ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА

ЗИНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

студентка 4 курса факультета художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, y_zinova@bk.ru

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на хоровых занятиях.

Ключевые слова: хоровой коллектив, вокальные навыки, младший школьный возраст, диапазон, певческое дыхание, слух.

FORMATION OF VOCAL SKILLS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE CLASSES OF THE CHOIR

 ZINOVA EKATERINA SERGEEVNA

4th year student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia y_zinova@bk.ru

Abstract: The article examines the problem of developing vocal and choral skills in primary school children during choral classes.

Keywords: choir, vocal skills, primary school age, range, singing breathing, hearing

 

Формирование вокальных навыков у младших школьников – это не только процесс обучения технике исполнения, но и важная составляющая их общего психоэмоционального развития. Психолого-педагогический подход к формированию вокальных навыков позволяет глубже понять механизмы формирования музыкальных способностей, выявить особенности их восприятия и самовыражения.

Первоначально стоит обратиться к пониманию термина «навык».

Согласно С. Л. Рубинштейну, навык – представляет собой сознательный автоматизированный поведенческий акт, формируемый в ходе постоянного его выполнения [11]. В словаре С. И. Ожегова, под навыком понимается умение к чему-либо, вырабатываемое по мере упражнения, привычными действиями [9].

Перейдем к пониманию термина «вокальные навыки».

Вокальные способности А. Г. Менабени интерпретируются как частично автоматизированный процесс, который входит в состав певческого исполнения. Эти навыки основываются на формировании и укреплении условных рефлекторных связей, а также образовании динамических стереотипов, позволяющих облегчить переход от одной системы к другой [8].

По мнению В. Г. Полушиной и Л. И. Салиховой, вокальные навыки также представляют собой частично автоматизированный процесс в рамках певческого акта [10].

Н. С. Хорина описывает процесс формирования вокальных навыков, начиная с создания основного сенсорного звукового образа, который будет оказывать воздействие на голосовую моторику. Затем осуществляется расширение диапазона при произнесении разных слов, автоматизация действий и развитие нюансировки [13].

Исходя из обобщений исследований Т. А. Козловой, Л. П. Карпушиной и С. Юань, вокальные навыки включают:

  1. Навыки дыхания: необходимый объем воздуха для конкретного голоса и вокальной партии, способность рационально распределять дыхание по всей музыкальной фразе, то есть умение правильно организовать вдохи и выдохи. Сила звука и его красота зависят от дыхания. В вокальной практике выделяют четыре основные разновидности дыхания: Ключичное или верхнегрудное дыхание, при котором активно действуют мышцы плечевого пояса и поднимаются плечи, что недопустимо для пения. Грудное дыхание основывается на активном движении грудной клетки. Брюшное или диафрагматическое дыхание осуществляется за счет сокращения диафрагмы. Смешанное дыхание характеризуется активной работой мышц как грудной, так и брюшной полостей, а также диафрагмы.
  2. Навыки звукообразования и звуковедения: результат взаимодействия дыхательных органов, артикуляции и голосовых связок (резонаторные ощущения, интонирование, плавное регулирование звучания, умение применять различные виды звуковой атаки, подвижность и легкость голоса). Правильное звукообразование требует четкой работы голосового аппарата (мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть, губы).
  3. Слуховые способности: способность выделять акценты качественных характеристик певческого звука из общего потока, сопоставлять их с развитой вокальной и слуховой памятью, определять эмоциональную окраску звучания [5; 6].

Слух обозначает музыкальную составляющую восприятия. В данном контексте подразумевается способность осмысливать последовательности звуков в художественном произведении, улавливать их взаимосвязь, запоминать, создавать внутренние образы и воспроизводить их сознательно [1].

  1. Артикуляционные навыки: точность и ясность произношения, правильные акценты, дикция, фразировка и выразительность исполнения, высокая вокальная позиция, умение длительно исполнять гласные звуки с четким и кратким произношением согласных [3].

А. Н. Ларин в своем исследовании выделяет несколько компонентов вокальных навыков детей, включая звукообразование, дыхание, артикуляцию и контроль слуха. Эти элементы проявляются в таких действиях, как атака звука, координация мышц, устойчивость звучания, четкость артикуляции и саморегуляция голоса. Качество звучания зависит от согласованной работы дыхательных, артикуляционных и гортанных мышц. Согласованность этих процессов обеспечивает звучание голоса, которое отличается энергией и свободой. Первым этапом в образовании звука считается атака, которая может быть мягкой, твердой или придыхательной. Неверная атака может привести к недостаточной энергии в звуках или их резкости [7].

А. Н.  Джумаева к критериям оценки вокальных навыков относит показатели: звукообразование; чистота интонации; артикуляция; певческое дыхание; певучесть и плавность звука; диапазон; динамические возможности; техническая выносливость [2]. Т. В. Козак, Н. С. Хорина вокальными навыками называют звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, слуховые навыки, навыки эмоциональной выразительности исполнения. Эмоциональная выразительность достигается за счет акустических характеристик голоса во время исполнения (динамики, тембра, чистоты исполнительской интонации, дикции), поведения исполнителя (мимики, жестов и движений) и музыкальной интонации (темпа, пауз и цезур) [4;13]. По В. Г. Полушиной, Л. И. Салиховой, вокальные навыки делятся на четыре группы: певческие дыхание, звукообразование, установка, дикция [10].

Таким образом, занятия хорового коллектива выступают фактором формирования вокальных навыков у младших школьников, на которых происходит ознакомление с вокально-хоровыми упражнениями и методами их выполнения, происходит самостоятельный поиск ориентиров певческих действий и организация применения полученных навыков как в ансамбле, так и в соло. Такая работа опирается на индивидуальный, аксиологический, здоровьесберегающий и информационно-деятельностный, кинестетический подходы, комплекс принципов организации обучения, определенно-наполненное содержание (певческое дыхание, правильное звукоизвлечение, развитие дикции, интонационная и ритмическая согласованность исполнения), используя для этого вариации исполнения тщательно подобранного музыкального произведения, методы музыкального воспитания (беседы, показ, словесного объяснения, наблюдения за музыкой). В структуру занятия хорового коллектива, направленного на формирование вокальных навыков у младших школьников входят вокально-хоровые упражнения по настройке голосового аппарата, формированию артикуляционных навыков, дыхания, звукообразования и интонирования, закрепление полученных навыков, отработки полученных навыков.

Вокальные навыки представляют собой набор автоматизированных действий в сфере пения, включающий дыхательные техники, звукообразование и звуковедение, а также артикуляцию и контроль музыкального слуха. В младшем школьном возрасте процесс формирования этих навыков должен учитывать психофизиологические особенности учеников. Обычно уровень развития вокальных навыков у детей делится на три категории: высокий, средний и низкий.

Участие в хоровом коллективе является важным элементом развития вокальных навыков младших школьников, где происходит знакомство с вокально-хоровыми упражнениями и методами их освоения. Это дает возможность самостоятельно находить ориентиры для певческой активности и применить приобретенные навыки как в ансамбле, так и в сольном исполнении.

 

Список использованных источников

 

  1. Александрова, Н. А. Вокал : краткий словарь терминов и понятий / Н. А. Александрова ; редактор М. Г. Людько. – Санкт-Петербург : Лань, 2015. – 346 с. – ISBN 978-5-8114-1919-7. – Текст : непосредственный.
  2. Джумаева, А. Н.  Особенности формирования вокальных навыков у детей первого года обучения. Методические рекомендации / А. Н.  Джумаева. – Хабаровск : КГБОУ ДО ХКЦРТДиЮ, 2017. – 16 с. – Текст : непосредственный.
  3. Казакова, Т. С. К проблеме формирования вокально-хоровых навыков у взрослых участников любительского хорового коллектива / Т. С. Казакова. – Текст : непосредственный // Музыкальное образование и наука в современном мире : материалы конференции, 10–11 апреля 2019 года / редактор О. В. Грибкова. – Москва : Перо, 2019. – С. 94–100. – ISBN 978-5-00150-139-8.
  4. Козак, Т. В. Организация вокально-хоровой работы в условиях общеобразовательной школы / Т. В. Козак. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2021. – № 7. – С. 139–142.
  5. Козлова, Т. А. Комплекс вокально-хоровых упражнений в вокальном развитии хорового коллектива / Т. А. Козлова. – Текст : непосредственный // Осовские педагогические чтения: «Образование в современном мире : новое время – новые решения» : сборник статей, 29–30 ноября 2018 года / редактор Т. И. Шукшина. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2019. – С. 71–75. – ISBN 978-5-8156-1018-7.
  6. Козлова, Т. А. Формирование вокальных навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде (на примере изучения семейно-обрядовых песен) / Т. А. Козлова, Л. П. Карпушина. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2023. – № 65. – С. 303–310.
  7. Ларин, А. Н. Формирование вокальных умений у детей в процессе изучения музыкального фольклора : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ларин Алексей Николаевич ; Московский государственный университет культуры и искусств. – Москва, 2009. – 24 с. – Текст : непосредственный.
  8. Менабени, А. Г. Методика обучения сольному пению : учебное пособие / А. Г. Менабени. – Москва : Просвещение, 2007. – 93 с. – Текст : непосредственный.
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 100000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под редакцией Л. И. Скворцова. – 27-е издание. – Москва : АСТ, 2024. – 735 с. – ISBN 978-5-17-161180-4. – Текст : непосредственный.
  10. Полушина, В. Г. Развитие вокально-хоровых навыков младших школьников средствами русского музыкального фольклора / В. Г. Полушина, Л. И. Салихова. – Текст : непосредственный // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества : материалы конференции, 29 марта 2022 года / редактор З. М. Явгильдина. – Казань : Казанский государственный институт культуры, 2022. – С. 265–269. – ISBN 978-5-9960-0219-1.
  11. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 224 с. – ISBN 978-5-459-00888-3. – Текст : непосредственный.
  12. Сафронова, А. Д. Развитие вокальных способностей младших школьников / А. Д. Сафронова. – Текст : непосредственный // Академическая публицистика. – 2024. – № 1-1. – С. 520–522.
  13. Хорина, Н. С. Дидактические принципы развития вокальных навыков младших школьников / Н. С. Хорина. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2018. – № 1. – С. 117–120.
  14. Юань, С. Необходимые вокальные навыки певца в подготовке к сценическому выступлению / С. Юань. – Текст : непосредственный // Sciences of Europe. – 2022. – № 97. – С. 62–65.

Добавить комментарий