ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ТРАДИЦИЯХ ДЕРЕВЕНСКОГО ЗОДЧЕСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАФИКЕ

УДК  374:7(045)

ББК 74.200.587

Ж 352

ЖАРКОВА КАРОЛИНА СЕРГЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, karolinajarkova00@gmail.com

 

Ключевые слова: знания, формирование знаний, традиции деревенского зодчества, графика, занятия по графике.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической и исторической литературы информация по проблеме формирования знаний о традициях деревенского зодчества у учащихся детской художественной школы посредством занятий по графике.

 

DIAGNOSIS OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC IN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN

 ZHARKOVA KAROLINA SERGEEVNA

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: knowledge, knowledge formation, traditions of rural architecture, graphics, graphics classes.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological, pedagogical and historical literature on the problem of formation of knowledge about the traditions of rural architecture among pupils of children’s art schools through graphic classes.

 

В настоящее время возникает сильная необходимость в том, чтобы дети чувствовали уникальность своего народа, любили и уважали свою родину. Для того, чтобы культура оказывала наиболее эффективное воздействие на духовное и нравственное развитие личности, а ребенок испытывал потребность в культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу для восприятия культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего в сфере культуры и образования.

Прежде чем перейти к формированию знаний о традициях деревенского зодчества у обучающихся детских художественных школ необходимо разобраться что такое знания.

П. Я. Гальперин писал, что знания – это ориентировочная основа, обеспечивающая подготовку и планирование способов выполнения каких-либо действий [5].

Знания, точно также как навыки и социально-нравственный опыт, входят в содержание обучения. Гарантом их усвоения выступает процесс учебного познания. При этом педагогика акцентирует внимание на таких аспектах, как: приобретение, накопление, сохранение, преобразование, передача и утрата знаний [4].

Формирование знаний о традициях деревенского зодчества приобщает детей к культуре и изучению искусства, способствует их гармоничному развитию и формированию личности. Искусство не просто обогащает внутренний мир каждого ребенка, оно учит его чувствовать и оценивать прекрасное. Через искусство дети учатся понимать культурное наследие, а также ценить труд, вложенный в создание каких-либо произведений искусства и архитектурных шедевров.

Этнокультурное образование детей формируется под влиянием как социально-политических, так и духовных изменений.  В современных условиях педагогическая деятельность образовательных учреждений, в том числе и детских художественных школ, должна быть сосредоточена на улучшении воспитательно-образовательного процесса и внедрении инновационных подходов к обучению и воспитанию детей       .

Большое внимание должно быть уделено воспитанию духовно-нравственных ценностей и наследия русского народа.  Именно поэтому изучение традиций деревенского зодчества очень важно. Знакомство детей с зодчеством на занятиях в детских художественных школах способствует развитию у них эстетического восприятия, пространственного мышления, внимания к деталям и воображения.

Деревенское зодчество представляет собой уникальное явление в архитектурном искусстве, формировавшееся под влиянием как культурных, так и исторических факторов. Использование дерева в качестве основного строительного материала определило не только технологические подходы, но и эстетические принципы, которые стали лежать в основе этого вида искусства.

Памятники прошлого не зря называют «Каменными страницами истории», архитектура может рассказать нам об истории и культуре наших предков. С полным правом можно также добавить, что архитектура – это и «деревянные страницы» нашей истории. К сожалению, дерево, в отличии от камня, менее устойчиво к природным стихиям и времени. Дожди, снега, ветра, знои и войны привели к тому, что на сегодняшний день почти не осталось произведений деревянного зодчества. Большинство сохранившихся памятников культуры относятся к XVIII–XIX векам. Строительная техника стремительно развивалась, в связи с этим  в города чаще звали каменщиков, а не плотников [2]. Несмотря на это в нашей стране дерево всегда считалось самым востребованным и доступным строительным материалом. Лесные массивы, занимавшие обширную часть тогдашних княжеских земель, определили дерево как главный строительный материал на долгие века, а созданные русскими зодчими различные архитектурные формы в дальнейшем использовались уже при строении сооружений из камня [7].

Деревенское зодчество, будучи важной частью культурного наследия нашей страны отличается уникальными, присущими только ему чертами. В первую очередь это обусловлено свойствами строительного материала, что значительно влияло на формирование конструкций.

Благодаря тому, что деревянное зодчество всегда оставалось неотъемлемой частью народной культуры, строительство из дерева было массовым и разнообразным как в плане типологии, так и в плане архитектурного формообразования. В основном принятые правила и каноны строительства зачастую соблюдались не так строго, а фольклорный характер деревянной архитектуры способствовал свободному интерпретированию устоявшихся форм [3].

Каменная архитектура, служившая интересам аристократии, была более сильно подвержена иноземным влияниям. Деревенское же зодчество напротив было более консервативно в этом плане, что позволило сохранить самобытность жилых и хозяйственных построек.

Формирование знаний о традициях деревенского зодчества позволит детям глубже погрузиться в историю и культуру своего народа, осознать важность дерева как природного материала, а также поспособствует развитию эстетического вкуса и вдохновения на создание творческих работ.

Особенно хорошо в формировании этих знаний на базе детской художественной школы смогут помочь занятия по графике.

Графика – это искусство, в котором основным формообразующим элементом является линия «как изобразительный символ направления или движения» [6].

Графика – искусство изображения предметов линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства [8].

В данном виде искусства большое внимание уделяется бумаге, что выступает в роли фона. Доктор философии по искусствоведению Р. Е.  Алиев писал, что «Пространственные и глубинные ощущения, наряду с областями, не покрытыми изображением, часто создают «видимый» фон под цветным слоем…» [1].

К выразительным средствам графики обычно относят линию, перспективу, светотень, ритм, и контраст.

Линия – главное и самое важное выразительное средство графики. С ее помощью художник может передать легкость или тяжесть, мягкость или твердость. Благодаря многообразию графических материалов, таких как: карандаш, уголь, тушь, пастель, сепия, сангина и т.д., линия может быть разнообразной.

Перспектива – это способ передачи пространство на плоскости. Она делится на два вида: воздушную и линейную.

Светотень – это видимое на объекте распределение освещенности, что создает определённую шкалу яркости.

Ритм – это повторение элементов изображения с определенной частотой, что зачастую добавляет определённую динамику в работу.

Контраст – это заметная разница между элементами изображения, что делает их более выразительными.

Для формирования знаний о традициях деревенского зодчества на занятиях по графике можно воспользоваться проектным методом обучения, что предполагает выполнение творческих работ на основе поставленных задач. В рамках данного метода можно способствовать более углубленному изучению детьми деревянных сооружений для более детальной прорисовки элементов рисунка.

Также очень положительно на формировании знаний о традициях деревенского зодчества повлияют пленэрные занятия, что также окажет стимулирующий эффект на создание других подобных творческих работ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что занятия по графике, посвященные изучению деревенского зодчества, не только позволят сформировать необходимы знания о зодчестве, но также поспособствует развитию художественных навыков учащихся детских художественных школ.

Добавить комментарий