ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО НАТЮРМОРТА

УДК 75.049.6

ББК:85.147.7

Ш 66

 ШКАЕВА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА

студент факультета художественного и педагогического образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Руководитель – Милицина О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 

Ключевые слова: тематический натюрморт, натюрморт, масляная живопись, живопись.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию процесса формирования навыков масляной живописи через выполнение тематического натюрморта. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты, которые позволяют понять,  как создание тематического натюрморта помогает развивать технику работы с маслом и совершенствовать композиционные решения.

 

 FORMATION OF OIL PAINTING SKILLS IN THE PROCESS OF PERFORMING A THEMATIC STILL LIFE

 

SHKAEVA EKATERINA DMITRIEVNA

student of the faculty of art and pedagogical education

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia.

 

Keywords: thematic still life, still life, oil painting, painting.

Abstract: This article is devoted to the study of the process of forming oil painting skills through the performance of a thematic still life. The article discusses theoretical and practical aspects that allow us to understand how the creation of a thematic still life helps to develop the technique of working with oil and improve compositional solutions.

 

 

Техника живописи – это совокупность навыков, умений и приемов, используемые при создании художественного произведения. Масляная живопись позволяет достичь ярких художественных эффектов: пространства, глубины и особой выразительности цвета.  

Масляной техникой живописи может овладеть каждый, нельзя переоценить роль этой технике в истории мирового искусства.

К. Ф. Юон писал: «Мастерство само по себе уже восхищает зрителя совершенством технической части произведения искусства, не говоря уже о его содержании. В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира – они в то же время касаются и понимания качеств и свойств материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей для использования в нужный момент» [1].

В живописи большую роль играет умение наносить цвет. Освоение навыков масляной живописи требует практики и внимания к деталям, а выполнение тематического натюрморта является отличным способом развить эти навыки.

В натюрморте основные жанры определяются по предмету изображения или по характеру интерпретации этого предмета [2]. Многие художники обращаются к натюрмортному жанру. В своих работах они изображают красоту вещей вокруг нас.

Натюрморт в качестве учебного задания для художника просто необходим. Он представляет возможность ознакомиться с ключевыми аспектами реалистического рисунка и развитию творческих способностей. Формирование навыков масляной живописи через выполнение тематического натюрморта – это эффективный педагогический метод, способствующий развитию креативности и художественного мышления.

Существует несколько видов учебного натюрморта:

– учебный;

– сюжетно-тематический;

– учебно-творческий;

– творческий [3].

Формирование навыков масляной живописи включает ряд этапов:

  1. Знакомство с основами цветоведения и особенностями масляных живописных материалов. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы, начиная с композиции, конструктивного построения объектов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном.
  2. Углубление знаний о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения. Учащиеся приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объёмной формы.
  3. Освоение подготовительной работы. Учащиеся учатся выбирать, смешивать и наносить масляные краски, натягивать и грунтовать холст.
  4. Отображение различных предметов и фактур в натюрморте. Учащиеся пробуют свои силы в различных манерах исполнения картин.
  5. Написание картин с различными сюжетами (портрет, пейзаж, абстракция, сюжетная работа).

При проведении занятий по тематическому натюрморту важно учитывать следующие аспекты. Во-первых, необходимо применять индивидуальный подход к каждому студенту, так как каждый из них обладает уникальным стилем и уровнем подготовки.

Во-вторых, использовать многообразие тематики натюрморта, как классического, так и современного. Различные интерпретации способствуют экспериментированию студентов с различными элементами и концепциями. Это расширяет их представление о живописи и помогает развить собственный художественный стиль.

Третий аспект – это интеграция различных дисциплин. Работа над натюрмортом может включать элементы теории цвета, композиции, светотени, а так же исторические контексты, что создает у студентов более полное представление  о художественном процессе и его значении. Натюрморт способен отразить разные аспекты жизни.  Каждая вещь наполнена своим особым неповторимым обликом. Они привлекают наше внимание красотой формы, навевают нам воспоминания [3].

Четвертым аспектом является обратная связь: постоянное обсуждение выполненных работ и обмен мнениями среди студентов и преподавателей формируют критическое мышление и умение воспринимать конструктивную критику. Это важный элемент обучения, который помогает развивать навыки саморефлексии [1].

Наконец, организация выставок работ или участие в конкурсах способствует созданию мотивации к обучению и улучшению навыков. Соревновательный дух в сочетании с желанием показать свои достижения побуждает студентов к усердной работе.

Рекомендуется использование данного подхода в рамках программ для студентов художественных специальностей, он не только развивает технические навыки, но и формирует глубокое понимание искусства. Это позволяет готовить высококвалифицированных специалистов, способных к инновационному мышлению и формированию новых художественных направлений.

Литература

  1. Брызгалова, С. Г. Овладение техникой живописи, как эффективным средством качественной профессиональной художественной подготовки магистров / С. Г. Брызгалова, А. А. Унковский. – Текст : электронный // Право и практика. – 2017. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ovladenie-tehnikoy-zhivopisi-kak-effektivnym-sredstvom-kachestvennoy-professionalnoy-hudozhestvennoy-podgotovki-magistrov (дата обращения: 18.11.2024).

 

  1. Махова, Н. С. Значение живописи в искусстве XXI века / Н. С. Махова. – Текст : электронный // Наука-2020. – 2015. – №1 (5). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-zhivopisi-v-iskusstve-xxi-veka (дата обращения: 18.11.2024).

 

  1. Петрова У. А. Тематический натюрморт как средство развития творческих способностей школьников / У. А. Петрова, Ю. А. Никифоренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 16–21. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56192.htm. (дата обращения: 19.11.2024)

Добавить комментарий