ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ПЕРЕДАЧИ ПРОСТРАНСТВА В ЖИВОПИСНОМ ПЕЙЗАЖЕ

УДК 75.047

ББК 85.147.6

П 56

ПОНЕТАЙКИНА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ponetajkinaanastasia@gmail.com

Руководитель – МИЛИЦИНА О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

 Ключевые слова: пейзаж, перспектива, пространство, формирование пространственных представлений, композиция    художественное образование.

Аннотация: В статье представлена обобщенная информация о пространстве в живописи, о формирования у обучающихся навыков передачи пространства в процессе выполнения живописного пейзажа

FORMATION OF STUDENTS’ SKILLS IN TRANSFERRING SPACE IN A PICTURESQUE LANDSCAPE.

 PONETAIKINA ANASTASIA ALEXANDROVNA

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: landscape, perspective, space, formation of spatial representations, composition art education.

Annotation: The article presents generalized information about space in painting, about the formation of students’ skills of transferring space in the process of performing a picturesque landscape.

 

Одной из актуальных проблем в живописи, особенно при выполнении пейзажа, является передача пространства. Пространство в живописном пейзаже является одним из важнейших элементов создания реалистичного и выразительного произведения. Именно оно позволяет художнику изобразить глубину и объем, создать иллюзию трехмерного пространства на плоской поверхности.

Художественное пространство – пространство произведения искусства, совокупность тех его свойств, которые придают ему внутреннее единство и завершенность и наделяют его характером эстетического [4].

Л. Г. Белякова, указывает, что основными теоретическими понятиями, лежащими в основе передачи пространства, являются:

рисунок, цвет, светотень, объем, перспектива (художественные средства);

цвет (колорит), ритм, контраст, динамичность (выразительные средства);

колорит, ритм, пластичность, симметрия (композиционные средства) [1].

Разберем некоторые из них.

Прежде всего, ключевым элементом является перспектива.

Перспектива – это способ изображения трехмерного пространства на плоскости с учетом удаленности предметов. Законы перспективы позволяют художнику создавать иллюзию глубины и объема на двухмерной поверхности.

Существует несколько типов перспективы:

– линейная перспектива: создает иллюзию глубины за счет уменьшения размеров объектов по мере их удаления от зрителя.

– воздушная перспектива: передача удаленности объектов путем изменения их тона, цвета и четкости контуров.

– тональная перспектива: использование градаций тона для создания глубины.

Понимание линейной и воздушной перспективы позволяет учащимся ощущать глубину пространства, умело указывать на взаимодействие объектов. Использование тональной перспективы и цветовой палитры помогает акцентировать внимание на дальнем плане, предавая изображению объем и динамику.

Дальше по важности можно выделить композицию. Она позволяет успешно организовать элементы на холсте, создавая чувство пространства. Обязательно нужно обращать внимание на масштаб. Правильно подобранные размеры выбранных объектов способствует правдоподобному восприятию.

Колористика  это наука о природе цвета и света. В живописи она играет ключевую роль, определяя эмоциональное восприятие картины, ее атмосферу и композицию.

Б. М. Неменский акцентировал внимание на значении композиции и цветового решения в создании иллюзии пространства. В своих работах он подчеркивал, что правильное использование перспективы, а также грамотное распределение светотени помогают художнику передать глубину и объем в пейзаже. Б. М. Неменский также отмечал, что важно учитывать атмосферные условия и их влияние на восприятие пространства [3].

Л. А. Неменская в своих учебниках по живописи подчеркивала важность изучения природных форм и их передачи на холсте. Она акцентировала внимание на том, что понимание структуры объектов и их взаимосвязи в пространстве помогает художникам создавать более реалистичные и выразительные пейзажи. Л. А. Неменская рекомендовала использовать различные техники для передачи глубины, такие как изменение насыщенности цвета и тональности [2]

Для того, чтобы сформировать навыки передачи пространства в живописном пейзаже у обучающихся, нужны практические задания. Для этого можно экспериментировать с разными техниками живописи (акварель, масло, пастель и т.д.). Каждая техника обладает своими особенностями, а выбор материала открывает учащимся возможность для самовыражения.

В качестве одного из способов формирования навыков передачи пространства в живописном пейзаже у обучающихся можно выделить пленэр. Данный способ позволяет непосредственно взаимодействовать с природой. Он способствует развитию наблюдательности, навыков передачи пространства.

Использование референсов как следующий способ художественного образования (фотографии, наблюдение за реальным пейзажем) позволяет понять, как пространство отображается в природе, и применить знания уже в собственных работах.

Также важен анализ работ других художников. Изучение их работ может дать идеи и вдохновение для собственных методов передачи пространства в живописном пейзаже.

Формирование у обучающихся навыков передачи пространства в пейзаже имеет решающее значение для их художественного развития. Через теоретические основы, практические упражнения, использование референсов и анализ работ обучающиеся могут научиться создавать иллюзию глубины и реалистичности в своих пейзажах. При правильном руководстве, поддержке они могут развить эти навыки и создавать прекрасные произведения искусства.

 

Список использованных источников

 

  1. Белякова, Л. Г. Теоретические аспекты формирования пространственных представлений в обучении пейзажной живописи / Л. Г. Белякова. – Текст : электронный // Вестник ВятГУ. – № 2–3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-formirovaniya-prostranstvennyh-predstavleniy-v-obuchenii-peyzazhnoy-zhivopisi.
  2. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: программа, методические рекомендации / Л. А. Неменская. Москва : Просвещение, 2011. 110 с.
  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : программы 1-4, 5-8 классы / Б. М. Неменский. Москва : Просвещение, 2021. 149 с.
  4. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин – пред. совета и др. – Москва : Мысль, 2010. –714 с.

Добавить комментарий