УДК 75.041.5
ББК 85.147.5
Л 81
Лощилина Виктория Андреевна
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, vikalosilina14@gmail.cые Ключевые слова: создание образа, портрет, искусство, композиция, индивидуальность, обучение.
Аннотация: В данной статье рассматривается процесс создания образа человека в процессе выполнения портрета на уроках изобразительного искусства. Анализируется методология, используемая преподавателями для формирования у учащихся навыков портретной живописи и графики, выражения индивидуальности изображаемых людей. Подчеркивается значение работы с эмоциональными выражениями и характером моделей для более глубокого понимания их личностей.
Creating an image of a person in the process of making a portrait
Loshchilina Victoria Andreevna
student of the Faculty of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, vikalosilina14@gmail.com
Scientific supervisor – Shishkina S.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Keywords: image creation, portrait, art, composition, individuality, learning.
Abstract: This article examines the process of creating a human image in the process of making a portrait in fine art classes. It analyzes the methodology used by teachers to develop students’ skills in portrait painting and graphics, and to express the individuality of the people depicted. It emphasizes the importance of working with emotional expressions and the character of models for a deeper understanding of their personalities.
Создание портрета – это многогранный и сложный процесс, который охватывает не только технические аспекты рисования, но и требует от художника глубокого понимания и передачи уникальности личности портретируемого. Портрет — жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению образа конкретного человека или группы людей, показывающий индивидуальные черты человека. Это искусство позволяет уловить и запечатлеть не только внешние черты человека, но и его внутренний мир, эмоциональное состояние, характер и особенности, которые отличают его от других людей. По мнению М. С. Каргана, индивидуальное в образе портретируемого преобладает над общим, и справедливо это в том случае, если за образом скрывается реальный прообраз, прототип[3].
Портретная живопись занимает значительное место в учебном процессе на уроках изобразительного искусства и является важным инструментом для развития у учащихся художественного восприятия. Работая над созданием портрета, ученики не только учатся воспроизводить форму и цвет, но и осваивают способы передачи эмоций и характерных черт. Как писала О. В. Забровская: «Для понимания портрета ребенок должен, во-первых, иметь представление о человеке, о проявлении его эмоций в жестах и мимике, во-вторых, знать средства художественного выражения, используемые художниками для передачи образа в портрете»[1]. Этот процесс способствует формированию более глубокого понимания человеческой природы, поскольку учащиеся обращают внимание на нюансы в выражении лиц, жестах и позах. Таким образом, портретная живопись становится средством, которое объединяет технические навыки с эмоциональным восприятием, развивая не только художественные, но и социальные способности учащихся. Несмотря на то, что в настоящее время существует довольно много методических материалов, посвященных созданию портретов, эта тема все еще недостаточно исследована и освещена.
На уроках изобразительного искусства ученики должны обучиться главным правилам создания образа человека в процессе выполнения портрета. Нужно уделить большое внимание изучению характера портретируемого человека, так как глубокое понимание личности играет ключевую роль, без этого не получится в точности уловить образ и в итоге передать его на бумаге. Для этого можно ученикам дать задание: нарисовать своих близких друзей, а не обычных людей, о которых они ничего не знают. Так же стоит подумать над выбором цветовой палитры будущей работы, потому что цвета и световые акценты несут сильную эмоциональную нагрузку. Например, теплые тона могут передавать ощущение тепла и радости, в то время как холодные оттенки создают атмосферу печали или тревоги. Учащимся нужно научиться одному из важнейших навыков, передавать эмоциональное состояние человека, это может быть достигнуто через детализацию лица, жестов и позы, что позволит уловить душевное состояние портретируемого[6]. Также, не стоит забывать про выбор композиции и ракурса, это не только сделает портрет эстетически красивее, но и позволит лучше передать душевное состояние портретируемого. Композиция – это структура рисунка, расположение его основных элементов относительно друг друга и их взаимодействие между собой. Последнее, но немаловажное при выполнении портрета это создание общей атмосферы при помощи элементов заднего плана, реквизита и даже выбора полотна, все это даст дополнительные подсказки о внутреннем мире героя.
Портреты позволяют ученикам не просто учиться рисовать, но и осознавать важность личного взаимодействия и межличностных связей. Каждый портрет — это диалог между художником и портретируемым, который требует от ученика умения чувствовать и передавать эмоциональные нюансы. Ученики, работая над портретами, могут развивать навыки эмпатии, что поднимает их художественное восприятие на новый уровень. Таким образом, большое внимание к созданию портретов на уроках изобразительного искусства является важным шагом в развитии всесторонних способностей учащихся. Это открывает возможности для их самовыражения и формирования более глубокого понимания себя и окружающих.
Список использованных источников
- Березина Юлия Юрьевна, Забровская Ольга Васильевна Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obraza-ya-doshkolnikov-sredstvami-portretnoy-zhivopisi-teoriya-i-metodika
- Воронцова С. И. ПРОБЛЕМА «НАСЫЩЕННОСТИ» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ // Вестник ЧГАКИ. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-nasyschennosti-hudozhestvennogo-obraza-v-sovremennoy-zhivopisi
- Добрецова С.А. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ХУДОЖНИКИ: КОЛЛЕКТИВНЫЙ «ПОРТРЕТ» И ЖАНР ПОРТРЕТА // Человек. Культура. Образование. 2020. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/provintsialnye-hudozhniki-kollektivnyy-portret-i-zhanr-portreta
- Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна, Пархимович Зарина Викторовна Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета // Вестник ТГУ. 2019. №178. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-hudozhestvennyh-sposobnostey-sozdavat-obraz-cheloveka-v-risovanii-portreta
- Наима Уришбоевна Шукурлаева ОБРАЗ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА // Oriental Art and Culture. 2023. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-graficheskogo-portreta
- Соколова Ольга Юрьевна, Тюрина Надия Шамильевна, Хорошавина Екатерина Владимировна ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ЧЕРЕЗ ВНЕШНЕЕ. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ // Проблемы современного педагогического образования. №81-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazhenie-vnutrennego-cherez-vneshnee-iskusstvo-v-kontekste-formirovaniya-inklyuzivnoy-kultury