ВЛИЯНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

УДК 372.874

ББК 74.0

ПАВЛОВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, pavlova_ekaterina02@mail.ru

 Ключевые слова: декоративная композиция, формирование навыков, навыки декоративной композиции, выразительные средства композиции.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по вопросу влияния декоративной композиции на обучающихся на занятиях в детской художественной школе.

 

THE INFLUENCE OF DECORATIVE COMPOSITION ON STUDENTS IN THE CLASSROOM AT A CHILDREN’S ART SCHOOL

 

PAVLOVA EKATERINA NIKOLAEVNA

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: decorative composition, skill formation, decorative composition skills, expressive means of composition, expressive means of composition.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the influence of decorative composition on students in classes at a children’s art school.

 

Декоративная композиция занимает важное место в учебных программах детских художественных школ. Данное направление способствует развитию творческих способностей, художественного воображения, эстетического вкуса, а также формирует у обучающихся навыки работы с формой и цветом. Декоративная композиция играет важную роль в развитии пространственного мышления и формирования духовной и культурной личности ребенка.

Сам термин «композиция» означает «сочинять». Композиция — построение художественного произведения, определяемое его содержанием, характером, целями и назначением. «Применительно к изобразительному искусству это есть процесс сочинения художественного произведения, составление его частей̆ во взаимосвязи друг с другом» [6].

Композиция как наука зародилась в эпоху Возрождения. Особое внимание ее развитию уделяли Леонардо да Винчи, А. Дюрер и Л. Б. Альберти, исследования которых позволили выделить и адаптировать к различным видам художественной деятельности её универсальные принципы. С развитием культуры и искусства принципы композиции постепенно обогащались, отражая эстетические идеалы разных эпох.

В настоящее время композиция представляет собой комплексное направление, включающее в себя теоретические и практические аспекты, и используется в самых разнообразных областях – от изобразительного до декоративно-прикладного.

В наше время вопросами изучения композиции произведений изобразительного искусства занимались М. В. Алпатов, Н. Н. Волков,

В. А. Фаворский̆. Большое внимание композиции детского рисунка уделяли такие авторы, как И. П. Волков, В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Н. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов. Линия, форма, пятно как средства выразительности изучаются в программах Б. М. Неменского, Л. Г. Савенко- вой и др. [5].

В работах М.В. Алпатова можно увидеть, что глубокое и всестороннее познание законов композиции возможно лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом [2].

Декоративная композиция – это композиция, обладающая высокой степенью выразительности, основанной на стилизованных и абстрактных элементах. Главная цель декоративной композиции – создание максимально выразительного образа с помощью частичного или полного отказа от точного воспроизведения реальности.

Декоративная композиция создается с учетом реального восприятия мира на основе вымышленных форм, что формирует ассоциативно-образное мышление. Для создания декоративное композиции необходимо анализировать существующие формы и элементы и после преобразовывать их с учетом личного восприятия. Иными словами, созданные формы будут косвенно выражать сущность форм, находящихся в реальности. [3].

Формирование навыков декоративной композиции у обучающихся детских художественных школ – очень важный этап художественного образования, направленный на развитие творческих способностей, эстетического восприятия и ассоциативного мышления. Декоративная композиция включает в себя элементы стилизации, упрощения форм, работы с ритмом и цветом, что способствует раскрытию творческого потенциала учащихся.

Процесс обучения декоративной композиции в детских художественных школах включает в себя несколько этапов.

В первую очередь необходимо познакомить детей с основами декоративного искусства. Сформировать базовые знание о декоративной композиции и основных средствах выразительности.

Выразительными средствами композиции являются линия, точка, цвет и пятно. Это универсальные средства, с помощью которых можно изобразить абсолютно любую форму, определить настроение, создать ассоциативное ощущение.

В процессе обучения необходимо поспособствовать обучающимся освоить материалы (батик, аппликация и т. д.) и различные техники, применяемые в декоративной композиции. Для этого можно использовать стилизацию и трансформацию природных форм, создание ритмических узоров и цветовых сочетаний.

Стилизация – это прием, с помощью которого можно передать сове авторское видение и художественную переработку явлений и объектов окружающей нас действительности. Отдельно можно выделить подражательную и творческую стилизацию.

Подражательная стилизация – это прием, предполагающий наличие образа для подражания. Используя его, учащийся должен на основе какой-либо эпохи, известного художественного течения или стиля создать новую форму.

Творческая стилизация (интерпретация) – это эффективный прием создания декоративной композиции, при котором учащийся должен создать абсолютно новый образ, отличающийся от существующего оригинала и отразить в нем свое авторское видение [3].

Очень важно уделять большое внимание последовательности этапов создания работы. В начале необходимо максимально подробно объяснить учащимся их задачу, познакомить с примерами работ художников, чтобы они смогли более осознанно подойти к выполнению учебной творческой работы. В процессе создания декоративной композиции очень важно, чтобы дети создавали эскизы, анализируя форму реального объекта. Это позволит не только более удачно выполнить творческую работу, но также будет способствовать ассоциативно-образному мышлению [1].

На базе детской художественной школы, нам удалось провести занятия по декоративно-прикладному искусству с интегрированием компьютерной графики. Учащимся была дана задача нарисовать стилизованные иллюстрации по фольклорным персонажам. Данный урок не только расширил знания детей о графических редакторах, но также внес нечто новое в уже привычную для них дисциплину.

В данной частной детской художественной школы уже проводятся уроки по цифровому искусству и декоративной композиции, а также есть возможность предоставить детям необходимое оборудование для его изучения. Работы дети выполняли в графическом редакторе Procreate.

Данное занятие показало не только положительные результаты касательно интеграции компьютерной графики в дисциплину декоративная композиция, но также позволил убедиться в том, что средствами компьютерной графики можно ускорить процесс формировании формирования навыков выполнения декоративной композиции.

При выполнении заданной творческой работы детьми были применены основы композиции, колористики и стилизации. Использование средств компьютерной графики также очень ускорило процесс эскизирования и выполнения самой работы.

Используя инструментарий графического редактора Procreate, учащиеся очень быстро смогли найти необходимые референсы для работы для изучения структуры изображения, а неограниченная палитра помогла идеально подобрать колористическую составляющую будущей иллюстрации.

В заключение следует сказать, что формирование навыков декоративной композиции у учащихся детских художественных школ – это не только обучение техническим приемам, но и развитие их художественного мышления, эстетического вкуса, умения выражать свои эмоции и идеи через искусство. Этот процесс способствует формированию гармонично развитой личности, способной видеть и создавать красоту. Педагогам важно использовать разнообразные методы и подходы, чтобы обучение стало увлекательным, эффективным и результативным.

 

Список использованных источников

 

  1. Аксёнова Дарья Игоревна, Бакиева Ольга Афанасьевна Проблемы формирования художественных навыков обучающихся в процессе создания декоративной композиции // Педагогический вестник. 2022. №23.
  2. Алпатов, М.А. Композиция в живописи / М.А. Алпатов. – Москва: Искусство, 1940.
  3. Бурова Т. Ю. Приемы формирования декоративной композиции // Известия КазГАСУ. 2015. №1 (31).
  4. Гарифуллина Э. И. Методика обучения декоративной композиции на уроках изобразительного искусства: сборник трудов конференции. // Инновации и традиции в образовательной практике современной детской школы искусств : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Нижняя Салда, 18-19 мая 2021 г.) / редкол.: М. А. Терентьева [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 57-61.
  5. Ческидова, И. Б. Формирование навыков работы над композицией на уроках изобразительного искусства в начальной школе / И. Б. Ческидова // Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Тагил, 18 февраля 2021 года. – Нижний Тагил — Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. – С. 150-155.

6. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках           изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. – М. Просвещение, 1977.

Добавить комментарий