ЛАРИНА АЛЁНА СЕРГЕЕВНА
студентка 5 курса факультета художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, larinaalyona6@gmail.com
Ключевые слова: восприятие цвета, живописное восприятие цвета, художественная школа, художественное образование, натюрморт, палитра, композиция.
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития живописного восприятия цвета у обучающихся художественных школ в процессе выполнения натюрморта. Отмечается важность цветовой выразительности в рисунках, а также зависимость восприятия цвета от психологических и физических качеств человека. В работе утверждается, что ключевыми аспектами работы с цветом являются выбор цветовой палитры, символика цвета, контраст и гармония, культурные контексты и эмоциональная реакция.
THE DEVELOPMENT OF THE PICTORIAL PERCEPTION OF COLOR AMONG STUDENTS OF ART SCHOOLS IN THE PROCESS OF PERFORMING A STILL LIFE
Larina Alyona Sergeevna
5th year student of the faculty of pedagogical and art education
Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evsevyeva, Saransk, Russia
larinaalyona6@gmail.com
Key words: color perception, pictorial color perception, art school, art education, still life, palette, composition.
Annotation: The article examines the problem of developing the pictorial perception of color in art school students in the process of creating a still life. The importance of color expressiveness in drawings is noted, as well as the dependence of color perception on the psychological and physical qualities of a person. The work asserts that the key aspects of working with color are the choice of a color palette, color symbolism, contrast and harmony, cultural contexts and emotional response.
Восприятие цвета – это ощущение, которое зависит от психологических, физических качеств человека. В последующим, может воздействовать на разные ощущения. Также есть признаки, которые могут влиять на человека.
Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет – это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Цвет предназначен, для того чтобы на основе его восприятия пробуждать чувства и эмоции, чтобы с его помощью создавать своеобразный язык живописных образов, символов и аллегорий. Разнообразные чувства, которые испытывает ребёнок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Следовательно, успешное художественное развитие ребёнка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.
Однако на сегодняшний день в детских школах искусств развитию художественного восприятия цвета у школьников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ учащихся ДШИ и ДХШ показал: начиная с возраста 10-13 лет, у школьников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционального и выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении натюрморта.
Однако именно этот возраст, по мнению Е. А. Флериной, И. С. Якиманской, способствует более активному развитию творческих способностей ребёнка, закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности. Для детей по началу надо изучить принципы организации цветового образа, чтобы лучше понимать и знать замысел постановки или задуманной идеи.
Так как, принципы цветового образа, являются важным аспектом художественной практики, который позволяет выразить эмоциональную и концептуальную составляющую произведения. Вот несколько ключевых моментов, которые помогут в этом процессе:
Цветовая палитра: выбор цветовой палитры – это первый шаг в создании цветового образа. Палитра должна соответствовать общему настроению и идее постановки. Например, теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) могут передавать ощущение счастья или энергии, в то время как холодные цвета (синий, зеленый, фиолетовый) могут создавать атмосферу спокойствия или задумчивости.
Символика цвета: каждый цвет имеет свои ассоциации и значения. Использование символики цвета может усилить смысловую нагрузку произведения. Например, красный может символизировать страсть или агрессию, а чёрный – мистику или трагедию.
Контраст и гармония: важно учитывать, как цвета взаимодействуют друг с другом. Контрастные цвета могут привлекать внимание и создавать динамику, в то время как гармоничные сочетания создают целостность и завершенность образа. Необходимо найти баланс между этими двумя аспектами.
Свет и тень: использование освещения для выделения определённых элементов сцены или объекта может изменить восприятие цвета. Тени могут смягчить или углубить цвета, придавая им дополнительные оттенки.
Культурные контексты: разные культуры могут по-разному воспринимать цвета. Осознание этих различий важно при создании работ для международной аудитории или в многонациональных контекстах.
Эмоциональная реакция: цвета могут вызывать сильные эмоциональные реакции. Следует подумать о том, какое именно чувство вы хотите вызвать у зрителей и как это достигается с помощью цвета.
Используя эти стратегии, можно успешно освоить принципы организации цветового образа и добиться гармоничного соответствия между замыслом и визуальным воплощением.
Освоение приёмов цельности и единства в создании образа – важный аспект художественного и литературного творчества, позволяющий создать гармоничную и целостную работу, в которой все элементы взаимосвязаны и служат для передачи основной идеи или эмоции.
Основные приемы:
Мотив: повторяющиеся мотивы (например, цвет, звук, форма) связывают разные части произведения, создавая его единство. Это может быть, как повторение определённого слова или фразы, так и использование схожих визуальных образов.
Композиция: структура произведения должна быть продумана таким образом, чтобы она поддерживала основную идею. Это включает в себя не только расположение элементов, но и их соотношение, контрастность и динамику.
Пространственные отношения: важно учитывать, как различные элементы изображения располагаются в пространстве. Это может быть связано с перспективой, масштабом и глубиной.
Динамика и ритм: в литературе это может быть достигнуто с помощью ритма предложений и их длины, в искусстве – с помощью движения и активных элементов в композиции.
Освоение приёмов целостности и единства в создании образа требует, как теоретического понимания, так и практического опыта. Анализируя и экспериментируя с различными техниками, художники и писатели могут установить глубокую эмоциональную и эстетическую связь со своей аудиторией, создавая запоминающиеся и значимые произведения.
Работа с цветом – это не только технический аспект искусства, но и возможность для глубокого эмоционального самовыражения, которое может обогатить внутренний мир детей. Применение вышеупомянутых предложений и методов анализа может значительно улучшить как образовательный процесс, так и художественное развитие учащихся.
Список использованных источников
- Дударева, Ю. Б. Критерии оценки уровня сформированности художественного образа в процессе работы над композицией в детской школе искусств / Ю. Б. Дударева // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 5. – С. 14–25
- Корнеев, М. Теория архетипов К. Г. Юнга и ее значение для понимания механизмов восприятия предметного мира / М. Корнеев. – URL: http://tabyru/studentam_aspirantam/philos_design/vlijanie-junga-na-dizajjn/teoriya-arhetipov-k-g-yunga-mehanizmy-vospriyatiya-4.html (дата обращения: 24.11.2024). – Текст : электронный.
- Шулева, Е. И. Эстетическое восприятие и художественное восприятие: независимость или зависимость? / Е. И. Шулева, А. О. Кузнецова // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2017. – № 4. – С. 34–42.