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

УДК 75. 056

ББК 85.147

С 47

 

Сластухина Елизавета Евгеньевна

студент 4 курса факультета художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е.Евсевьева», г. Саранск, Россия, elisavetaslastuhina@yandex.ru

 

Руководитель – Милицина О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Ключевые слова: творческий потенциал, обучающиеся, литературный герой, портрет, развитие, образование.

Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческого потенциала обучающихся через создание портрета литературного героя. Рассматривается важность развития творческого потенциала в современном образовательном процессе через создание портрета литературного героя. Подчеркивается, что работа с литературными персонажами способствует не только углублению понимания текста, но и развитию критического мышления, креативности и эмоциональной отзывчивости у детей.

 

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE POTENTIAL IN THE PROCESS OF CREATING A PORTRAIT OF A LITERARY HERO

 

Slastuhina Elizaveta Evgenievna

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: creative potential, students, literary hero, portrait, development, education.Abstract: The article is devoted to the development of students’ creative potential through the creation of a portrait of a literary hero. The importance of developing creative potential in the modern educational process through the creation of a portrait of a literary hero is considered. It is emphasized that working with literary characters contributes not only to deepening the understanding of the text, but also to the development of critical thinking, creativity and emotional responsiveness in children.

 

В современном образовательном процессе развитие творческого потенциала обучающихся становится все более актуальной задачей. Успешная социализация и профессиональная деятельность требуют от человека не только знаний, но и способности к креативному мышлению, умению генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи. В этом контексте создание портрета литературного героя представляет собой эффективный метод, позволяющий развивать различные аспекты творческого потенциала.

Основное содержание понятия «творческий потенциал» в гуманитарных науках, в частности, в психологии и педагогике трактуется как совокупность возможностей, умений и навыков, носящих актуальный характер (Л. Н. Москвичев) [3], интегративное качество личности, сочетающее в себе отношение человека к творчеству, созиданию и нацеленность на творчество (A. M. Матюшкин) [2]. Творческий потенциал включает в себя креативность, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

Литература как вид искусства изобилует примерами разнообразных литературных персонажей, представляющих собой разнообразные людские типы, которые раскрывают собственный характер в рамках конкретных исторических условий.

Как указывает Н. С. Волкова, практика создания портрета литературного героя является эффективным инструментом для развития творческого потенциала обучающихся [1]. Процесс создания портрета вовлекает обучающихся в анализ текстов, способствует развитию их интеллектуальных и эмоциональных навыков, создает условия для самовыражения и критической рефлексии.

Создавая портрет литературного героя обучающиеся не только описывают внешность и характеристики персонажа, но и проникают в его внутренний мир, анализируя мотивы, эмоциональные конфликты и влияние окружения. Как учебное задание оно приобретает особую значимость, позволяя учащимся развивать эмоции, чувства и критическое мышление.

Кроме того, работа над портретом литературного героя помогает учащимся устанавливать эмоциональную связь с персонажем, что способствует глубже понять не только художественные аспекты произведения, но и универсальные темы, такие как конфликт, любовь, предательство, поиск личной идентичности. Это позволяет им осознавать сложности человеческой натуры и многообразие человеческих переживаний, что является важным шагом на пути к формированию эмпатии и социального сознания.

Такой подход в свою очередь развивает навыки коммуникации, когда обучающиеся делятся своими мыслями и интерпретациями с одноклассниками, что способствует групповому взаимодействию и обмену мнениями. В конечном итоге, создание портрета литературного героя становится не только средством изучения литературы, но и важным этапом в развитии компетенций, необходимых для личностного роста и успешной социализации в современном обществе.

Шаляпин О. В. в процесс создания портрета литературного героя в живописи включает несколько этапов:

  1. Изучение литературного произведения. Нужно понять характер и индивидуальные особенности героя, а также выбрать момент (ситуацию), который будет изображён.
  2. Владение рисунком и знание пластической анатомии. Это позволит грамотно передать внешность и индивидуальность литературного героя.
  3. Воспроизведение асимметрии лица. Художник должен учесть тонкие различия между обеими сторонами, так как все отклонения от симметрии важны для портретного сходства.
  4. Изображение натуры во взаимосвязи с фоном и освещением. Это нужно делать с учётом особенностей замысла литературного произведения.
  5. Передача лица и рук героя. Лицо и руки передают практически всю информацию о конкретном человеке (литературном герое). При этом в лице акцент делается на глазах, а в руках – на пальцах.
  6. Изображение других деталей. Осанка, украшения, одежда также являются частью образной характеристики героя литературного произведения [4].

Таким образом, практика создания портрета литературного героя является эффективным инструментом для развития творческого потенциала обучающихся. Этот процесс не только углубляет понимание литературного произведения и героя, но и способствует формированию личностных качеств, таких как креативность, коммуникативные навыки и способность к саморефлексии. Интеграция практики создания портрета литературного героя в учебный процесс открывает новые горизонты для образовательной деятельности и способствует подготовке целеустремленных и креативных личностей, способных успешно адаптироваться к изменяющемуся миру.

 

Список использованных источников

 

  1. Волкова, Н. С. Воспитательный потенциал портретной живописи на уроках изобразительного искусства / Н. С. Волкова. – Текст : электронный. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/688150
  2. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. – Москва, 2003. – 720 с.
  3. Развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе : практическое пособие / О. В. Коршунова [и др.] ; ответственные редакторы О. В. Коршунова, О. Г. Селиванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 319 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-12678-5. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/543087 (дата обращения: 07.10.2024).
  4. Шаляпин, О. В. Методические рекомендации к живописи портрета: учебное пособие / О. В. Шаляпин. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014 – 122 с.

Добавить комментарий