УДК 75.041.5
ББК 85.145
Ч52
Четайкина Дарья Юрьевна
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, darri2021mail.ru
Ключевые слова: портрет , творческий потенциал, восприятие лица человека , мировоззрение , эмоции.
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческого потенциала обучающихся через создание портрета. Рассматриваются методические подходы и практические рекомендации по внедрению этой деятельности в образовательный процесс. Бытовой портрет — это жанр живописи, в котором изображаются люди в их повседневной жизни и обстановке . Бытовой портрет фокусируется на изображении характера и внутренней жизни человека.
Development of painting skills in the process of everyday portraiture.
Chetaikina Daria Yurievna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Keywords: creative potential, students, portrait, development, emotions. Abstract: The article is devoted to the development of students’ creative potential through the creation of a portrait. Methodological approaches and practical recommendations for the implementation of this activity in the educational process are considered. Everyday portrait is a genre of painting that depicts people in their everyday life and environment. Everyday portrait focuses on the depiction of a person’s character and inner life.
Возрастающий интерес к искусству и творчеству в современном мире, где люди всё чаще испытывают информационную перегрузку и сильный стресс, творчество становится важной формой самовыражения и релаксации.
Создание портретов близких людей — это прекрасный способ выразить любовь, уважение и заботу, а также укрепить эмоциональную связь.
Портреты как и любые другие жанры живопись имеют сохранение воспоминаний: портреты помогают сохранить ценные моменты жизни, запечатлеть внешность и черты характера человека, которые могут со временем забыться.
Приобретение практических навыков в области рисунка и живописи – процесс интересный и сложный , связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии и цвета. Овладение выразительными средствами, требует также повышенного внимания, сосредоточенности упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходиться проявлять на уроках, где каждое учебное задание новое испытание. Преодолеть трудности, возникающие на первых порах обучение основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновение с искусством, гордость за первые успехи
Творческий потенциал представляет собой выражение внутренних сил личности и возможность их реализации в различных сферах — в деятельности, взаимодействии и познании.
Восприятие одного человека другим — термин, применяемый в социальной психологии, который описывает процесс формирования представления о другом человеке, происходящий в ходе прямого общения.
Мировоззре́ние —представляет собой комплекс взглядов, мнений и воображаемых картин мира, определяющих место индивида в нем, его общий подход к реальности вокруг себя и самому себе, включая базовые установки жизни, убеждения, идеалы, методы познания и действия, а также систему ценностей. Взгляды на мир наделяют деятельность человека структурностью, логикой и направленностью. Жан-Поль Сартр отмечает, что мировоззрение человека определяется его собственной позицией.
Художественные эмоции представляют собой универсальные чувства, которые отражают то общее, что объединяет индивидуальные переживания различных людей при восприятии одного и того же объекта.
Как говорил Рембрандт ван Рейн: «Портрет — это исследование души, раскрытое через внешнюю форму.»
В таком жанре как портрет идет развитие художественного вкуса: написание портретов помогает развивать понимание цвета, композиции и форм, а также формировать индивидуальный стиль художника. Неменский подчеркивал важность пристального наблюдения за моделью и глубокого изучения ее индивидуальных особенностей. Он считал, что учащиеся должны не просто копировать внешнее сходство, но и стремиться понять внутренний мир человека, его характер и состояние. Это развивает наблюдательность, внимание к деталям и способность улавливать тонкие нюансы человеческой внешности
По мнению Неменского, написание бытового портрета — это комплексное упражнение, которое развивает широкий спектр живописных умений учащихся. От наблюдательности и передачи человеческих особенностей до композиции, цветопередачи и технических навыков — этот жанр предоставляет ценную возможность для художников всех уровней совершенствовать свои способности и выражать свое уникальное видение мира.
Передача объема и формы лица и предметов в бытовом портрете является одним из ключевых живописных умений. Неменский учил учащихся использовать светотень и тональные градации для моделирования формы, создания иллюзии глубины и выделения важных деталей. Это развивает пространственное мышление, понимание трехмерности и способность передавать объем на плоской поверхности.
Бытовой портрет может быть выполнен в различных стилях и техниках, что дает возможность проявить свой стиль ,свой творческий потенциал и экспериментировать с художественными решениями.
В любых жанрах живописи ,любой художник имеет свой стиль , как мы любим говорить это знаменитую фразу — ”Я-художник , я так вижу”
Каждый художник может найти свой собственный подход к созданию бытовых портретов, что делает этот жанр уникальным и разнообразным.
В целом, развитие живописных умений в процессе бытового портрета представляет собой актуальную и перспективную область, которая способна обогатить жизнь человека как на личном, так и на общественном уровне.
Нельсон Шенкс: «Бытовой портрет — это возможность по-настоящему увидеть человека и запечатлеть его суть на холсте.
Список использованных источников
1.Самохин, А. В. Бытовая живопись и портрет: на границе жанров / А. В. Самохин // Художественная культура. – 2024. – № 3(50). – С. 382-411. – DOI 10.51678/2226-0072-2024-3-382-411. – EDN SUMYBO
- Керимшеева, О. А. Народный бытовой портрет как один из источников изучения художественной культуры русского купечества конца XVIII — начала XIX веков / О. А. Керимшеева, Е. И. Машарова // XXI век — век глобальной трансформации русской культуры и цивилизации : материалы международной научно-практической конференции, 26-27 марта 2003 г., Новосибирск, 26–27 марта 2003 года / НГПУ, Факультет начальных классов, Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал, Аппарат сибирского федерального округа, Костанайский гос. университет, Международная славянская академия, Западно-Сибирское отделение, Российская академия медицинских наук, Российская академия медицинских наук, Научный центр клинической и экспериментальной медицины, Научно-исследовательский институт философии образования. – Новосибирск: ООО «Архивариус-Н», 2003. – С. 441-447. – EDN XTDYZV.
3.Карев, А. А. На границах русского портрета XVIII века / А. А. Карев // Актуальные проблемы теории и истории искусства. – 2020. – № 10. – С. 220-229. – DOI 10.18688/aa200-2-20. – EDN QCOOUS.
4.Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2007. №1. URL:
- Статья Бытовой портрет .Методика преподавания и учебная программа (А.Е. Гусеева )
6.Статья Бытовой портрет .Высказываниия о художественном творчестве (Б.М.Неменский )