ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ДЕТСКОГО ВОКАЛЬНОГО ЦИКЛА «В СОЛНЕЧНОЙ МОРДОВИИ» ГЕННАДИЯ СУРАЕВА-КОРОЛЕВА

ЧЕРЕПАХИНА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия cherepakhina0303@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детская вокальная музыка, певческие навыки, культура хорового исполнительства, вокальный цикл «В солнечной Мордовии»,  общеобразовательные организации,  композитор Мордовии Геннадий  Сураев-Королев,.

АННОТАЦИЯ: В статье актуализируются проблемы формирования и развития певческого голосаи навыков у  дошкольников на материале детской вокальной музыки  «В солнечной Мордовии», Геннадия. Сураева-Кородева в процессе общего музыкального образования в Республике Мордовия. Анализируется вокальный цикл детских песен

 

MUSIC FOR CHILDREN BY THE MORDOVIAN COMPOSER GENNADIYA SURAYEVA-KOROLEVA AS A FACTOR OF THE FORMATION OF THE CULTURE OF CHORAL PERFORMANCE IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS: A DIALOGUE OF GENERATIONS

 CHEREPAKHINA KSENIYA ALEKSANDROVNA

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

cherepakhina0303@mail.ru

KEYWORDS:  composer of Mordovia Gen. Suraev-Korolev, children’s vocal music, the culture of choral performance, the vocal cycle «In Sunny Mordovia», educational organizations, dialogue between generations.

ABSTRACT: The article actualizes the problem of studying the work of the famous composer Gen. Suraeva-Koroleva in the process of general music education in the Republic of Mordovia. The vocal cycle of children’s songs «In sunny Mordovia» is analyzed.

 

В настоящее время большое внимание уделяется реализации регионального [1] и этнокультурного подходов [2] в музыкальном образовании Республики Мордовия (РМ), что способствует формированию любви к России, родному краю, уважению к народам, населяющим республику, уважения к музыкальной культуре региона, воспитанию способности к межэтническому и межкультурному общению.

Профессиональное музыкальное искусство Мордовии весьма разнообразно и многогранно: являясь частью жизни народа, в нем по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенности быта, страницы истории, запечатлелась особая возвышенная сторона жизни общества; в ней накоплено огромное количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Это величайшее национальное наследие мордовского народа. Взаимодействуя с народной музыкой и композиторским творчеством, профессиональное музыкальное искусство Мордовии является неотъемлемой частью музыкальной культуры России.

Мордовский край богат певческими традициями, культурой исполнения. И поэтому сегодня особенно актуальны вопросы, связанные с реализацией музыкально-образовательного процесса, направленного на развитие общей культуры учащихся, формирование личности, способной интересоваться, знать, понимать и ценить мордовскую народную песню и профессиональную музыку своего края, Малой родины.

В настоящее время утвердилась позиция, согласно которой музыкальное национальное искусство служит действенным средством духовного, нравственного, эстетического и общекультурного развития подрастающего поколения. Поэтому возрастает значение общеобразовательной школы, способствующей приобщению учащихся к ценностям национальной музыкальной культуры, развитию у них интереса к пению, лучшим образцам профессионального мордовского музыкального искусства, в ходе вокально-хоровой работы.

Проблемы изучения творчества современных композиторов Мордовии находятся в фокусе внимания ученых-исследователей, педагогов, музыковедов, среди которых: Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина, Т. И. Одинокова, М. И. Фроловский, А. Я. Левина, Г. И. Сураева-Королев, Н. М. Ситникова, Л. П. Карпушина и другие.

Сложность обусловлена большим кругом вопросов и задач, которые встают перед учителем музыки (хормейстером) в ходе реализации данного вида музыкальной деятельности (знание национального репертуара, языка и исполнительских традиций мордовского народа, историческая осведомленность, интерес самого учителя к проблеме популяризации творчества композиторов Мордовии, умение исполнить эмоционально произведения на мордовском языке, уметь увлечь детей и так далее).

Процесс формирования певческих навыков, культуры хорового исполнения младших школьников, в ходе освоения произведений мордовского композиторов Ген. Сураева-Королева, рассматривается нами как устойчивое эмоционально-волевое отношение к детской музыке композитора, отношение, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальных потребностей человека в современном социуме.

Детское песенное творчество композитора Геннадия Георгиевича Сураева-Королева (1952-2008), выпускника Казанской консерватории (к сожалению, рано от нас ушедшего). «Музыка – это моя жизнь, – говорил сам Ген. Сураев-Королев, – а жизнь есть самый настоящий учитель. Я владею тем, что сам захотел и смог узнать, и бесконечно благодарен тем людям, которые помогали мне открывать мир музыки. Она постоянно живет во мне. Нюансы настроения, сиюминутные эмоции становятся непосредственным импульсом к рождению музыки. Я получаю огромное удовольствие от того, что записываю потом свои ощущения и состояния. То, что «звучит» внутри, то и пишу…» [3, с. 327].

Творчество Геннадия Сураева-Королева, разнообразно и многожанрово: это рок-опера «Что же счастье?», музыка к спектаклю национального театра по пьесе В. Мишаниной «Когда у ворот скулит собака»; музыкальные композиции для национального мордовского ансамбля «Умарина», «Сестры»; вокально-инструментальный цикл на слова А. Снегирева «Прощаюсь с тобою деревня»; фортепианные и вокальные сочинения; эстрадные танцы (мокшанские, эрзянские). Произведения композитора современны по тематике и образности. В своем творчестве он показал тему любви к мордовскому краю; обращался к судьбе простого человека, его переживаниям, размышлениям о жизни. Большинству сочинений композитора присуще звучание современных джазовых интонаций в сочетании с выразительными интонациями мордовской  народной песни. Патриотическая тема занимает почетное место в творчестве Геннадия Сураева-Королева: любовь к Родине, людям, природе родного края, бережное отношение и трепетное внимание к традициям народного творчества получили воплощение в цикле «Родные напевы», для скрипки и фортепиано; «Балладе о солдатской вдове».

Доверительность интонации, простота и поэтичность вокальных и хоровых произведений Г. Сураева-Королева создают атмосферу радости в процессе работы с детским коллективом. Его произведения отличают легкость и тонкость письма, современность звучания. Выразительность и лаконичность произведений композитора достигаются тщательной работой над фактурой и формой, в композиторском стиле ясно ощущается связь с традициями мордовской музыки (использование полутоновых попевок, в пределах кварты, квинты, особенностей ритмики).

Особое место в творчестве Г. Г. Сураева-Королева занимает музыка для детей. Для них написаны вокальный цикл: «В солнечной Мордовии» (на стихи Алексея Громыхина), хоровые миниатюры: «Маскарад» (на стихи Константина Смородина), «Летающий котенок», множество детских песен. В нашей экспериментальной работе в качестве музыкального материала мы обратились к вокальному  циклу детских песен  «В солнечной Мордовии».

Цикл детских песен «В солнечной Мордовии» состоит из восьми песен для детского хора (или солиста), в сопровождении фортепиано.

  1. В солнечной Мордовии.
  2. Почему?
  3. Солнечные зайчики.
  4. Помидорчик.
  5. Морковка.
  6. Арбузная заря.
  7. Художница.
  8. Лопушок.

Песни ориентированы на детей 7-9 лет. Мир переживаний ребенка этого возраста довольно ограничен в своих проявлениях: его радуют и огорчают доступные его опыту явления жизни. Исходя из этого, композитор использует определенные средства музыкальной выразительности, круг образов, доступных восприятию детей. Сочетая яркую мелодию и выразительные интонации, характерный ритм и гармонию, композитор образным языком музыки выражает свое отношение к окружающему миру. Песни цикла контрастны по характеру и содержанию, но их объединяет интонационная основа мордовской народной песни. Это выражается в оригинальной мелодике, метро-ритмической структуре, ладо-гармонической окраске.

Работая над песнями данного цикла, дети знакомятся со средствами музыкальной выразительности, звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями мордовской музыки, с разнообразием ритмических рисунков, темповыми изменениями, динамическими оттенками. Важно, чтобы дети не только знакомились с элементами музыкальной речи, но и могли выразить свое понимание в выразительном отношении, в игре, музыкальных инсценировках, рассказах.

Особую роль при знакомстве со средствами музыкальной речи выполняют слово и изображение, выступая как «внемузыкальные средства», помогающие детям проникнуться тем или иным эмоциональным настроем, выраженным в музыке. Постигая музыкальный язык, ребенок учится понимать характер и образ исполняемой музыки. Особенно чувствуют дети различный характер музыки в двух контрастных произведениях, легко сопоставляя веселые песни («Помидорчик», «Арбузная заря») и нежные, лиричные, с оттенком грусти («Художница», «Солнечные зайчики»).

Развитие ритмического слуха связано с осознанием и умением различать соотношение звуков по длительности. Целесообразно подводить детей к понятию о длительности на примерах, где имеются четверти и восьмые («Помидорчик», «Почему?»).

Динамические оттенки воспринимаются детьми через сопоставление контрастного звучания: тихо – громко. Осознание значения динамики происходит на основе их представлений о явлениях природы, о жизни и действиях людей. Выразительность темповых оттенков хорошо осознается детьми при сравнении медленного и быстрого шага. Усвоив соотношение темпов в разных произведениях («Лопушок», «Солнечные зайчики», «Морковка»), ребенок легко осознает такие понятия как «ускорение», «замедление» [5, с. 5].

Вокально-хоровая работа с детьми младшего школьного возраста имеет свою специфику и задачи. В младшем хоре основные задачи научить ребенка петь «на дыхании», выявить головной регистр, именно в возрасте 7-9 лет головной регистр естественен. Дети в этот период поют фальцетом. При нефорсированном пении они легко могут петь звуки: «до-ми (фа)» второй октавы. Поэтому в младшем школьном возрасте рекомендуется начинать распевание с нот: «соль» — «ля» — первой октавы, все упражнения следует проводить в небольшом диапазоне, на слоги: «лю», «ли», «ле», «лё». Постепенно музыкальные фразы упражнений следует удлинять. Это делается для отработки тянущегося звука. Следует использовать в вокально-хоровой работе различные слоги, для реализации конкретной задачи. Например, пение на гласные звуки «ё», «е», «ю», «я» способствует светлому головному звучанию.

Активно содействует формированию звука с одновременным стимулированием работы дыхательного аппарата – четкая артикуляция. В младшем хоре ясная и четкая артикуляция – это один из немногих приемов активизации дыхания. Развитию мягкого неба способствуют упражнения, исполняемые закрытым ртом, с переходом на слоги – «ма» — «на». Освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги «бай» — «дай».

В условиях урока музыки, в ходе изучения вокального цикла «В солнечной Мордовии» Г. Сураева-Королева учитель знакомит школьников  с особенностями и элементами мордовской музыки: форма, мелодия, интонация, ритм, пентатоника, правильное произношение текста на мордовском языке и пр.

Каждая песня представляет собой живую характерную сценку, очень красочную, динамическую и разнообразную по средствам музыкальной выразительности. Мир детства, прекрасного и безоблачного, где живут радость и удивление, внимание и забота. Нравственное начало пронизывает все творчество композитора. «Не перестаю восхищаться народной мудростью, – Человек – часть природы и поклоняется ей. Все мы – дети Земли, земляне, а наша жизнь – букет из разных трав и цветов, где каждому есть место…» (из интервью автора статьи с композитором). Лиричность, теплота, сердечность, естественная простота, доброта, отзывчивость, – все эти нравственные качества характерны для произведений композитора.

Творчество для Генн. Сураева-Королева было незаменимым способом передачи своих мыслей, чувств, впечатлений от калейдоскопа реальностей, духовным средством выживания – без иллюзий, на скромное материальное вознаграждение. Любимая работа – это своеобразная «аптека» для души. Любовь, искренность, целеустремленность и огромный труд – нравственные качества, которые в полной мере присущи творчеству композитора – и есть главные слагаемые профессионального успеха. «Как без земли немыслима наша жизнь, без народной песни невозможна высокая профессиональная музыка, адресованная человечеству» – говорил Г. Г. Сураев-Королев.

Все песни композитора пронизаны примерами нравственных качеств личности: добротой, любовью к природе, уважением к старшим. Мелодии песен звучат выразительно и проникновенно. Через музыку ребенок особенно тонко осваивает и понимает красоту, лаконичность родного языка, приобщается к культуре родного народа.

Детское творчество Ген. Сураева-Королева – яркая страница в копилке мордовской профессиональной музыки; стилистическое своеобразие выражается в богатстве колористических красок, яркими образами, новизной и свежестью звучания (симбиоз мордовской мелодии с элементами джазовых гармоний и ритма).

В ходе освоения детского песенного репертуара Ген. Сураева-Королева ребенок «входит» в мир музыкальных образов, постигает и старается понять их основную тему, идею, которые хотел донести до слушателя автор. Тем самым пробуждается интерес ребенка. Младший школьник, исполняя детские песни, как бы «проживает» изображаемые обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали. Следует отметить, что мордовская профессиональная музыка обладает большим дидактическим и воспитательным потенциалом в музыкальной деятельности детей и подростков

Отметим, что для развития вокально-хоровых знаний и навыков у младших школьников необходимо включать в репертуар произведения профессионального музыкального искусства, музыку для детей современных композиторов Мордовии, учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, а именно:

– преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений к окружающему миру;

– потребность в смене эмоциональных состояний;

– склонность к переживанию, эмоциональной отзывчивости;

– интерес к внешней форме действий (музыкальной, словесной);

– личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и так далее [4, с. 13].

Таким образом, знакомство с творчеством композитора Ген. Сураева-Королева, изучение детских песен вокального цикла «В солнечной Мордовии», вокально-хоровая работа, способствует формированию навыков культуры хорового исполнительства, нового музыкального знания и опыта; развитию положительных эмоций, способности сопереживать и сочувствовать, любить жизнь и окружающий мир. Ген. Сураев-Королев, принял эстафету от своего отца, композитора и педагога Георгия Ивановича Сураева-Королева, авторское credo которого зиждется на интонационной традиции мордовского мелоса. Ген. Сураев-Королев перенял от отца все самое лучшее в композиции и предложил новые краски и интонации, яркие гармонические обороты и джазовую ритмику, что отличает его стиль. Все это помогает обучающимся понимать своеобразный музыкальный язык мордовского народа сквозь призму преемственности и диалога поколений.

 

Список использованных источников

 

  1. Карпушина, Л. П. Освоение музыкального искусства Мордовии в общеобразовательных учреждениях : учеб. пособие / Л. П. Карпушина, Н. Б. Абудеева. – Саранск : Крас. Окт., 2009. – 371 с.
  2. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход как фактор социализации учащихся общеобразовательных учреждений (на примере музыкального образования): дис. … д-ра пед. наук / Лариса Павловна Карпушина. – Саранск, 2012. – 521 с.
  3. Королева, А. М. Музыкальное образование в РМ. : традиции и новаторство / А. М. Королева // Финно-угорский мир : история и современность Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов. Правительство РМ, Историко-соц. Институт МГУ им. Огарева, редколл. : Н. М. Арсентьев и др. – Саранск, 2000. – С. 326-328.
  4. Стулова, Г. П. О методах работы с начинающим хором младших школьников с точки зрения теории регистров певческого голоса / Г. П. Стулова. – М. : МГПУ им. В. И. Ленина, 2012. – С. 12-28.

5. Грязнова, Т. М. Цикл песен «В солнечной Мордовии» мордовского  композитора Г. Г. Сураева-Королева / Т. М. Грязнова. Методические рекомендации // Саранск, МГПИ им. М. Е. Евсевьева. – 2011. – 36 с.

Добавить комментарий