УДК 738.8
ББК 85.125
Л 55
ЛИПАТОВА ВАЛЕРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, leral1patova@yandex.ru
Ключевые слова: творческие способности, младший школьный возраст, керамика, художественная обработка керамики, образовательный процесс.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа педагогической литературы информация по проблеме развития творческих способностей у обучающихся в ходе выполнения художественной обработки керамики .
THE DEVELOPMENT OF STUDENTS CREATIVE ABILITIES DURING THE ARTISTIC PROCESSING OF CERAMICS
LIPATOVA VALERIA VYACHESLAVOVNA
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: creativity, primary school age, ceramics, artistic processing of ceramics, educational process.
Annotation: The article presents information on the problem of developing creative abilities in students, in the course of artistic processing of ceramics, generalized in the process of theoretical analysis of pedagogical literature.
Существует многочисленное количество научных исследований, в которых прослеживается факт, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Именно в этом возрасте ребёнка отличают такие качества, как любознательность, впечатлительность, эмоциональность, а также умение удивляться, трудолюбие, способность к творчеству и инициативность, формируются многие качества личности.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме Развитие творческих способностей у обучающихся, накопленные к настоящему времени данные недостаточны. Поэтому данная проблема является интересной и актуальной.
Для определения как художественная обработка керамики влияет на развитие творческих способностей у младшего школьника, понадобится разобраться в терминах.
Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [6, c. 247].
Развитие творческих способностей способствует эмоциональному раскрепощению, позволяет выражать свои мысли, эмоции и идеи через различные формы искусства, развивает воображение и креативное мышление. Это может быть полезно во многих сферах жизни, включая решение проблем и поиск инновационных идей. Способствует развитию самостоятельности и независимости мышления. Это важно в современном мире, где необходимо найти свою нишу и принимать творческие и инновационные решения. Способствует улучшению коммуникации и эмоциональной интеллектуальной сферы человека. Чем больше человек понимает и использует искусство, тем лучше он способен понять и взаимодействовать с другими людьми. Развитие творческих способностей, является одной из важных задач обучения и воспитания у обучающихся разных возрастов. Одним из основных средств для развития творческих способностей, выступает художественное творчество —например художественная обработка керамики, развивает способность представлять, воображать, создавать новые образы.
Художественная обработка керамики — это искусство и ремесло создания эстетически привлекательных изделий из глины путем формования, декорирования и обжига.
Труды известных педагогов-художников подчеркивают важную роль художественной обработки керамики в развитии творческих способностей обучающихся.
Так Б.М. Неменский говорил, что процесс выполнения керамики требует синтеза различных способностей: образного мышления, предметных навыков и других. Именно поэтому художественная обработка керамики (выполнение керамики, изготовление керамических изделий, процесс изготовления керамического изделия) на прямую влияет на развитие пространственное воображение, чувство формы и гармонии [1.].
Керамика предоставляет уникальную возможность для обучающихся экспериментировать с различными материалами и техниками, что способствует развитию их образного мышления и пространственного воображения. Работа с глиной требует от них понимания свойств материала и законов композиции.
Кроме того, керамика поощряет самовыражение, позволяя обучающимся создавать предметы, отражающие их индивидуальность и видение. Этот процесс способствует развитию их креативности и воображения. Подобные идеи звучали от Л.А. Неменской, она отмечала, что возможность экспериментировать с различными материалами и техниками, в процессе изготовления керамического изделия, способствует развитию их творческого потенциала и самовыражению[2.].
Не менее важно, что художественная обработка керамики развивает мелкую моторику, координацию движений и глазомер обучающихся. Работа с глиной активизирует тактильные ощущения, что способствует развитию их сенсорных способностей и эстетического вкуса.
Также отмечу, глина из которой выполняется керамическое изделие — это доступный и увлекательный материал, который позволяет обучающимся создавать уникальные и функциональные предметы.
В целом, труды этих педагогов-художников свидетельствуют о том, что художественная обработка керамики предоставляет богатую среду для развития таких творческих способностей у обучающихся, как образное мышление, пространственное воображение, чувство формы и гармонии, экспериментаторство, самовыражение, мелкая моторика.
Художественная обработка керамики является ценным инструментом для развития творческих способностей у обучающихся. Труды известных педагогов-художников, таких как Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин и О.В. Астровская, подчеркивают многогранный вклад этого искусства в творческое развитие. Интеграция керамики в образовательный процесс может значительно способствовать общему творческому росту обучающихся.
Список использованных источников
- Неменский, Б. М. Образовательная система «Школа 2100». Программы. 1-11 классы / Б. М. Неменский. – Москва: Просвещение, 2011. – Текст: непосредственный.
- Неменская, Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: программа, методические рекомендации / Л. А. Неменская. – Москва: Просвещение, 2011. – Текст: непосредственный.
- Кубышкина, Э. И. Методика преподавания изобразительного искусства в IV — VI классах малокомплектной школы : Пособие для учителя / Кубышкина Э. И., Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. — Москва : НИИШ, 1983г. — 79 с. – Текст: непосредственный.
- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школ./ В. С .Кузин «Просвещение», Москва, 1977 г. -208 – Текст: непосредственный.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологии и предпринимательства; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. – Москва: Компания Спутник+, 2006. – 189, [1] с. – Текст: непосредственный.