УДК 738.8
ББК 85.125
Л 55
ФИЛАТОВА МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, mari_17_07@mail.ru
Ключевые слова: диагностика значимости пастели в искусстве как при помощи пастели можно передавать средства изобразительности и эмоции с чувствами.
Аннотация: В представленной статье исследуется значимость пастели как графического материала в искусстве, акцентируя внимание на ее использовании мастерами импрессионизма — Клодом Мане и Камилем Писсарро.
CREATING AN ARTISTIC IMAGE OF NATURE IN THE PROCESS OF CREATING A DRY PASTEL WORK.
FILATOVA MARIA VLADIMIROVNA
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
mari_17_07@mail.ru
Key words: diagnostics of the importance of pastels in art how with the help of pastels it is possible to convey the means of depiction and emotions with feelings.
Annotation: The article examines the importance of pastels as a graphic material in art, focusing on its use by the masters of Impressionism — Claude Manet and Camille Pissarro.
Существует многочисленное количество работ известных художников , которые были написаны пастелью.
Пастель — является одним из самых распространённых графических материалов.К пастели обращались такие выдающиеся мастера импрессионизма, как Клод Мане, Камиль Писсарро и другие художники. Профессиональные живописцы и графики при написании картин одновременно использовали несколько наборов сухой пастели (твердой, мягкой и ультрамягкой). Такой подход позволял значительно расширить творческие возможности и создавать разнообразные по манере исполнения произведения. Так , известный художник Дега говорил, что пастель дарит ему возможность быть «колористом с линией».
Создание художественного образа природы с помощью сухой пастели является уникальным процессом. Сухая пастель, обладает яркой палитрой и деликатной текстурой, открывает перед художником безграничные возможности. Наносимые слоями пигменты оживляют такие элементы, как свет и тень, придают объем и глубину, позволяя передать яркость солнечных лучей, хрустальность утреннего тумана или уединение вечернего заката. Искусство работы с пастелью требует внимательности и чуткости, поскольку каждое прикосновение несет в себе не только видимые, но и невидимые эмоции.
Процесс создания изображения природы — это не просто техника, а философия, основанная на единстве человека и окружающего мира. В каждой работе заложена душа художника, его стремление уловить мимолетность мгновения и передать ее с помощью цветовых нюансов, создавая таким образом живую, дышащую композицию.
Например работа известного художника Клод Мане «Завтра на траве».
Природа кажется декоративной, словно писал Мане не на пленэре (в чем заверял всех), а сидя в студии. Небрежность в проработке деталей, грубые мазки, тени, положенные черт-те как, — за такие ошибки поклонники академизма в тот период времени называли Мане маляром и недоучкой, хотя многие эксперты и ценители искусств с таким мнением о творце не согласились бы.
Еще одна не менее известная картина не менее известного художника Камияля Писсарро «Сбор яблок». Эта картина, которая прошла через руки ряда крупных торговцев и коллекционеров с момента наследования женой художника после его смерти, датируется концом периода, когда Писсарро жил в Понтуазе, и прекрасно отражает повышенный интерес к человеческому предмету и фигуре, которые возникли во время его пребывания там. Там, где некоторые из его ранних работ, особенно в разгар импрессионизма в 1870-х годах, были посвящены природным ландшафтам, он все чаще стремился поместить людей в этот контекст, а фоном служила сельская местность. Конечно, это имеет место в «Сбор яблок» где композиция фокусирует зрителя как на девушке на переднем плане, собирающей яблоки, так и на стоящую фигуру, которая держит палку в воздухе, по-видимому, ударяя по фруктам на ветках. Тем временем на заднем плане другая девушка стоит на коленях, собирая фрукты.
Изучая детали, такие как текстура коры деревьев и образ девушек собирающие яблоаи ,художник создает атмосферу живого пространства, где каждая капля света и тени имеет свое место.
Таким образом, сухая пастель становится не просто инструментом, а языком, с помощью которого рождается изысканный художественный образ, передающий силу и хрупкость мира, окружающего нас, и позволяющий зрителю погрузиться в этот чудесный и многогранный мир.
Список использованных источников
- Антонова А. В., Черокова А. В. «Творчество Клода Моне» // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — №4–5.
- Максимилиан Волошин «Клод Моне. Итоги импрессионизма». Статья является концептуальным элементом цикла «Письма из Парижа». // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — №4–5.
- Импрессионисты: картины, письма, дневники. По лекциям Паолы Волковой. / авт-сост М.В. Плясовских; пер с фр. П.В. Мелкова. — Москва: Издательство АСТ, 2020., 192 — (Лучшие картины)
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины : [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад., Каф. рус. яз. Каф. методики технологии и предпринимательства ; [Олешков М. Ю., Уваров В. М.]. — Москва : Компания Спутник+, 2006. — 189, [1] с.; 21 см.; ISBN 5-364-00329-9