ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

УДК 37.02:7(045)

ББК 74.268.51

Г 961

ГУСАРОВА ДАРЬЯ АНДРЕЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, gusarova_2002@mail.ru

 Руководитель – Карпушина Л. П., д.п.н., профессор кафедры художественного и музыкального образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева

 Ключевые слова: колористические умения, умения, книжная иллюстация, цвет.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования колористических умений у обучающихся в процессе выполнения книжной иллюстрации.

 

FORMATION OF STUDENTS’ COLORISTIC SKILLS IN THE PROCESS OF PERFORMING BOOK ILLUSTRATION

 GUSAROVA DARYA ANDREEVNA

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Supervisor – Karpushina L.P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Music Education of the Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev

 

Key words: coloristic slills, skills, book illustration, colour.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the formation of coloristic skills among students in the process of performing book illustrations.

 

Книжные иллюстрации являются важной частью многих текстовых материалов, таких как книги, газеты и журналы. Они выступают в роли визуального сопровождения текста и являются существенным инструментом для развития творческих способностей обучающихся.  

Книжные иллюстрации – это изображения, предназначенные для более успешного понимания текста, который они сопровождают. В широком смысле иллюстрациями можно назвать любые изображения, которые поясняют текст. Но в узком смысле они представляют собой некие произведения искусства, созданные художником специально для восприятия вместе с текстом. Книжные иллюстрации, вырванные из контекста, могут потерять свою значимость и стать непонятными. Одним из основных аспектов при их создании является колористика. Именно она играет значительную роль в интерпретации и восприятии изображения. Следовательно, формирование колористических умений при работе с подобными произведениями искусства имеет высокую актуальность, как для мастеров своего дела, так и для юных художников.

В настоящее время является актуальным вопрос об обучении изобразительному искусству, где основным средством выразительности выступает цвет. Цвет – это свойство спектральных составов излучений, не различаемых визуально. Тот или иной цвет присваивается объектам в процессе их восприятия [2, с. 6]. Л. А. Венгер отмечает, что безошибочное восприятие цвета, а также формы и величины, необходимо для успешного школьного обучения. От него зависит также и развитие способностей к различным видам творческой деятельности [4, с. 1].  В случае большинства детей, обучающихся в средних общеобразовательных организациях, существует проблема развития колористических умений. Это выражено в неправильном использовании цветов, когда дети пытаются сочетать те цвета, которые не гармонируют друг с другом. У многих обучающихся отсутствует понимание  цветового разнообразия, о чём свидетельствует использование ограниченного количества цветов в их работах. Также на недостаточную развитость колористических умений указывает нежелание или боязнь детей экспериментировать с цветами, смешивая их и исследуя многообразие оттенков и тонов. Цвет имеет способность вызывать у людей определённые эмоции и ассоциации. Например, тёплые цвета ассоциируются с уютом, теплом и радостью, а холодные с грустью или спокойствием. Неосознанность ребёнка в этом вопросе приводит к ограничению использовать цвет выразительно. У определённого количества детей возникают трудности с распознаванием контрастных цветов, что также ограничивает их в создании ярких и выразительных работ. Кроме того, дети должны понимать, что тёплый или холодный свет оказывает влияние на цвет предметов, и учитывать это в процессе создания своих рисунков или поделок. Именно поэтому в современных образовательных программах в области искусства акцент на формировании колористических умений становится всё более ощутимым.

Стоит отметить, что цвет играет существенную роль в восприятии окружающего мира. Гаральд Браэм в своей работе «Психология цвета» пишет: «Цвета сопровождают человека повсюду. Приобретаете ли вы машину или новое платье, делаете ли вы покупки в супермаркете, обустраиваете квартиру, пытаетесь сориентироваться в уличном движении, выбираете новогодние подарки или же просто рассматриваете фотографии – вы неизменно имеете дело с невидимой силой цвета. Цвета оказывают влияние на человеческое мышление, чувственное восприятие действительности, даже на наши поступки.» [3, с. 6]. Знания о цветовых гармониях и умение их правильно сочетать способствует развитию нашего эстетического восприятия. Сформированность колористических умений даёт людям возможность выражать свои идеи, эмоции, чувства и переживания через цвет.

В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова термин «умение» рассматривается как подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения формируются путём упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [5, с. 98].

Колористические умения в изобразительном искусстве можно охарактеризовать как грамотность владения цветом. С. С. Алексеев в своей работе «О колорите» пишет, что «цвет – одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Он усваивает определённую художественную выразительность лишь тогда, когда вступает в содружество с остальными цветами, т. е. в систему цветов. Но система цветов – это уже колорит» [1, с. 16]. Колористическое мышление и знание цветовых возможностей помогут избежать односторонности и ошибок в оценке колорита, продиктованной только своим чувством вкуса или слепым подражаниям моде.

Колористика включает в себя изучение цвета, а именно, его основных характеристик и свойств, взаимодействий различных цветов и законов цветовых сочетаний и гармоний. В процессе выполнения книжной иллюстрации стоит учитывать, что цвет – это не только украшение изображения, но и средство передачи атмосферы, настроения и характера изображаемого сюжета. Умение грамотно владеть цветом оказывает существенную помощь художнику-иллюстратору в полной мере отразить замысел автора текста и создать интересную и выразительную иллюстрацию.

Формирование колористических умений в процессе выполнения книжных иллюстраций целесообразно выполнять в пять этапов:

  1. Этап теоретического изучения основ колористики. Обучающимся необходимо ознакомиться с базовыми цветовыми теориями, такими как цветовой круг и его категории (основные, вторичные и третичные цвета), с основными терминами колористики (тон, насыщенность, тональности, тени, хроматичность, оттенок), с видами цветовых палитр (аналоговая, монохроматическая, комплементарная, триадическая, прямоугольная) [6]. Для эффективного изучения теории цвета на данном этапе подойдут выдающиеся труды И. Иттена «Искусство цвета», Д. Альберса «Взаимодействие цвета», О. Ильиной и К. Бондарева «Цветоведение и колористика».
  2. Этап применения знаний на практике. Этот этап является достаточно важным в формировании колористических умений, поскольку именно практика даёт возможность закрепить теоретические знания и развить понимание в выборе колористических решений. На данном этапе обучающимся можно предложить выполнение упражнений на смешивания цветов, различение тёплых и холодных оттенков, создание орнаментов с парами дополнительных цветов.
  3. Этап анализа работ художников-иллюстраторов. Данный этап позволяет понаблюдать за тем, как мастера используют знания о колористике в своих работах. Каждый художник имеет собственный подход и стиль к использованию цвета. Поэтому такой анализ позволит обучающимся расширить свои представления о возможностях применения цвета и поможет выработать свой стиль. Можно предложить ознакомиться с работами Ю. Коровина, И. Билибина, Б. Дехтерёва, Е. Чарушина и Л. Владимирского.
  4. Этап создания собственных иллюстраций. На основе теоретических знаний и практических навыков после анализа литературного произведения обучающиеся могут начать работать над созданием их собственных иллюстраций. В современном мире дети много читают, но, чаще всего, это литература, популярная в молодёжной среде, поэтому желательно рекомендовать к прочтению и иллюстрированию классические произведения русской или зарубежной литературы. Цветовое решение эскиза должно быть связано с содержанием изображаемого эпизода. Ребёнок должен подумать, какие цвета он должен использовать, чтобы в наибольшей степени передать настроение повествования. Также стоит помнить о важной роли света, так как освещённость объектов является одним из главных элементов при создании книжной иллюстрации.
  5. Этап обсуждения детских работ. Данный этап даёт возможность получить обратную связь, сравнить свою работу с работами сверстников, проанализировать иллюстрацию с учётом советов педагога и выявить свои сильные и слабые стороны в использовании цветового решения, что, безусловно, способствует дальнейшему развитию и формированию колористических умений.

Основным этапом создания книжной иллюстрации является именно выбор цветовой палитры. Правильный подбор цветовых гармоний визуально улучшает качество иллюстрации и способствует общему художественному развитию детей. Таким образом, в основе нашего исследования  лежат пути анализа формирования колористических умений средствами книжной иллюстрации. Можно сделать вывод о том, что процесс выполнения книжной иллюстрации является эффективным способом формирования колористических умений у обучающихся.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алексеев, С. С. О колорите : учебное пособие / С. С. Алексеев. – Москва : Изобразительное искусство, 1974. – 176 с. – Текст : непосредственный.
  2. Анисимова, Е. В. Колористика: учебное пособие / Е. В. Анисимова, О. В. Фирсанова. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2020. – 61 с. – ISBN 978-5-8050-0701-0. – Текст : непосредственный.
  3. Браэм, Г. Психология цвета / Г. Браэм. – Москва : АСТ: Астрель, 2009. – 158 с. – ISBN 978-5-17-058934-0. – Текст : непосредственный.
  4. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л. А. Венгер. – Москва : Просвещение, 1988. – 144 с. – ISBN 5-09-000732-2. – Текст : непосредственный.
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. – ISBN 5-7695-0445-5. – Текст : непосредственный.

Теория цвета как основа для дизайна и иллюстрации. – Текст : электронный // Графический дизайн, дизайн. – URL: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/553582/ (дата обращения 20.12.20024).

Добавить комментарий