Формирование социокультурной компетенции младших школьников средствами музыкального театра

Осипова М. И.

МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Научный руководитель: к.п.н., доцент Шишкина С. В.

Основываясь на общих теоретических положениях, можно выделить ряд педагогических условий формирования гуманистических социокультурных ориентаций у детей в их взаимосвязях, выделить их особенные и инвариантные параметры. Одно из главных условий будет вовлечение детей в деятельность театра-студии и обогащение форм и методов театральной педагогики положениями и принципами теории гуманистического воспитания.

Анализ литературы позволил предположить, что специфическими педагогическими условиями, обеспечивающими процесс формирования социокультурных ориентации детей в музыкальном театре-студии, будут следующие:

  • овладение театральными педагогами теорией и практикой гуманистического воспитания и широкое использование гуманистических подходов в театральной педагогике;
  • создание системы студийных занятий как совокупности форм учебной, репетиционной и сценической деятельности детей;
  • интеграция в процессе постановки спектакля (как основного жанра детского театра, способствующего формированию социокультурной ориентации) и различных видов деятельности (литературно-сценической, музыкальной, хореографической, изобразительной), расширяющих возможности успешной самореализации и творческой деятельности детей;
  • включение в театральную деятельность детей национальных культурных традиций и учет в ней региональных особенностей места их проживания.

В настоящее время главными ценностями образования признаны: человек, ребенок, их социокультурное положение, свобода выбора путей развития, гуманистический стиль отношений системе «воспитывающий взрослый — ребенок».

Учитывая, что основной целью педагогической деятельности в детском театре является создание воспитательного пространства, мы исходили из теоретических принципов, изложенных в работах И.Д. Демаковой, В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. Наиболее значимыми явились идеи признания самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе; создания пространства взаимодействия, диалога педагогов и детей, построенного на безусловном педагогическом принятии детей, а также принятии детьми педагогов, сохранении индивидуальности ребенка. В детском театре эти принципы реализуются, прежде всего, за счет создания условий максимального благоприятствования для личностного культурного самоопределения каждого ребенка. Педагог должен ориентироваться в своей деятельности на способности детей и их развитие, на гуманистический характер межличностных отношений детей и взрослых, на взаимное доверие, на создание творческой обстановки и т.д. Однако, все эти показатели характерны для театра-студии, как и для любой другой гуманистически ориентированной системы. Перед нами стояла задача выявления проблем, существующих в традиционном детском театре в связи с процессом формирования социокультурной ориентации детей.

Литература:

  1. Басина Н.Э Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. — Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005. — 160 с.
  2. Белоцерковец Н. И. Формирование социальной компетентности детей в обстоятельствах прямого доступа образовательного учреждения. — Ставрополь, 2002. — С.87-88.
  3. Белякова Н. М. Формирование социокультурной компетенции у студентов начальных курсов языковых вузов при самостоятельной работе в сети Интернет [Текст]: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.02. — СПБ, 2008. — 24 с.

Добавить комментарий