УДК 373.211.24
ББК 74.1
К 81
А.С. Кузина
Студент факультета педагогического и художественного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
Научный руководитель – Карпушина Л. С. профессор доктор педагогических наук
Аннотация: В статье даётся определение понятия «эмоциональная отзывчивость», подчеркивается ее значение в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определяется сущность музыкально-театральной деятельности, рассматривается ее роль в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, музыкально-театральная деятельности, дети старшего дошкольного возраста
MUSICAL AND THEATRICAL ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING THE EMOTIONAL RESPONSIVENESS OF OLDER PRESCHOOLERS
A.S. Kuzina
Student of the Faculty of Pedagogical and Art Education of M. E. Evseviev Moscow State Pedagogical University (Saransk)
Scientific supervisor – L. S. Karpushina, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences
Abstract: The article defines the concept of «emotional responsiveness», emphasizes its importance in the development of the emotional sphere of preschool children. The essence of musical and theatrical activity is determined, its role in the development of emotional responsiveness in older preschool children (5-6 years old) is considered.
Keywords: emotional responsiveness, musical and theatrical activities, older preschool children
В работах по дошкольному воспитанию А. В. Запорожец и Я. З. Неверович феномен понимается следующим образом: «Эмоциональная отзывчивость – эмоциональная реакция дошкольника на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие» [3, с. 10]. Т. А. Андреенко в своей работе «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников», вывел несколько другое определение, которое имеет место быть: «Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний» [2, с. 44]. Ее формирование происходит через различные виды деятельности, в том числе и через музыкально-театральную деятельность, которая является интеграций музыкальной деятельности и театральной для наибольшей эффективности, раскрывая весь потенциал этого союза.
Беря во внимание труды Льва Семёновича Выготского, для того, чтобы рассмотреть этот феномен через призму психологии, можем заметить, что эмоциональная отзывчивость дошкольников понимается следующим образом как:
- способность к сопереживанию не только окружающим людям, но и животным, соотнося факты с накапливающимся жизненным опытом;
- умение откликаться на явления окружающей его действительности и отдельные события;
- эмоциональный отклик на боль другого человека или любого другого живого существа [1].
Музыка и театр сосуществуют вместе уже довольно давно и сложно представить их друг без друга. Взаимодействуя создают уникальные ситуации, в которых дети показывают себя с самых разных сторон, развивая свои творческие способности и актёрские навыки, через осознание эмоций, значения и умения их выражать. К тому же дети осваивают навык чтения эмоций окружающих людей, оказывать им сострадание.
Музыкально-театральная деятельность включается в себя большое количество методов и форм, среди которых можно выделить наиболее крупные и чаще всего применимые на практике в детском саду: музыкальные игры, импровизация, театрализованные представления.
Музыкальные игры – игры, за основу которых берутся музыкальные произведения, сюжет, правила тоже исходят от подобранного музыкального сопровождения. В данной форме дети могут свободного и без принуждения показать, выразить свои чувства и эмоции, которые они испытывают при прослушивании той или ной музыки. К тому же проведение игры создаёт тёплый и благоприятный фон, комфорт, в котором дети смогут чувствовать себя более раскованно и действовать без стеснения, зажатости.
Импровизация – деятельность без запланированного точного плана. Дети учатся импровизации, тем самым выражая свои чувства и эмоции невербально (через движения рук, тела, мимики) и вербально (слов, звуков). В отличии от игры, где есть заранее прописанные варианты и правила, в импровизации варианты выполнения поставленной ситуативной задачи выбираются детьми и как они это исполнят, с помощью каких средств остаётся за ними. Мы не можем предугадать, как это произойдёт, но можем выстроить благоприятную атмосферу, в которой дети проявят себя с совершенно разных сторон.
Театрализованные представления – это многогранная и ёмкая форма, которая включает в себя большое количество деятельностей. Например, рисование (совместная подготовка декораций и костюмов), хореографию и спорт (танцы и спортивную гимнастику), а также интересующие нас музыку и театр, как основную составляющую.
Участие в постановках помогает развить в воспитанниках коммуникацию, сотрудничество, ответственность перед коллективом и понимание друг друга. Не сколько сама постановка помогает развить чувство эмпатии, сколько подготовка к представлению, хотя, перенесения чувств персонажа на себя, пропускание и возможность пережить на репетиции, на сцене тоже вносит немало важную часть в развитии эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-театрализованная деятельность была и остаётся эффективным средством развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста. Через музыкально-театральные практики дети учатся понимать и переживать эмоции свои и окружающих, что в свою очередь способствует формированию у них навыков социальной адаптации и гуманного отношения к другим.
Список использованной литературы
- Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 312 с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. : О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : Просвещение, 2016. – 98 с.
- Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. – М. : Просвещение, 1985. – 175 с.