ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРТРЕТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ В ДХШ

УДК 372.874

ББК   74.0

ФОМИНА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, fatigue00@yandex.ru

Ключевые слова: навык, портрет, живопись, дополнительное образование.

Аннотация. В данной работе представлена аналитическая деятельность, направленная на изучение литературы посвященной формированию навыков выполнения портрета у обучающихся в ходе занятий по живописи в детских художественных школах. Раскрыто воспитательное и образовательное значение работы с портретной живописью, рассмотрены художественные приемы работы живописными материалами.

 

DEVELOPING PORTRAIT SKILLS IN STUDENTS IN PAINTING CLASSES AT THE CHILDREN’S ART SCHOOL

 

FOMINA DARYA ALEKSEEVNA

student of the faculty of pedagogical and artistic education

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, fatigue00@yandex.ru

Key words: skill, portrait, painting, additional education.

Abstract. This paper presents analytical work aimed at studying literature devoted to the formation of portrait skills in students during painting classes in children’s art schools. The educational and upbringing significance of working with portrait painting is revealed, and artistic techniques for working with painting materials are considered.

 

В XXI веке обучение детей стало направлено не только на получение базового основного образования, которое предоставляется образовательной организацией, но и на расширение кругозора подрастающего поколения за счет получения дополнительного образования в сфере искусств, что благотворно влияет на эстетическое развитие личности. Таким образом, повышается количество обучающихся в детских художественных школах.

Одним из основных предметов в ДХШ является живопись, на которой обучающиеся знакомятся как с законами цветоведения и композиции, так и с правилами портретной живописи.

Данный вопрос рассматривали: И. А. Абрамкин, В. В. Визер, В. С. Кузин, Е. В. Левчук, Б. М. Неменский, Л. Д. Райгородский, А. Н. Цырульник и другие ученые. Основываясь на их трудах, мы можем сказать, что главными задачами урока по живописи, нацеленным на овладение базовыми навыками изображения портрета являются:

  1. Ознакомление с портретом как жанром живописи;
  2. Развитие изобразительных умений изображения человека по памяти, по представлению и с натуры;
  3. Воспитание интереса и любви к искусству.

Основными материалами, использующимися на занятиях по живописи, являются гуашевые или акварельные краски, реже масляные, а также кисти (в зависимости от красок будут использоваться синтетика, белка или щетина), палитра, непроливайка, карандаш черно-графитный, ластик, бумага А3.

Начинать урок живописи, посвященный изучению портрета, необходимо с вводной беседы, на которой педагог с использованием разнообразных наводящих вопросов строит диалог с обучающимися по данной тематики. Акцентируя внимание на моментах, где возникли сложности, преподаватель объясняет, что такое живописный портрет, его виды, историю возникновения, правила построения и живописного исполнения.

После вводной части преподавателю следует наглядно продемонстрировать этапы выполнения погрудного портрет. В первую очередь, необходимо расположить лист вертикально и закомпоновать а рамках имеющегося пространства выбранный вид портрета. Далее изображается голова с использованием яйцевидной формы, намечаются шея и плечи. Педагог напоминает о том, что ширина плеч равна двум ширинам головы. Легким движение карандаша намечаются туловище и руки по грудь изображаемого человека. Наметив основные пропорции человеческого тела, переходим к изображению частей лица. Овал человеческой головы делится на три равных отрезка – от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до начала роста волос. После разделения головы на три части, проводится серединная линия, которая разделяет весь овал на две ровные доли. Данное действие проводится для облегчения построения парных лицевых компонентов, таких как глаза, нос и губы.

На второй линии лица слабым нажатием на карандаш намечаются брови. Для изображения глаз необходимо нарисовать круг, находящийся под бровями. Далее, найдя середину круга, прорисовываются верхнее и нижнее веки глаз, затем прорабатываются зрачок и ресницы.

Нос изображается на третьей линии – в самом низу рисуется круг (кончик носа), по бокам намечаются два маленьких кружочка (крылья носа), после чего уже прорабатываются ноздри и переносица.

Для изображения губ следует разделить плоскость от подбородка до кончика носа пополам. На получившейся линии изображается небольшой круг – это верхняя губа. Под ним чертятся два овала – это нижняя губа. После этого они соединяются одной линией для получения более проработанного контура губ. Остается наметить уши, которые находятся на одной линии с бровями и кончиком носа.

Работа в цвете начинается с подмалевка и тонального разбора фигуры. Грубыми большими мазками прокладываются свет и тень. Выбор цветов основывается на таком живописном законе, который говорит, что при изображении теплого света, тень будет холодной и, наоборот, при изображении холодного света, тень будет теплой.

Для удобства стоит замешивать большое количество нужного цвета сразу и вести работу крупными объемами, находя общие массы и избегая дробления. В процессе написания портрета важно часто отходить от холста и рассматривать свою работу издалека. Так, будет легче оценить её цельность и избежать серьезных тональных ошибок.

Расположив основные цветовые формы, можно приступить к внимательной проработке портрета и добавить рефлексы. Фон прописывается слегка, особенно, если он наполнен некоторыми деталями. Важно соблюдать баланс между основными объектами и второстепенными.

Продемонстрировав подробный ход выполнения работы, преподаватель следит за выполнением живописного портрета обучающимися. Он корректирует их рисунки, сопровождая пояснением непонятных моментов. По окончанию урока ребята должны иметь законченный живописный портрет.

Подводя итог аналитической работы, нами может быть выдвинута гипотеза о том, что формирование навыков выполнения портретов у обучающихся ДХШ на уроках живописи, необходимо для повышения живописных навыков изображения людей, эстетического восприятия человеческого образа, колористических знаний и умений передачи тона в портрете.

Список использованных источников

  1. Абрамкин, И. А. Портретная концепция русского сентиментализма: принципы изображения модели в творчестве ведущих мастеров 1790-х годов / И. А. Абрамкин. – Текст : непосредственный // Вестник МГХПА. – 2020. – № 3. – С. 96–112.
  2. Абрамкин, И. А. Роль полупарадного портрета в русском искусстве XVIII века / И. А. Абрамкин. – Текст : непосредственный // Вестник МГХПА. – 2020. – № 4. – С. 153–162.
  3. Визер, В. В. Живописная грамота. Основы портрета / В. В. Визер.– Санкт-Петербург : СПб. : Питер, 2007. – 192 с. – ISBN 5-469-01422-3. – Текст : непосредственный.
  4. Цырульник, А. Н. Обучение живописи портрета в условиях пленэра : Монография / А. Н. Цырульник. – Москва : Мир науки, 2021. – 76 с. – ISBN 978-5-6045646-6-0. – Текст : непосредственный.
  5. Шпак, Л. Ю. Древние изображения человека: оценка информативности в контексте их применения в физической антропологии / Л. Ю. Шпак. – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Антропология. – 2015. – № 4. – С. 116–125.

Добавить комментарий