РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.02:78(045)

ББК 74.268.53

П 501

ПОЛИКАРКИНА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

Руководитель – Милицина О. В., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры дошкольного и начального образования,

г. Саранск, Россия, olga-curan@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о том, как интерактивные методы помогают в развитии музыкального восприятия младших школьников на уроках музыки.

Ключевые слова: восприятие, музыкальное восприятие, методы, интерактивные методы, младшие школьники.

 

THE DEVELOPMENT OF MUSICAL PERCEPTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN MUSIC LESSONS THROUGH INTERACTIVE TEACHING METHODS

POLIKARKINA KSENIA VLADIMIROVNA

student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev»

Supervisor – Milicina O. V., Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Preschool and Primary Education,

Saransk, Russia, olga-curan@yandex.ru

 

Abstract. The article examines the question of how interactive methods help in the development of musical perception of primary schoolchildren during music lessons.

Keywords: perception, musical perception, methods, interactive methods, primary schoolchildren.

 

Проблема музыкального восприятия давно привлекает внимание многих ученых: искусствоведов, психологов, педагогов, музыкантов (Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, В. К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Г. С. Ригина, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом постигает мир. Выдающийся российский психолог советской эпохи С. Л. Рубинштейн писал: «Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Это не только отображение, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета» [11 с. 226]. То есть подчеркивается, что восприятие обязательно предполагает осознание смысла того явления, на котором оно сосредоточено.

Что касается музыкального восприятия, то Е. В. Назайкинский отмечал, что это «восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический феномен» [8 с. 91].

Данную идею поддерживает Ю. Н. Рагс, говоря о том, что музыкальное восприятие – сложный, психически многосоставной процесс, направленный на осмысление музыки как эстетического художественного феномена: «это работа представления, памяти, мышления, это активное включение предыдущего опыта (не только музыкального), это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание» [10 с. 14].

По мнению О. А. Апраксиной, музыкальное восприятие – есть частный вид восприятия эстетического, … не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Можно сказать, что музыкальное восприятие – это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не как механическую сумму разных звуков» [2 с. 58].

Анализ показал, что исследователи сходятся во мнении о признании музыкального восприятия сложным чувственным процессом, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них.

Н. Л. Гродзенская в качестве важнейшего компонента музыкального восприятия выделяет оценку: «Понимать… музыку – значит воспринимать ее сознательно, отдавать себе отчет в ее содержании и, в какой-то мере, в ее форме» [5 с. 44].

В. Н. Шацкая указывает, что полноценное музыкальное восприятие связано с эмоциональной отзывчивостью на музыку и одновременно способностью суждения о ней. То есть исследователями подчеркивается связь рационального и эмоционального компонентов, стремление осознать замысел композитора и дать ему эмоциональную оценку [12 с. 137].

Вопросам музыкального восприятия младших школьников уделялось внимание в работах В. К. Белобородовой, Т. В. Нагорной, С. Х Шаломович. Исследователи отмечали, что у младших школьников отмечается сенсомоторный характер восприятия, склонность к непосредственному сопереживанию, стремление к самовыражению в двигательных, звуковых формах.

Эффективность развития музыкального восприятия на уроках музыки в значительной степени определяется применением учителем различных методов обучения. Одним из наиболее эффективных способов обучения и достижения личностных результатов является применение интерактивных методик.

Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

В музыкально-педагогической литературе описано немало методов обучения, подразумевающих интерактивный характер деятельности обучаемых и учителя: метод художественного нравственно-эстетического познания музыки – Г. П. Сергеева (предполагает активное использование таких форм общения как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др.); метод интонационно-стилевого постижения музыки – Е. Д. Критская, Л. В. Школяр (опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий); метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).

Помимо авторских методов, существуют такие методы, как:

  • эвристическая беседа. Побуждает учеников к самостоятельной деятельности. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней.
  • ролевые игры и мини-спектакли. Ученики могут выступать в роли ведущего и участника на уроке-викторине, уроке-путешествии, уроке-сказке.
  • интерактивные дидактические игры. Сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации — они служат средством обучения, воспитания и развития. Например, образовательное лото помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал.
  • пластическое интонирование. Направлено на освоение способов «активного слушания». Ученики познают музыку через жест, движение.

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала. Они помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания, формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Список используемых источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе : пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин ; Просвещение. – Москва, 1983. – 111 с. – Текст : непосредственный.
  2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учебное пособие / О. А. Апраксина ; Просвещение. – Москва, 1983. – 224 с. – Текст : непосредственный.
  3. Безбородова, Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников : учебное пособие / Л. А. Безбородова ; Академия. – Москва,  – 368 с. – Текст : непосредственный.
  4. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка : учебное пособие / Н. А. Ветлугина ; Просвещение. – Москва, 1968. – 413 с. – Текст : непосредственный.
  5. Гродзенская, Н. Л. Школьники слушают музыку : учебное пособие / Н. Л. Гродзенская ; Просвещение. – Москва, 1969. – 77 с. – Текст : непосредственный.
  6. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы : программа по музыке / Д. Б. Кабалевский ; Просвещение. – Москва, 1983. – 15 с. – Текст : непосредственный.
  7. Кант, ИЕдинственно возможное основание для доказательства бытия Бога. Избранные труды / И. Кант ; переводчик Б. А. Фохт. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 256 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07258-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/541175 (дата обращения: 03.12.2024).
  8. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия : учебное пособие / Е. В. Назайкинский ; Музыка. – Москва, 1972. – 383 с. – Текст : непосредственный.
  9. Плаксина, И. В.  Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/537584 (дата обращения: 03.12.2024).
  10. Рагс, Ю. Н. Анализ музыкального произведения : учебное пособие / Ю. Н. Рагс ; Планета музыки. – Санкт-Петербург, 2022. – 396 с. – Текст : непосредственный.
  11. Рубинштейн, С. Л.  Основы общей психологии : учебное пособие / С. Л. Рубинштейн ;  Питер. – Москва, 2002. – 781 с.
  12. Шацкая, В. Н. Жизнь и творчество документах, исследованиях , воспоминаниях : учебное пособие / В. Н. Шацкая ; Планета музыки. – Санкт-Петербург, 2022. – 680 с. – Текст : непосредственный.
  13. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе : учебное пособие / Л. В. Школяр ; Академия. – Москва, 2001. – 223 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий