УДК 75.049.6
ББК 85.147.7
Р15
Радынова Виктория Алексеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, vika.radynova@mail.ru
Руководитель – Соколова Ю.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В данной статье исследуется важность натюрморта как средства формирования навыков использования светотени у обучающихся общеобразовательной школы. Здесь будут рассмотрены такие понятия, как «Живопись», «Натюрморт», «светотень».В исследовании я буду опираться преимущественно на труды ученого-педагога Б. М .Неменского, который внес большой вклад в художественное просвещение детей. В статье рассматриваются: роль живописи натюрморта в общеобразовательной школе, методы использования светотени в натюрморте, анализируется влияние навыков использования светотени на творческие способности учеников. В результате исследования делается вывод о важности натюрморта в учебном процессе общеобразовательной школы для формирования навыков использования светотени у обучающихся.
Ключевые слова: светотень, натюрморт, живопись, навык, формирование навыка, искусство.
Radynova Victoria Alekseevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
Still life as a means formation of skills in the use of chiaroscuro among students
Abstract: This article examines the importance of still life as a means of developing skills in the use of chiaroscuro among students of secondary schools. Concepts such as «Painting», «Still life», «chiaroscuro» will be considered here.In my research, I will rely mainly on the works of the scientist-teacher B.M.Nemensky, who made a great contribution to the artistic education of children.The article examines: the role of still life painting in secondary schools, methods of using chiaroscuro in still life, analyzes the influence of chiaroscuro skills on the creative abilities of students. As a result of the study, the conclusion is made about the importance of still life in the educational process of secondary schools for the formation of skills in the use of chiaroscuro among students.
Keywords: chiaroscuro, still life, painting, skill, skill formation, art.
Актуальность данного научного исследования обусловлена необходимостью развития навыка использования светотени в живописи натюрморта у учеников общеобразовательных школ. Через написание натюрморта можно наглядно увидеть, как передается объем предметов на бумаге и из каких элементов он состоит, а также по каким законам строится светотень.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность[4].
Натюрморт — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включенные в композицию иного жанра. [7].
Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта «распределение светлых и тёмных зон, обусловленное формой и фактурой его поверхности, освещением и позволяющее зрительно воспринимать объём и рельеф. Светотень является важным элементом в создании художественного произведения, так как она помогает подчеркнуть форму, текстуру и объем объекта, придавая ему глубину и выразительность. Понимание принципов светотени позволит учащимся лучше контролировать световые и теневые отношения, выбирать правильные световые источники и создавать необходимую атмосферу на своих работах [5].
Навыки использования светотени являются ключевыми для создания трехмерности, объемности и реализма в живописи натюрморта. Натюрморт, как объект изучения, отлично подходит для развития этих навыков, поскольку включает в себя разнообразные текстуры, формы и отражения, которые требуют умения правильно передавать освещенность и тени. Навык использования светотени в натюрморте поможет обучающимся лучше понимать принципы композиции, гармонии цветов и объемных форм. Эти принципы очень полезны для художественного творчества, где важно правильно передавать пространственные и объемные отношения. Натюрморт как учебное средство способствует формированию важных умений у обучающихся в их творческой деятельности. [1].
Роль живописи натюрморта в общеобразовательной школе сложно переоценить, ведь создание натюрморта требует внимания к деталям, умения работать с цветом, светотенями и композицией. Живопись натюрморта поможет ученикам выразить свои чувства и эмоции через художественные средства и развивать свое художественное видение мира. [4].
Так, Б. М. Неменский считал, что натюрморт важен для развития творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства. По его программе «Изобразительное искусство и художественный труд», основы изучения натюрморта закладываются в начальной школе, где дети знакомятся с этим жанром. Уже в старших классах учащиеся углублённо изучают его специфику. Натюрморт помогает изучить основы изобразительной грамоты, узнать о средствах выразительности в живописи, учит воспринимать красоту изображённых предметов, любоваться ими. На уроках изобразительного искусства в начальных классах натюрморт выступает в качестве средства для изучения передачи в изобразительном искусстве закономерностей освещённости, формы, цвета, материальности и других явлений. Благодаря изображению натюрморта у учащихся развиваются художественно-творческие способности, художественно-образное восприятие цвета, что является необходимым условием дальнейшей изобразительной деятельности, способствующей логическому мышлению и чувственно-эмоциональному развитию личности [4].
Умение работать со светотенью поможет улучшить качество и реализм работ учеников. Правильное освещение и использование светотени позволяют создать объемные и реалистично выглядящие объекты на холсте или бумаге. Светотень добавляет глубину и объемность изображению, делая его более интересным и привлекательным для зрителя. Навык использования светотени помогает создавать более динамичные и выразительные композиции. [5].
Работа с светотенью требует внимательности и терпения, что развивает у учеников концентрацию, умение анализировать и сравнивать различные тона и цвета, а также развивает чувство пропорций и композиции. Навыки работы с светотенью могут быть полезны в различных областях искусства и дизайна, помогая ученикам развивать свои творческие способности и выражать свои идеи и чувства через визуальные образы.[3].
Методы формирования навыков использования светотени у обучающихся в процессе выполнения натюрморта могут быть разнообразными, включая учебные пособия и лекции, обучающие основным принципам светотени, а также освоения техники работы с тенями и светом. [6]. На практических занятиях стоит проводить эксперименты с освещением, используя различные источники света (естественное освещение, светильники, фонари и пр.), чтобы понять, как меняется светотень в зависимости от направления и интенсивности света [2].
Таким образом, опираясь на источники, можно придти к выводу, что натюрморт играет важную роль в формировании навыка светотени, так как именно в этом жанре художник имеет возможность изучить и понять принципы освещения предметов, их форм, объемов и текстур. Работая над натюрмортом, художник учится правильно передавать свет и тень, создавать рельефность и объемность изображения, что является важным элементом успешной художественной работы. Практика рисования натюрмортов помогает развивать внимание к деталям, улучшать наблюдательность и умение передавать световые и теневые эффекты на холсте или бумаге. Несомненно натюрморт способствует улучшению навыков работы со светотенью и помогает ученику применять их в любых своих работах.
Список использованных источников
1.Виппер, Борис Робертович (1888-1967).Проблема и развитие натюрморта / Б. Р. Виппер. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 382, [1] с. : ил., цв. ил., портр.; 18 см. — (Серия «Художник и знаток»).; ISBN 5-352-01268-9 : 5000
- Зинченко, Василий Павлович. Развитие творческих способностей студентов ХГФ на начальных этапах обучения рисунку : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.02. — Москва, 1980. — 188 с. : ил.
- Кардовский, Дмитрий Николаевич (1866-1943).Об искусстве [Текст] : Воспоминания, статьи, письма / [Сост. и авт. примеч. Е. Д. Кардовская]. — Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1960. — 340 с. : ил.; 27 см.
4.Неменский, Борис Михайлович (1922-). Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст] : книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский. — Москва : Просвещение, 2012. – 240с., [16] л. ил. : ил., табл.; 27 см.; ISBN 978-5-09-023261-6 (в пер.)
5.Ростовцев Н.Н. Теоретические вопросы развития творческих способностей //Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1987.
6.Юон, Константин Федорович.Об искусстве [Текст] : [В 2 т.]. — Москва : Сов. художник, 1959. — 2 т.; 26 см.[Т.] 2. — 1959. — 285 с., 14 л. ил., портр.
7. Яковлев, Борис Яковлевич. Рисование, как общеобразовательный учебный предмет : Докл. в заседании Спец. комис. по рисованию апр. 29 дня 1895 г. Б.Я. Яковлева / [Препод. рисования в Киевск. 2-й гимназии Б. Яковлев]; Музей приклад. знаний в Москве. — Москва : Учеб. отд. Музея прикл. знаний в Москве, 1896. — 56 с.; 17.