УДК 75-047
ББК 85.149
КОЖАЕВА АНАСТАСИЯ ВАЛЕРИЕВНА
студент факультета педагогического и художественного образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, kozhaeva.anastasia@list.ru
Ключевые слова: навык, формирование навыков, архитектурный пейзаж,
архитектурный образ города, занятия живописью, искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического
анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме
формирования навыков выполнения архитектурного пейзажа у обучающихся детских художественных школ на занятиях живопись.
FORMATION OF ARCHITECTURAL LANDSCAPE SKILLS
AMONG STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS IN PAINTING
CLASSES
KOZHAEVA ANASTASIA VALERYEVNA
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education
Mordovia State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: skill, skill formation, architectural landscape, architectural image of the
city, painting, art.
Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical
analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of formation of
architectural landscape skills among students of children’s art schools in painting classes.
Формирование навыков выполнения архитектурного пейзажа играет
значимую роль в образовательном процессе и является важным этапом
обучения в детских художественных школах. Оно способствует как
совершенствованию технических умений учащихся, так и формированию
эстетического взгляда на окружающий мир.
В толковом словаре русского языка, навык – это умение выполнять
целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате
сознательного многократного повторения [7].
.С. Рубинштейн утверждал, что «Навык возникает как сознательно
автоматизируемое действие и затем функционирует как
автоматизированный способ его выполнения 8].
Для изображения архитектурного пейзажа необходимо владение
такими навыками как: передача архитектурных форм с учетом воздушной
и линейной перспектив; подбор гармоничных, тональных и цветовых
отношений; создание композиций с учетом особенностей архитектурных
объектов [3].
При работе над архитектурным пейзажем нужно очень многое
учитывать. При изображении архитектурных сооружений необходимо
обязательно учитывать пропорции человека относительно здания.
Соблюдение масштаба важно не только при изображении больших
архитектурных форм, но также и малых (фонарей, скамеек, лестниц и т. д.)
Изображение людей в подобных работах крайне важно, особенно
если работа посвящена густонаселенному городу. Они оживляют улицы,
добавляют реальности. В основном их роль стаффажная, что с немецкого
staffage – украшение картины фигурами.
Если углубиться в историю архитектурного пейзажа, то станет
известно, что она уходит далеко в эпоху эллинизма и начинает свое
развитие в средневековье. Изначально архитектурный пейзаж играл
просто роль фона для различных религиозных повествовательных сцен. В
эпоху Ренессанса архитектурный пейзаж становиться самостоятельным
жанром, отражающим представление об идеальной архитектурной среде.
Его развитие проходило в тесной связи с развитием основного
пейзажного жанра, а также идеологической и философской составляющей
эпох 9].
В архитектурном пейзаже гармоничное сочетание архитектуры и
окружающей среды дает возможность выразить идею пространства,
раскрыть характер урбанистической среды. В этом помогает
архитектурный образ города, он формирует визуальную основу.
Архитектурный образ города – это не просто совокупность зданий,
улиц и площадей, это отражение души города, его истории, настроения и
характера. Великие художники всегда стремились передать эту
неповторимую атмосферу в своих произведениях.
Давайте рассмотрим это на примере работ современного художника
Александра Алексеевича еднева. Данный художник постоянно пробует
себя в различных стилях и техниках, его манера письма всегда сугубо
индивидуальна и узнаваема. Он много путешествует и пишет
разнообразные работы, однако всегда остается верен своей малой родине,
городу Сызрань. Архитектурный образ родного города в его работах
предстает перед зрителями в особом свете. Художник с особым
вниманием, трепетом и любовью относится к деталям и общей атмосфере
архитектурных пейзажей г. Сызрань 6].
Город Сызрань, расположенный на берегу Волги, обладает богатой
историей, которая отражена в архитектуре. Старинные дома, церкви, и
другие постройки несут в себе частичку той эпохи, в которой были
построены 10]. Сильное внимание своими изящными формами руссковизантийского стиля привлекает Казанский кафедральный собор [4]. А.А.
еднев запечатлел фасад здания на картине «Вид на Кремль». Помимо
собора художник изобразил еще одно немаловажное архитектурное
сооружение города – краеведческий музей, кирпичный особняк в стиле
эклектики.
Способность художника уловить и передать уникальные
исторические особенности архитектуры является важным аспектом
визуального образа города. А. А. еднев в своих произведениях
акцентирует внимание зрителя не только на внешнем облике зданий, но и
стремиться передать атмосферу города, известного своими уютными
улицами, набережными и мостами, тем самым раскрывая особенности г.
Сызрань. Он мастерски использует художественные выразительные
средства, для передачи ощущения пространства и ритма оживленного
рода. Взгляд на его работы погружает зрителя в атмосферу старинных
улиц Сызрани [5].
Для формирования навыка выполнения архитектурного пейзажа на
занятиях живописи в детских художественных школах следует применять
различные методы и подходы в обучении, а практические задания помогут
учащимся закрепить полученные знания.
Большое внимание должно быть уделено написанию этюдов с
натуры реальных архитектурных объектов, что даст отличную
возможность для учащихся потренироваться в передачи перспективы и
пространства. В ландшафтной архитектуре это одно из наиболее важных
сложных практических заданий, поскольку строения на заднем плане
необходимо рассматривать как большие массы с отсутствием сильной
детализации, в то время как на переднем плане нужно рассматривать
объекты с большой точностью 11].
Также будет полезен анализ произведений искусства. Изучение и
детальный анализ работ известных мастеров поможет учащимся детской
художественной школы исследовать разнообразие различных методов и
техник в изображение архитектуры.
Выполняя творческую работу в жанре архитектурного пейзажа,
необходимо, чтобы учащиеся большое внимание уделяли построению
формы с учетом перспективы, делали зарисовки и наброски для
закрепления теории.
Формирование навыков работы с архитектурным пейзажем у
учащихся детской художественной школы не только будет способствовать
развитию художественных способностей, но и окажет большое влияние на
воспитание у детей интереса к окружающему миру, архитектуре и
искусству в целом. А изучение истории архитектуры и городской
культуры обогащает восприятие и дает материал для вдохновения.
Список использованных источников
1. Вавилонская Т.В. Архитектурно-историческая среда Самарского
поволжья: формирование, состояние, концепция устойчивого развития Автореферат.
– 2017. – С. 20.
2. Иванов П.М. Эволюция городского пространства в творчестве
современных художников: опыт Сызрани Исследования в области архитектуры и
искусства. – 2015. – Т. 10. – С. 88-95.
3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись : практическое пособие Ю. М.
Кирцер – М. : Просвещение, 2003. – С. 400.
4. Козлов Д.С. Символика градостроительства города Сызрани в
произведениях художника А.А. еднева Конференция «Культурное наследие и
современное искусство». – 2011. – Тезисы докладов. – С. 56-63.
5. ебедева Н.Г. Влияние архитектурных форм Сызрани на художественное
творчество А.А. еднева Каталог выставки «Городские мотивы в современном
искусстве». – 2016. – С. 42-49.
6. еднев А.А. Архитектурные мотивы города Сызрани в современном
искусстве Журнал «Искусство и архитектура». – 2020. – No 3. – С. 12-19.
7. Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. :
издательство «Азбуковник» , 1998 г.
8. Рубинштейн, С. . О природе мышления и его составе С. . Рубенштейн.
– Москва, 1981. – 73 с.
9. Сеничкина Е. В. Городской пейзаж. История жанра Культура.
Духовность. Общество. 2016. №27.
10. Толкачев В.М. Сызрань на карте. Путешествие в прошлое Сызрань:
Ваш взгляд. – 2013 г.
11. Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж: метолы, техника, композиция. М. :Эксмо,
2002. – С. 64.