К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

ПЕТРОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

студентка факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tnelkina@inbox.ru

 Ключевые слова: певческие навыки, старший дошкольный возраст.

Аннотация: В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста. Автор приводит дефиницию понятия «певческие навыки», а также проводит анализ особенностей формирования певческих навыков в старшем дошкольном возрасте.

ON THE FORMATION OF SINGING SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN

 PETROVA TATIANA VALERYEVNA

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, tnelkina@inbox.ru

Keywоrds: singing skills, senior preschool age.

Abstract: The article presents an analysis of psychological and pedagogical literature on the formation of singing skills in older preschool children. The author gives a definition of the concept of «singing skills,» and also analyzes the features of the formation of singing skills in older preschool age.

 

Современное музыкальное воспитание дошкольников поставлено перед важной задачей: раскрыть талант исполнителя, развивать вокальные способности, обучать детей контролю за музыкальным слухом и вырабатывать навыки экспрессивного пения. Многие дошкольники, переходя в школьную образовательную систему, демонстрируют лишь базовое понимание пения. Они часто не умеют использовать фальцетное голосообразование, ограничиваясь пением в узком диапазоне, разговорным стилем, что приводит к пению с ошибками и напряжением. Отсутствуют навыки, необходимые для вокальной и слуховой координации, для освоения техник артикуляции, дикции и кантилены.

Проблема развития певческого голоса, а вместе с тем и певческих навыков, у дошкольников является одной из наиболее непростых в сфере музыкального и педагогического образования. Значимость этого вопроса усиливается особой чувствительностью развивающегося в этом возрасте певческого таланта, его связью с физическим здоровьем ребенка, важностью вокализации для совершенствования музыкального слуха, а также влиянием пения на всеобъемлющее формирование музыкального мировосприятия ребенка. Тему формирования певческих навыков нередко затрагивали выдающиеся педагоги прошлого столетия, такие как Н. А. Ветлугина, В. В. Емельянов. Одной из причин, сдерживающих развитие вокальных качеств у детей, по мнению специалистов, также является недостаточный уровень певческой культуры в семье.

Развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.

Певческие навыки – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта [1].

В современной педагогической литературе указываются 4 певческих навыка:

  1. Певческая установка.
  2. Певческое дыхание.
  3. Певческая дикция.
  4. Певческое звукообразование и звуковедение [2].

Для успешного развития голоса и эффективности выступлений необходимо освоение техники правильной певческой установки. Она служит отправной точкой в формировании голосовых навыков и является ключевой для функционирования голосового аппарата. Одно из ключевых правил певческой установки подчеркивает важность поддержания управляемого напряжения в теле во время пения. Не стоит позволять телу принимать расслабленное положение, будь то сидя или стоя. Исполнители должны стремиться к балансу, удерживая тело в состоянии активной готовности и чувства контролируемой напряженности, как внутренне, так и внешне.

Это требует осознанности и дисциплины для поддержания такого состояния сочетания релаксации и готовности, что является существенным для качественного вокального выступления. Ребятам необходимо разъяснять, что, как отмечает А. Д. Войнова, «неверная певческая установка ведет к быстрой утомляемости голоса и организма в целом» [2, с. 45].

Певческое дыхание является фундаментом искусства пения, так как именно от него напрямую зависит звучание голоса. Оно существенно отличается от обыденного дыхания повседневной жизни. Во время певческого акта длительность выдоха, который сопровождает фонацию (звукоизвлечение), увеличивается, в то время как вдох делается более коротким и эффективным.

Главной целью управления певческим дыханием является развитие способности к продолжительному, мягкому и рациональному использованию выдоха при пении. При обучении молодых вокалистов, руководителю важно наставить их на понимание, что дыхание должно быть адаптировано под эмоциональный и стилистический контекст исполняемого музыкального произведения, становясь его неотъемлемой частью.

Четкость дикции в пении – это артикуляционная ясность и точность, позволяющая слушателю полностью погрузиться в содержание музыкального произведения. Дикция, обретая корни в греческом слове, означающем «произношение», является критически важным элементом исполнительства, поскольку единая ткань мелодии и слов требует от исполнителя чёткого и корректного произношения текста.

Фундаментальная роль дикции в хоровом пении заключается в точной передаче текста произведения аудитории. Если слова песни становятся не различимы для слушателя, вокальное произведение утрачивает свою художественную ценность. Суть хорошей дикции в вокале не ограничивается простой разборчивостью слов; она также включает в себя чистое и деликатное звучание каждого звука, будь то гласный или согласный, а также согласованность и гармонию в произношении словосочетаний и целых фраз. Эффективная дикция придает выразительность и эмоциональную глубину музыкальному исполнению, делая его доступным и понятным для восприятия аудитории.

Детский возраст, в частности дошкольные годы, создает благоприятный фундамент для формирования певческих умений. Важность раннего начала обучения вокальному искусству подчеркивал В. В. Федонюк, указывая на преимущества, которые могут быть получены в результате обучения в юном возрасте. Подходящая регулярная тренировка в детстве обеспечивает развитие гибкости и силы голоса, достижение которых может быть куда более затруднительным в более зрелом возрасте, при условии осторожного и внимательного подхода к учебному процессу [4].

В современной методике музыкального образования для детей дошкольного возраста обнаруживается пробел в обучении фундаментальным аспектам пения. Преподаватели часто фокусируются на заучивании песенок и развитии точности интонации, не давая должного внимания комплексному формированию вокальных навыков. К лежащим в основе этой тенденции причинам относится недостаток разработанных методик, направленных на постановку голоса у малышей, что может отрицательно сказываться не только на их музыкальном прогрессе, но и здоровье.

В старших группах дошкольных организаций значительное внимание уделяется совершенствованию «певческой стойки», то есть оптимальному расположению тела и головы в момент пения. Это положение способствует правильному формированию певческого дыхания и созданию «резонирующего воздушного столба», лежащего в основе красивого и полноценного звука. Чтобы дети овладели этой техникой, они должны научиться чувствовать себя расслабленно и естественно, стоя прямо, с ногами, поставленными на ширину плеч и слегка разведенными в стороны. Осанка должна быть осознанной: тело прямое и расслабленное, основная поддержка находится на устойчивых ногах, руки свободно опущены вдоль тела; голова прямая без напряжения в шее. Акцент на дыхательных упражнениях усиливается и дополняется более сложными элементами, что обусловливает прогресс в развитии единообразия и гармонии певческого мастерства [1].

Обучение пению, которое структурируется с учетом возрастных особенностей и естественных способностей детей, несет в себе много пользы за пределами музыки. Тщательно продуманный подход к вокальной тренировке может в значительной степени способствовать физическому развитию юных певцов, укрепляя их здоровье и общую физическую форму.

Г. П. Стулова [1] использовала разнообразные приемы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха. Педагогические методы, применяемые в процессе обучения детей пению, включают в себя демонстрацию с пояснениями, инструктивные объяснения, игровые элементы, задавание вопросов и анализ исполнения песен детьми. При показе с пояснениями важно, чтобы первичное исполнение песни сопровождалось комментариями, которые помогут ребёнку глубже понять и усвоить материал. Если мелодию представить без разъяснений, внимание детей может легко отвлечься на посторонние объекты, такие как элементы одежды учителя, вместо фокуса на самом произведении. Пояснения дают понимание значений и идей, заложенных в песне, что облегчает её восприятие и запоминание. В последующих исполнениях уже знакомой песни возможно предложение объяснений без непосредственного показа, что предполагает большую самостоятельность и вовлеченность со стороны детей.

Таким образом, певческие навыки представляют собой набор частично автоматизированных действий, которые являются ключевыми элементами вокального искусства, объединяя звукообразование, регулировку дыхания и чёткость дикции. В ходе обучения молодых певцов, они мастерят четыре основных певческих навыка: настройку тела для пения, особым образом организованное дыхание, артикуляцию слов для ясного звучания и тонкую работу с вокалом и слухом. Консистентная практика этих навыков с детства способствует развитию музыкального чутья и укреплению певческого тембра, повышая объём голоса, его гибкость в интонациях и обогащая тембровое разнообразие.

Список использованных источников

 

  1. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по музыкальному развитию / Н. Ф. Андреева – Текст : непосредственный // Управление дошкольным образованием. – 2015. – №1. – С. 16-24.
  2. Войнова, А. Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников / А. Д. Войнова. – Москва : Сфера, 2016. – 139 с. – Текст : непосредственный.
  3. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: «Лань», 2016. – 176. – Текст : непосредственный
  4. Федонюк, В. В. Детский голос. Задачи и метод работы с ним: пособие / В. В. Федонюк. – Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. – 64 с. – Текст : непосредственный

Добавить комментарий