ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИВОТНЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДХШ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

УДК  372.874

ББК   74.0

СЕРЕБРЕННИКОВА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, krisserebrennikova1@gmail.com

 Ключевые слова: навык, книжная иллюстрация, анималистическое изображение, младшие школьники, дополнительное образование, тематическое рисование.

Аннотация. В данной работе представлена аналитико-практическая деятельность педагога изобразительного искусства детской художественной школы, направленная на формирование навыков изображения животных у обучающихся в ходе выполнения графической книжной иллюстрации. Раскрыто воспитательное и образовательное значение работы с книжной анималистической иллюстрацией графическими материалами, рассмотрены художественные приемы работы с гелиевой ручкой, черным маркером.

DEVELOPING SKILLS FOR DRAWING ANIMAL IMAGES IN CHILDREN’S ART SCHOOL STUDENTS WHILE EXECUTING A BOOK ILLUSTRATION

SEREBRENNIKOVA KRISTINA SERGEEVNA

Student of the Faculty of Pedagogical and Artistic Education,Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, krisserebrennikova1@gmail.com

Keywords: skill, book illustration, animalistic image, primary school students, additional education, thematic drawing.

Abstract. This paper presents the analytical and practical activities of a fine arts teacher at a children’s art school, aimed at developing skills for drawing animals in students while completing a graphic book illustration. The educational and training significance of working with book animalistic illustrations and graphic materials is revealed, and artistic techniques for working with a gel pen and black marker are considered.

 

В настоящее время при обучении детей выделяется тенденция разностороннего развития личности. Особенно ярко данная теория прослеживается в детских художественных школах. Рассматривая ДХШ, которые ориентированы на набор обучающихся третьего класса в возрасте 9-10 лет, можно выделить, такое направление подготовки, как тематическое рисование. Формирование навыков изображения животных у обучающихся младшего школьного возраста ДХШ в ходе выполнения книжной иллюстрации начинается на занятиях тематического рисования. Главной целью тематического рисования с использованием графических материалов является увеличение заинтересованности детей младшего школьного возраста в графическом изобразительном искусстве, а также в векторном увеличении заинтересованности обучающихся в отечественной анималистической литературе.

Анализ литературы показал актуальность данной проблемы в публикациях современных авторов: В. А. Серов, В. А. Ватагина, Ю. Тынянова, Н. Вышеславцева, А. Вартанова, В. Фаворский, Л. С. Добровольский, А. М. Клементьев и А. Л. Заика. Таким образом, Е. Д. Лакизенко и Т. Л. Макарова указывали на повышение детского интереса к книге путём использования наглядно-образной сюжетной иллюстрации «Иллюстрации пестрят красками, чем привлекают внимание ребенка» [3. с. 369.]. Данные авторы справедливо отмечали, что в процессе иллюстрирования детского текста ребёнок лучше усваивает информацию о животном мире нашей планеты и повышает навыки коммуникабельности за счет схожих жизненных ситуаций с героями сказок и рассказов, что прогрессивно влияет на развитие эмоциональной стороны детской психики. Говоря о самом термине «иллюстрация», из толкового словаря Ожегова нами было выяснено, что иллюстрация – это рисунок, иллюстрирующий текст.

Беря во внимание урок «Тематическое рисование» 3 класса на базе ДХШ № 1 им П. Ф. Рябова по теме «Иллюстрация к сказкам», нами может быть выдвинута следующая задача: формирования навыков изображения животных по памяти, воображению и представлению.  Навык, по мнению        Г. М. Коджаспировой, это действие, доведенное до автоматизма, который формируется путем многократного повторения [2]. Навыки изображения животныхэто действия, направленные на изображение представителей животного мира, отражающее основные их качества (построения скелета, передача фактуры шерсти), доведенные до автоматизма, которые формируются путем многократного повторения.

Основные материалы, которые будут использоваться на уроках тематического рисования для иллюстрирования художественного произведения — карандаш, ластик, гелиевые ручки, черный маркер, бумага А3. Чаще всего мы можем заметить в данном направлении использование гуаши и цветных карандашей, гелиевой ручкой и черными маркерами пользуются намного реже из-за технической сложности работы. Данная сложность прослеживается в том, что гелиевая ручка легко пачкается и смазывается, тем самым портя эстетический вид художественной работы, кроме этого, штрихи, нанесенные гелиевыми ручками или маркерами невозможно стереть, таким образом в тональной проработке произведения нельзя совершать ошибок.

К положительным качествам данного вида графических материалов, нами могут быть отнесены развитие мелкой моторики, повышение навыков тоновой передачи объема, развитие усидчивости при проработки мелких деталей.

В настоящее время многие исследователи утверждают то, что занятия с детьми младшего школьного возраста графическими материалами благоприятно влияет на развитие мелкой моторики обучающихся, за счет этого повышается и развитие речи. Стоит отметить и динамику совершенствования зрительной памяти, памяти рук, координации мелких и точных движений, что в свою очередь влияет на улучшения навыков письма детей. Говоря о прогрессивном влиянии работы у обучающихся в художественном направлении, то можно отметить улучшении образно силуэтного видения и передачи его на плоскости, реализация творческих замыслов, эстетическое воспитание, что в наложении друг друга развивает общую эрудицию детей.

Работу с обучающимися данным материалом следует начать с небольшой вводной части, на которой преподаватель кратко, но емко расскажет все особенности книжных анималистических иллюстраций с использованием гелиевой ручки. После чего, наглядно продемонстрирует приемы штриховки, тональной проработки анималистических иллюстраций. Акцентируя внимание на особенности построения животных форм, правил передачи перьевого и шерстяного покрова главного героя, особенности построения композиции при полостной иллюстрации.

Для пробного урока нами был выбран рассказ Эрнеста Сетон-Томпсона «Серебряное пятнышко». В начале урока нами был повторен материал по особенностям исполнения графической анималистической иллюстрации. После повторения материала, преподавателем был зачитан отрывок из первой части произведения. Внимательно прослушав отрывок, ребята обсудили его с преподавателем, рассмотрели наиболее выигрышные варианты расположения иллюстративной композиции. Следующим этапом нами были выполнены наброски с использованием карандаша.

По окончанию набросков ребята перешли к графической проработке иллюстраций с использованием гелиевых ручек и маркеров (рис. 2.).

 

Рис. 2. Проработка иллюстрации графическими материалами

 

Весь ход работы проходил под четким руководством преподавателя. Конечным продуктом уроков посвященных книжной иллюстрации, стала полостная книжная иллюстрация к первой главе «Серебряное пятнышко» (рис 3.)

 

 

Рис. 3.  Готовая работа

 

 

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было подтверждено предположение о том, что работа над книжная иллюстрация повышает навыки изображения животных у детей младшего школьного возраста. Достигая выполнения поставленной нами задачи обучения детей первичным навыком изображения книжной иллюстрации, преподаватель формирует у учащихся художественной школы следующие свойства:

  • эмоциональное восприятие книжной иллюстрации, как вид изобразительного искусства;
  • умение видеть и ценить изобразительное искусство в повседневности;
  • выражение в иллюстрациях своего видения того или иного героя рассказов и сказок

Книжная иллюстрация является одним из главных факторов формирования навыков изображения животных в ДХШ. Во время изучения книжной иллюстрации у детей развивается чувственно эмоциональное восприятия художественного текста, но и формируются первичные навыки изображения анималистических книжных иллюстраций на основе авторского текста.

 

Список использованных источников

 

  1. Иванова, А. В. Дополнительное образование детей в современном обществе: основные виды / А. В. Иванова. – Текст : электронный // Теория и практика современной науки. – 2022. – № 9. – С. 74–77. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennom-obschestve-osnovnye-vidy/viewer. – (дата обращения: 2024. С. 74)
  2. Коджаспирова, Г. М. Словарь психолого-педагогический: безопасность образовательной среды / Г. М. Коджаспирова ; Экон-Информ. – Москва, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-9506-0515-4. – Текст : непосредственный
  3. Лакизенко, Е. Д. Детская иллюстрированная книга как источник восприятия реальности: темы, образы, цветовое решение / Е. Д. Лакизенко, Т. Л. Макарова. – Текст : непосредственный // Вестник славянских культур. – 2022. – № 66. – С. 368–378.
  4. Мартынова, Е. Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения / Е. Н. Мартынова. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2015. № 5. – С. 66 – 72.
  5. Немнясова, М. В. Особенности восприятия и влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги / М. В. Немнясова. – Текст : непосредственный // Образование и воспитание. – 2018. – № 3. – С. 70–71.
  6. Соколов, М. Н.  / Анималистический жанр / М. Н. Соколов. – Текст : электронный// Большая российская энциклопедия. – 2017. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1823761. – Дата обращения: 21.01.2017.

Добавить комментарий