УДК 7.041.2
ББК 85.12
Бутчина Карина Андреевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, bythina.urina@mail.ru
Руководитель – Шутова Т. А., старший преподаватель кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: Процесс воспитания чувства музыкального ритма неотделим от общего музыкального развития. Слушание музыки раскрывает музыкальные данные обучающегося, его характер, развитие и эмоциональность.
Ключевые слова: музыкальный ритм, музыкальный слух, художественный образ.
Butchina Karina Andreevna
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia,
bythina.urina@mail.ru
ESSENCE OF THE CONCEPT
«STYLIZATION OF A HUMAN IMAGE» IN A DECORATIVE COMPOSITION
Abstract: The process of developing a sense of musical rhythm is inseparable from general musical development. Listening to music reveals the student’s musical abilities, his character, development and emotionality.
Keywords: musical rhythm, musical ear, artistic image.
Огромное значение в процессе начального обучения музыке приобретает развитие слуха в самом широком понимании этого слова – высотного, гармонического, тембрового, динамического, а также развитию способности ощущать звуковую окраску, нюансировку, ритм, фразировку, форму – все то, что ведет к раскрытию содержания музыки. Эта множественность аспектов в воспитании слуха требует различных форм работы. На первых занятиях происходит знакомство с музыкальными жанрами, их ритмическим своеобразием и ритмической выразительностью. Слушание музыки раскрывает музыкальные данные обучающегося, его характер, развитие и эмоциональность. Проверка запоминания изучаемых пьес, позволяет проверить музыкальную память учащегося. Начальное обучение – один из самых ответственных и трудных этапов в работе над произведениями, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие обучающегося. Этот период духовного овладения музыкой, когда особенно интенсивно происходит развитие слуха, художественного и музыкального восприятия.
Г. Нейгауз говорил: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь это ребенок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить её в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом» [1, с. 56].
Процесс воспитания чувства музыкального ритма неотделим от общего музыкального развития. Исполнительская фразировка невозможна вне динамики и ритмики пьесы. Учащийся должен научиться улавливать изменение темпа, определять короткие и долгие звуки, их соотношение. Очень полезно научиться воспроизводить голосом звуки и мотивы. Практика показывает, что мотив учащийся воспроизводит лучше, чем отдельные звуки. Впоследствии, с помощью занятий, необходимо воспитать умение воспроизводить в удобном для обучающегося диапазоне звуки низких и высоких регистров. Надо научиться слышать и определять высоту звука через тембро-регистровую окраску. Без осознания понятия «выше – ниже» затрудняется подбор по слуху. Очень важно уметь спеть наизусть мелодию пьесы, которую мы исполняем, это развивает слуховую память. Ведь часто процесс запоминания ограничивается моторной и зрительной памятью. Хорошим стимулом для развития слуха является транспонирование, которое развивает сообразительность, помогает совершенствовать технику исполнения.
Следующий этап, это знакомство с музыкальной формой произведения, это один из важных моментов в восприятии и исполнении музыки. Владение формой освобождает от измельченной, обильной нюансировки, искажающей мысль произведения, развивает слуховое внимание; ведь учащийся, прослушав форму всего произведения, находиться в длительном слуховом напряжении, учится выделять главное в услышанном. Чувство формы позволяет мысленно «собрать» прозвучавшую музыку. Умение определить слухом строение пьесы также дает учащемуся ключ к самостоятельным суждениям о пьесе в целом и отдельных её частях. Этот навык благоприятствует не только развитию слуха, но и способствует общему музыкальному развитию. При знакомстве с фразировкой, учащийся должен знать, что отдельные звуки составляют мотив, который вливается в музыкальную фразу, фраза в предложение. Как и в языке, в музыке существуют знаки препинания. Без членения на фразы музыка будет бессмысленной, но вместе с тем необходима и внутренняя объединенность музыкальных построений.
С первых шагов обучения надо развивать навыки самостоятельной работы. По мере усвоения нот, длительностей, штрихов, динамики, аппликатуры обучающийся должен выполнять некоторые самостоятельные задания. Обладая навыками самостоятельной работы, учащийся будет легко справляться с выучиванием текста и больше внимания уделять художественной отделке.
Полученные и закрепленные знания и навыки в начальном периоде обучения, самостоятельность мышления и умение анализировать являются залогом того, что музыка прочно войдет в жизнь обучающегося.
Литература
- Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. 3-е изд. М. 1967, с. 13.