УДК 76. 021
ББК 85.157.5
К 60
Колдашова Ольга Алексеевна
студент факультета педагогического и художественного образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, olliesadlok@gmail.com
Научный руководитель – профессор, доктор педагогических наук Карпушина Л. П.
Ключевые слова: творческое мышление, воображение, обучающиеся, иллюстрация, развитие, образование.
Аннотация: Статья посвящена вопросам развития творческого мышления обучающихся на уроках изобразительного искусства в процессе выполнения книжной иллюстрации. Рассматриваются методические подходы и практические рекомендации по внедрению этой деятельности в образовательный процесс.
Methods and techniques for the development of creative thinking in art lessons
Koldashova Olga Alekseevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, olliesadlok@gmail.com
Key words: creative thinking, imagination, students, illustration, development, education.Annotation: The article is devoted to the development of creative thinking of students in fine art lessons in the process of book illustration. Methodological approaches and practical recommendations for the implementation of this activity in the educational process are considered.
В современном динамичном обществе одно из важнейших требований перед системой образования – преобразование процесса обучения в фактор развития творческого мышления обучающихся. Традиционно воображение, являясь когнитивным процессом, связывается с творческой деятельностью, определяемой как созидание новаторских и самобытных идей. Эффективным инструментом развития творческого мышления обучающихся выступают учебные занятия по изобразительному искусству, в частности процесс выполнения книжной иллюстрации.
Проблеме развития творческого мышления посвятили свои труды такие исследователи, как Л. С. Выготский, В. С. Кузин, О. К. Тихомиров и другие. На основе анализа теоретической литературы мы пришли к общей проблеме: недостаточно развитое творческое мышление детей влечет за собой существенные трудности в усвоении учебного материала, обусловленные усложнением учебных программ и необходимостью поиска нетривиальных решений.
Несмотря на имеющиеся исследования в области развития творческого мышления у обучающихся, в настоящее время существует противоречие между возможностями развития творческого мышления обучающихся через изобразительную деятельность и недостаточного методического обеспечения данного процесса в образовательных учреждениях.
«Творческое мышление» – вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию [6]. Отличительной чертой творческого мышления является его обобщающий характер. Способы решения задач, разработанные в одной конкретной области деятельности, могут быть также применены для решения проблем в других областях.
Выготский Л. С. писал: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» [1].
Обучение книжной иллюстрации должно быть направлено не только на развитие технических навыков, но и на воспитание творческой личности, способной нестандартно мыслить. Иллюстрация – это собой рисунок, который образно раскрывает текст литературного сюжета и подчиняется его стилю и содержанию [4].
Обучающиеся встают на путь самовыражения еще на этапе выбора произведения, ведь он падает именно на то, которое наиболее близко и интересно для ребенка. С этого и начинается развитие творческого мышления. Поиск идеи и выполнение эскизов развивает беглость и гибкость мышления. Эти аспекты помогают быстро находить пути решения нестандартных задач. Стилизуя героев и окружение, учащиеся изменяют пропорции, упрощают форму, чтобы сохранить главное и избавиться от отвлекающих деталей. В этом случае развивается оригинальность мышления. Этот аспект творческого мышления позволяет генерировать новые идеи, а также развивать существующие. В ходе поиска композиционного решения тренируется воображение и аналитическое мышление. Иллюстрируя литературные сюжеты, учащиеся переводят свои впечатления от прочитанного в зрительные образы, что способствует развитию эмоционального интеллекта и творческой самореализации [3].
Процесс активизации творческого мышления на уроках изобразительного искусства позволяет учащимся проявить самовыражение, открывать новые оригинальные способы решения задач и вместо шаблонов порождать необычные идеи. А навыки, получаемые детьми в процессе работы с иллюстрациями, помогут им и на других ступенях жизни.
Список использованных источников
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Детство-пресс, 2015. – 93 с.
- Егоров, С. А. Эффективные средства и методы формирования креативного мышления на уроках изобразительного искусства и технологии / С. А. Егоров. – Молодой ученый. – 2023. – № 43 (490). – 323 – 326 с. – URL: https://moluch.ru/archive/490/107025/
- Жакупова, Г. Ш. Педагогические условия формирования креативного мышления младших школьников / Г. Ш. Жакупова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – – № 12 (459). – 151–153 с. – URL: https://moluch.ru/archive/459/100917/
- Курочкина, Н. А. Детям о книжной графике / Н. А. Курочкина. – Санкт-Петербург. : Детство-пресс, 2004. – 189 с. – С. 114-115.
- Сергеева, Б. В. Педагогические условия развития творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства / Б. В. Сергеева. – Поддержка одаренности – развитие креативности : материалы международного конгресса, Витебск, 22–27 сентября 2014 г. : в 2 т. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. – Т. 2. – С. 12–17. – URL: https://rep.vsu.by/handle/123456789/4417
- Тихомиров, О. К. Общая психология / О. К. Тихомиров // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. – Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2005. – 175 с.