УДК: 75.021.42
ББК: 85.147.7
Белоглазова А. А.
студентка МГПУ им. Евсевьева
Научный руководитель: Шишкина С. В., к.п.н, доцент
Аннотация: В данной статье исследуются колористические навыки и способы их развития и формирования. Данная тема будет изучаться на основе работы над натюрмортом в живописи.
Ключевые слова: колористические навыки, натюрморт, обучение
This article examines color skills and ways of their development and formation. This topic will be studied based on work on still life in painting
Keywords: color skills, still life, training
Колористические навыки являются частью основ художественной культуры, формирование которых у обучающихся способствует развитию их общей духовной культуры. Проявляется как форма эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Данный вопрос рассматривали следующие ученые: С. С. Алексеев, Л. Н. Миронова, Н. Н. Волков, М. В. Глазова, В. С. Денисов, П. В. Яньшин, М. О. Сурина, А. А. Сурин и др. Но, несмотря на их многочисленные исследования, научной литературы по прежнему недостаточно в полной мере. И именно поэтому данная тема будет рассматриваться в этой статье.
Колористические навыки в изобразительном искусстве рассматриваются как способность владения цветом. Специфику искусства цвета составляет художественный цветовой образ, как форма отражения цветового богатства и способ колористического преобразования окружающей действительности.
Разнообразие и развитие колористических навыков способностей учащегося может определять его дальнейшую профессиональную направленность. В связи с этим одной из важных методических проблем является организация обучения живописи, способствующего целенаправленной колористической подготовке.
Колористическая способность является общей для многих видов изобразительной деятельности, такой как живопись, цветная графика, декоративно-прикладное искусство и другие, и поэтому колористическая подготовка требует особого внимания и исследования. В данный момент живопись считается ведущим предметом среди учебных дисциплин, так как здесь цвет имеет первостепенное значение, что позволяет целенаправленно развивать колористические способности учащихся.
К колористическим знаниям, умениям и навыкам, необходимым учащимся, относятся: знания в области теории цвета; живописная грамота; знание колористических понятий и умение их применить на практике; колористические умения, необходимые для развития таких способностей, как ощущение и восприятие цвета, цветовая память и представление цвета, колористическое мышление и воображение цвета, эмоциональная отзывчивость на цвет, переживание и чувство цвета, техническое исполнение в избранном красочном материале и цветовоспроизведение. Все это должно формироваться в процессе колористической подготовки учащихся в школах и в сфере дополнительного образования.
Феномен цвета изучается в таких науках как физиология, физика, химия, психология, философия, эстетика, живопись и др. В изобразительном искусстве наибольшую ценность имеет художественно-эстетическая, эмоциональная сторона цвета, в колористической подготовке цвет используется как активное средство воспитания эстетических качеств личности, развития художественных и интеллектуальных способностей. Проблема цвета интересует специалистов, так как цвет — универсальное выразительное средство во всех видах изобразительного искусства: живописи, дизайне, графике, декоративно-прикладном искусстве.
Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. С латинского языка слово переводится как «мертвая природа» или «застывшая жизнь».
В катринах продумывается каждая деталь, которая подчеркивает эстетическую ценность каждого изображенного предмета. Смысл полотна — подчеркнуть красоту самых простых вещей передать через них ценность жизни, царящие в ней взаимосвязи, радость ее восприятия и быстротечность.
Натюрморт обычно делится на три плана, главным из которых является второй, на котором находится центр композиции, на переднем изображены мелкие детали, дополняющие основную идею, а на заднем плане — фоновые драпировки.
Основателями жанра принято считать голландских художников Питера Класа и его сын Хеда Виллема Класа. Изображения предметов природного происхождения до них существовали обычно в виде фрагментов на более крупных полотнах. Натюрморт, как отдельный жанр станковой живописи, сформировался именно в 17 веке.
Долгое время натюрморт относили к низшим жанрам, так как многие предполагали, что бытовые темы ограничивают потенциал картины. Благодаря влиянию французского импрессионизма натюрморты обогатились нюансами передачи световых эффектов — игрой цветовых пятен, бликов, воздушностью изображения.
В настоящее время в натюрморте можно выделить ряд поджанров согласно предметам и темам, представленным на холсте. Суета сует, в котором должны быть предметы, олицетворяющие бренность человеческого бытия. Охотничий, на полотне которого должны быть результаты охоты. Цветочный, главный объект которого — букет цветов в вазе. Религиозный натюрморт объединяет предметы с религиозной атрибутикой. Рыбный, родина которого — Голландия, поэтому тема морепродуктов вынесена в отдельный поджанр. Накрытый стол, разновидности которого: завтраки, на которых самые обычные продукты в простой сервировке, и роскошный натюрморт, где изображается шикарно сервированный банкет с изысканными блюдами для аристократии. Натюрморт с животными, где из живого мира чаще всего встречаются змеи, кошки, собаки, насекомые и птицы. Ученый натюрморт, на полотнах которого изображены предметы из мира науки или искусства.
В прошлом были свои ограничения на техники изображения. Картины могли различаться в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. В прошлом веке стали писать акварелью.
Формирование колористических навыков в процессе обучения будет эффективным, если этапы будут выделены на основе исторического развития колорита, главной целью будет создание художественного образа, будет соблюдена определённая последовательность в освоении этапов, главной задачей каждого этюда будет освоение определённого живописного средства или закономерности.
Последовательность решения задач будет следующей:
- определить этапы развития колорита в истории живописи;
- выявить основные задачи каждого этапа формирования колористического видения;
- выяснить место каждого из этапов исторического развития колорита в методике формирования колористического видения в процессе самостоятельных занятий студентов по живописи.
Основным методом решения этих задач будет анализ литературных источников.
Практическое применение колористических навыков формирует у обучающихся часть общей духовной культуры и позволяет проявлять свое творческое самовыражение. Все это не только способствует общему развитию ребенка, но и помогает определиться со своей будущей профессией.
Литература
- фгос (https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo)
- Величко И. Ю. Проблема формирования культуры цвета у ребенка / И. Ю. Величко // Инновационная наука — 2021
- Головачева Н. П. Некоторые методические аспекты изображения натюрморта в живописи / Н. П. Головачева, Е.В. Скрипникова // Омский научный вестник — 2014
- Валикжанина С.В. Развитие колористических навыков на уроках изобразительного искусства у учащихся младшего школьного возраста / С.В. Валикжанина, Е.А. Саранцева // Инновационный центр развития образования и науки — 2018