ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

Сергутова Лидия Васильевна

студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, malafeevaiulya@yandex.ru

 Ключевые слова: диагностика эмоциональной отзывчивости, компоненты эмоциональной отзывчивости, восприятие музыки, старший дошкольный возраст, музыка, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

DIAGNOSIS OF EMOTIONAL RESPONSIVENESS TO MUSIC IN OLDER PRE-SCHOOL CHILDREN

 Key words: diagnostics of emotional responsiveness, components of emotional responsiveness, perception of music, senior pre-school age, music, art.

Annotation: The article presents information summarized in the process of theoretical analysis of psycho-pedagogical literature on the problem of diagnostics of emotional responsiveness to music in children of older pre-school age.

 

Эмоциональная отзывчивость на музыку носит интегральный характер как способность, которая имеет непосредственную взаимосвязь с развитием музыкальных способностей, восприятия, мышления и воображения [3]. Многочисленные исследования (Э. Б. Абдуллин, В. П. Анисимов, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, О. П. Радынова, В. Г. Ражников, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин) демонстрируют то, что эмоциональная отзывчивость на музыку входит в структуру музыкальных способностей, одаренности и рассматривается как личностное качество в единстве эмоциональной, когнитивной и деятельностной составляющих [4].

Для определения уровней развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста, была изучена методика, соответствующая направлению нашего исследования Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, по выявлению эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к нормам морали и интерпретации им эмоционального состояния другого человека [2].

На протяжении нескольких лет российские исследователи Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина занимались изучением актуальных проблем в области педагогики и психологии и разработали диагностику эмоциональных реакций дошкольника на нормы морали, определения понимания ребенком дошкольного возраста эмоциональных состояний взрослых и сверстников. В своей работе «Критерии и основы методики оценки результатов работы по развитию эмоциональной отзывчивости», исследователи определили следующие критерии и показатели: 1) наличие у дошкольника сформированных знаний о социальных эмоциях (радость, грусть, восторг); 2) умение ребенка дошкольного возраста обращать внимание на эмоциональное неблагополучие окружающих (горе, восхищение, испуг); 3) поведение дошкольника в группе; 4) поведение ребенка по отношению к сверстникам; 5) оказание сверстникам содействия и эмоциональный отклик на обращение сверстников за помощью [2].

Нами была рассмотрена методика А. Д. Кошелевой, направленная на изучение эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста. Данная методика дает возможность сделать вывод о выразительности и разнообразии экспрессивно-мимических средств общения ребенка дошкольного возраста и о степени развитости умения сопереживать [6].

Диагностика А. Д. Кошелевой позволяет определить уровни развития эмоциональной отзывчивости непосредственно на художественные произведения. Основополагающее значение для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста исследователь отвела семье и сказке [6].

В своей диагностической методике А. Д. Кошелева выделила 3 важных показателя: 1) наличие умения у дошкольника эмоционально отзываться на события, явления окружающей действительности, по отношению к героям сказки; 2) способность сопереживать персонажам сказки и сопоставлять факты с жизненным опытом; 3) эмоциональный отклик на состояние другого человека или живого существа, сказочного героя [6].

С целью определения проявления дошкольником уровня эмоциональной отзывчивости на художественные произведения целесообразно использовать методику Н. Г. Куприной. Данная методика, а также, разработанные автором характеристики проявлений эмоциональной отзывчивости на художественные образы у детей старшего дошкольного возраста, дают возможность определить уровни развития данного качества в единстве 3-х критериев: 1) образно-содержательный; 2) эмоционально-мотивационный; 3) действенно-практический [6].

В процессе разработки диагностических заданий по определению уровней развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста, мы опирались на диагностическую методику эмоциональной отзывчивости на художественные образы у старших дошкольников, разработанную Н. Г. Куприной, а также учитывали триаду выявленных исследователем критериев [6].

На основе определения понятия «эмоциональная отзывчивость на музыку», сформулированного Б. М. Тепловым, а также с учетом триады критериев по определению уровней развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, разработанных Н. Г. Куприной, нами были выявлены следующие компоненты в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста:

1) когнитивный компонент – понимание ребенком метроритмической организации музыки – выделение сильных и слабых долей, умение различать элементарные жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), определять тембр музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка и др.), соотносить высокие и низкие звуки в ассоциативном восприятии (низкие звуки изображают медведя, высокие птичек и т.д.);

2) эмоциональный компонент – эстетическое сопереживание ребенком музыки, которое основано на активной деятельности художественного воображения, эмоциональной памяти и образно-ассоциативного мышления и выражающееся в процессе музыкально-творческой деятельности (выразительное, эмоциональное пение или игра на инструменте);

3) деятельностный компонент связан с активным двигательным сопереживанием образной сферы музыкального произведения через пластическое интонирование. Данный компонент имеет огромное значение отождествления с художественным образом музыкального произведения, в актуализации личностного эмоционального опыта и входит в основу целостности и осознанности музыкального переживания.

Проверка компонентов, составляющих эмоциональную отзывчивость на музыку имеет приоритетное значение и может осуществляться в форме музыкальной игры, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста и служит благоприятным сопутствующим звеном при восприятии музыки [5].

Для диагностики эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста, можно использовать триаду игровых заданий на выявление 3-х компонентов (когнитивный, эмоциональный, деятельностный) с использованием технологий мультимедиа.

Проверяя когнитивный компонент эмоциональной отзывчивости на музыку, можно использовать задание в игровой форме «Музыкальное лото», в процессе которого уточняются и конкретизируются элементарные музыкальные знания у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники, в процессе выполнения данного задания, учатся в простой форме размышлять о музыке, о ее характере (веселая, грустная, торжественная), средствах музыкальной выразительности, используя специальные карточки настроений. Детям предлагается прослушать музыкальные фрагменты веселого (Д. Б. Кабалевский «Клоуны»), грустного (П. И. Чайковский «Болезнь куклы» из цикла фортепианных пьес «Детский альбом») и торжественного характера (С. C. Прокофьев «Марш» из цикла «Детская музыка»), угадать жанр музыкальных произведений и с помощью карточек настроений определить характер прослушанных музыкальных фрагментов, соотнося карточки с изображениями на экране. При проверке данного компонента имеет место использование метода сравнения, наблюдения за музыкой, размышления о музыке [1].

Для проверки эмоционального компонента целесообразно использование игрового задания «Оркестровка музыкальных произведений». Данное задание направлено на выявление эмоций у старших дошкольников, которые возникают в результате слушания разных по характеру музыкальных произведений, а затем их оркестровки с использованием элементарных детских музыкальных инструментов. Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие фрагменты музыкальных произведений для слушания: «Клоуны» Д. Б. Кабалевского и «Старинная французская песенка» П. И. Чайковского из цикла фортепианных пьес «Детский альбом». Эмоциональный компонент в данном случае проверяется с помощью размышления об эмоциях, которые возникают в результате слушания музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста, а также посредством музыкально-творческой деятельности (эмоциональная игра на элементарных детских музыкальных инструментах). В процессе данного игрового задания детям предлагается выбрать на слайде цветные круги и линии, которые позволят выразить музыку в цвете. Эмоциональный компонент будет характеризоваться яркостью проявления эмоциональных реакций в процессе восприятия музыки, верностью выбора словесных характеристик при интерпретации эмоционального смысла музыки, соответствием выбора цветных кругов и линий музыкальному образу, заложенному в произведении, настроению, выраженному в музыке, а также эмоциональностью в процессе музыкально-творческой деятельности. В результате проверки эмоционального компонента реализуется метод сочинения простейшей импровизации [1].

При проверке деятельностного компонента эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста, можно использовать задание в игровое форме «Танцующие цветы». С помощью двигательной импровизации под музыку старшие дошкольники учатся передавать характер музыки (П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик») с помощью танцевальных движений. Дошкольникам предлагается изобразить кружение цветов. В процессе реализации данного игрового задания выявляются эмоции детей старшего дошкольного возраста на музыку, умение в игровой форме размышлять о характере и образе музыкального произведения. В результате проверки деятельностного компонента эмоциональной отзывчивости на музыку реализуется метод пластического интонирования музыкального произведения [1].

Таким образом, педагоги дополнительного музыкального образования могут использовать в своей практике представленные игровые задания для диагностики эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста.

На базе приобретенных музыкальных знаний и впечатлений, дети старшего дошкольного возраста могут не только ответить на вопросы, которые непосредственно связаны с образом и характером музыкального произведения, но и способны самостоятельно дать элементарную характеристику музыкального произведения, пластически проинтонировать его, разобраться в средствах музыкальной выразительности, которые используются в данном музыкальном произведении, самостоятельно сочинить простейшую импровизацию, эмоционально прочувствовать, понять разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой [5]. Старший дошкольник способен к проявлению эмоциональной отзывчивости на музыку, к целостному восприятию музыкального образа, что является основополагающим для воспитания эстетического отношения к окружающему [3].

Ребенок старшего дошкольного возраста, приобщаясь к миру музыкального искусства, сопереживая эмоционально насыщенному его содержанию, открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, интерпретируя которые, он испытывает потребность нового общения с музыкой, что способствует музыкальному развитию, совершенствованию интереса и музыкальных предпочтений [4].

 

Список использованных источников

 

  1. Добринова, К. С. Диагностика уровней сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку у детей старшего дошкольного возраста / К. С. Добринова, Н.Н. Мурованая. – Текст: непосредственный  // Инновации в науке и практике. – 2018. – Т. 1. – № 3. – С. 47–53.
  2. Зайцева, О. Н. Изучение эмпатии у детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Зайцева, И. В. Михайлова. – Текст: непосредственный // Педагогические науки. Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3. – С. 210–212.
  3. Моисеева, А. Н. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей средствами искусства / А. Н. Моисеева, Т. А. Мамкина. – Текст: непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2017. – Т. 9. – № 3. – С. 96–102.
  4. Назимова,Е. Л. Проблема развития эмоциональной отзывчивости дошкольников в современной музыкальной педагогике / Е. Л. Назимова. – Текст: непосредственный // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. – 2019. – Т. 2. – № 1. – С. 159–163.
  5. Островская, Г. И. Развитие эмоциональной отзывчивости как приоритетное направление музыкальных занятий с дошкольниками / Г. И. Островская, Т. М. Минаева. – Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 91–97.
  6. Янковская, В. М. Практические аспекты изучения эмоциональной эмпатии старших дошкольников / В. М. Янковская, Ю. В. Ахтырская. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 1. – С. 54–57.

Добавить комментарий